г. Саратов |
|
10 апреля 2012 г. |
Дело N А06-6437/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "9" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" апреля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Агибаловой Г.И., Никитина А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Геращенко Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кабановой Ирины Ивановны, г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 декабря 2011 года,
по делу N А06-6437/2011, (судья Смирнова Н.В.)
по иску Администрации города Астрахани, г. Астрахань, (ИНН 3015009178, ОГРН 1033000821809)
к индивидуальному предпринимателю Кабановой И.И., г. Астрахань, (ИНН301500670356, ОГРН 306301705900029)
об обязании ответчика прекратить потенциально опасную деятельность
при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Администрация Волгограда (далее - истец) обратилась в арбитражный суд Астраханской области с иском к индивидуальному предпринимателю Кабановой И.И. (далее - ответчик), об обязании ответчика прекратить потенциально опасную деятельность для неопределенного круга лиц по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа на муниципальных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования "Город Астрахань" и не оказывать услуги по перевозке пассажиров и багажа на муниципальных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования "Город Астрахань" до заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23 декабря 2011 года по делу N А06-6437/2011 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель Кабанова И.И. обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 декабря 2011 года по делу N А06-6437/2011.
Представитель Администрации города Астрахани в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 96288 приобщено к материалам дела).
Индивидуальный предприниматель Кабанова И.И. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 96294 приобщено к материалам дела).
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившегося лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Как видно из материалов дела, ответчик - индивидуальный предприниматель Кабановой И.И., осуществляет пассажирские перевозки по городскому муниципальному маршруту N 46С с нарушением закона, устанавливающего специальные требования к перевозчику, без заключения с администрацией города Астрахани договора использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта.
Факт осуществления ответчиком пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок города Астрахани без заключения договора с уполномоченным органом подтвержден следующими документами: лицензией N АСС-30-1091-001 от 08.08.2008, лицензионной карточкой на автомобиль ГАЗ-322132 г.н. Т 584 ЕХ 30 RUS, ПТС 30 МТ N 019235 на автомобиль ГАЗ-322132 г.н. Т 584 ЕХ 30 RUS, договором безвозмездного пользования автомобилем ГАЗ-322132 г.н. Т 584 ЕХ 30 RUS от 18.02.2010, договором оказания услуг по медицинскому осмотру водительского состава и контролю технического состояния автотранспортного средства от 15.02.2010, договором проведения предрейсового технического осмотра N 22 от 15.02.2010, заявлением предпринимателя от 07.06.2011 о выдаче маршрутной схемы и карты, ответом администрации г. Астрахани N 07-10-02-1891 от 13.06.2011, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.08.2011, сопроводительным письмом ГИБДД УМВД РФ по Астраханской области N 27/2-442 от 19.08.2011, постановлением по делу об административном правонарушении 30 ВА N 996455 от 15.08.2011.
Истец, полагая, что деятельность ответчика по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярного сообщения муниципального образования "Город Астрахань" создает потенциальную опасность причинения вреда в будущем для неопределенного круга лиц, обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает их несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В статье 5 Закона о безопасности дорожного движения указан перечень мер, которые направлены на обеспечение безопасности движения, но не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а предполагают отношения на уровне власти - подчинения, характерные для административных правоотношений. К ним отнесены, в частности, регулирование деятельности на городском автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве; координация деятельности юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществление деятельности по организации дорожного движения; осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно части 4 статьи 6 Закона о безопасности дорожного движения органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения на территории Астраханской области при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования, урегулированы постановлением мэра города Астрахани от 29.07.2010 года N 5396-м "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в г. Астрахани".
В соответствии с Положением о комиссии по организации пассажирских перевозок в городе Астрахани, утвержденном этим постановлением, Комиссия создана для рассмотрения вопросов пассажирских перевозок в городе Астрахани и проведения единой транспортной политики с целью обеспечения предоставления бесперебойных транспортных услуг, повышения безопасности, культуры и качества обслуживания пассажиров.
В процессе своей деятельности Комиссия решает следующие задачи: совершенствование пассажирских перевозок в городе Астрахани и маршрутной сети города Астрахани с учетом наиболее полного удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках; анализ потребности города Астрахани в услугах пассажирского транспорта; координация деятельности перевозчиков всех форм собственности по обеспечению пассажирских перевозок на территории города Астрахани; рассмотрение материалов о нарушении нормативно-правовых актов, в сфере организации пассажирских перевозок, перевозчиками всех форм собственности, работающими по регулярным муниципальным маршрутам Астрахани. Комиссия осуществляет контроль за выполнением перевозчиками нормативно-правовых актов в сфере организации пассажирских перевозок на регулярных муниципальных маршрутах, договорных обязательств между сторонами, участвующими в организации и обеспечении пассажирских перевозок. При установлении нарушений перевозчиками нормативно-правовых актов Комиссия инициирует расторжение договора использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта в установленном порядке. Договоры использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта и договоры на осуществление пассажирских автомобильных перевозок по утвержденным регулярным маршрутам г. Астрахани, заключенные ранее, считаются действительными до проведения конкурсного отбора перевозчиков.
Конкурс на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения проводится в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.
В соответствии Положением о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утвержденным Решением Городской Думы МО "Город Астрахань" от 10.09.2009 N 119 следует, конкурс на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани является открытым. Целями и задачами конкурса являются: удовлетворение потребностей населения города Астрахани в пассажирских перевозках; определение из числа претендентов - перевозчиков различных организационно-правовых форм и форм собственности - максимально соответствующих предъявляемым требованиям на основе объективной оценки их квалификации; повышение безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков; вовлечение перевозчиков в активную профилактическую работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий; повышение культуры и качества обслуживания пассажиров.
Конкурс проводится в случае открытия нового маршрута, возникновения необходимости привлечения перевозчиков на уже существующий маршрут либо утверждения новой маршрутной сети.
В конкурсе участвуют владельцы транспортных средств - юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальные предприниматели: имеющие в собственности или на ином законном праве транспортные средства, соответствующие по конструкции и (или) техническому состоянию требованиям завода -изготовителя и (или) требованиям к перевозчикам, предусмотренным государственным стандартом Российской Федерации "Услуги пассажирского автомобильного транспорта", прошедшие в установленном порядке технический осмотр; представившие документы, подтверждающие соответствие транспортных средств установленным требованиям.
Организация конкурса и заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок, не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Каждый перевозчик, имеющий лицензию на право перевозки пассажиров, вправе принять участие в данном конкурсе. Конкурс носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений для участия в нем.
Решением Совета Муниципального образования "Город Астрахань" от 15.03.2005 года N 50 утверждены Правила пользования автобусами, работающими на муниципальных маршрутах Астрахани, которые призваны способствовать повышению качества обслуживания пассажиров пассажирским автомобильным транспортом общего пользования, обеспечению рациональной организации и безопасности пассажирских перевозок, являются обязательными для предприятий, организаций автомобильного транспорта города Астрахани и физических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров по договорам с администрацией города Астрахани, а также для пассажиров.
Таким образом, на администрацию города Астрахани действующим законодательством возложена обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования г. Астрахань. Схема транспортного обслуживания населения позволяет обеспечить безопасность транспортного обслуживания, предупредить причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и снизить тяжесть их последствий. Регулярные перевозки осуществляются по маршрутам с учетом схемы движения на маршруте, наличия и расположения остановочных пунктов, параметров и характеристик уличной и дорожной сети. На маршрутах устанавливаются минимально необходимый уровень транспортного обслуживания населения, а также квоты исходя из интенсивности движения транспортных средств на определенных участках автомобильных дорог и улиц, их транспортно-эксплуатационных характеристик и (или) предельной пропускной способности в единицу времени остановочных пунктов. При заключении договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа перевозчику на основании минимально необходимого уровня транспортного обслуживания населения утверждается расписание в соответствии с установленными требованиями обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа. Осуществление перевозчиками деятельности без указанного договора за рамками регламентированной схемы транспортного обслуживания населения означает отсутствие гарантий, что транспортные средства позволяют выполнить перевозки в соответствии с установленными требованиями обеспечения безопасности и что перевозчик осведомлен о параметрах и характеристиках уличной дорожной сети, об опасных участках.
В подпункте 5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, и в подпункте 5.7.3, 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, предусмотрено обязательное наличие графиков (расписаний) движения автобусов на маршруте. Графики (расписания) движения должны разрабатываться в соответствии с установленными правилами на основе нормирования скоростей перед открытием маршрутов регулярных перевозок, а также на действующих маршрутах. Нормативы скорости (времени) движения должны обеспечивать безопасные режимы движения транспортных средств в реальных условиях движения на маршруте: соответствовать скорости, разрешенной Правилами дорожного движения, дорожными знаками, предусматривать возможные задержки, связанные с организацией дорожного движения, задержки на железнодорожных переездах и т.п.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждены факты осуществления индивидуальным предпринимателем деятельности по пассажирским перевозкам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Астрахани в отсутствие заключенного с уполномоченным органом договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования.
Принимая во внимание, что указанный договор заключается с перевозчиком, отвечающим специальным критериям, установленным в Правилах пользования автобусами, работающими на муниципальных маршрутах Астрахани, и в целях обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа при заключении договора устанавливается расписание движения, суд округа счел правильным вывод суда первой инстанции о том, что осуществление ответчиком пассажирских перевозок в отсутствие указанного договора создает опасность причинения вреда в будущем, поэтому исковое требование Администрации о прекращении создающей опасность причинения вреда деятельности индивидуального предпринимателя Кабановой И.И. по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам удовлетворено правомерно.
Довод заявителя о недоказанности факта осуществления деятельности по перевозке пассажиров, создающей опасность причинения вреда, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
Кроме того, довод ответчика о наличии у него всех правоустанавливающих документов, необходимых для осуществления оспариваемой деятельности противоречит выводам, изложенным в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012 года по делу N А06-6199/2011.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Администрации города Астрахани удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина, подлежащая уплате по апелляционной жалобе в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 2000 руб.
Поскольку заявителем апелляционной жалобы государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы оплачена в сумме 1000 руб., денежные средства в размере 1 000 руб. подлежат взысканию с заявителя в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 декабря 2011 года по делу N А06-6437/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кабановой И.И. без удовлетворения.
Довзыскать с индивидуального предпринимателя Кабановой Ирины Ивановны в доход Федерального бюджета Российской Федерации госпошлину в размере 1 000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Волкова |
Судьи |
Г.И. Агибалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 5 Закона о безопасности дорожного движения указан перечень мер, которые направлены на обеспечение безопасности движения, но не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а предполагают отношения на уровне власти - подчинения, характерные для административных правоотношений. К ним отнесены, в частности, регулирование деятельности на городском автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве; координация деятельности юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществление деятельности по организации дорожного движения; осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно части 4 статьи 6 Закона о безопасности дорожного движения органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
...
В подпункте 5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, и в подпункте 5.7.3, 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, предусмотрено обязательное наличие графиков (расписаний) движения автобусов на маршруте. Графики (расписания) движения должны разрабатываться в соответствии с установленными правилами на основе нормирования скоростей перед открытием маршрутов регулярных перевозок, а также на действующих маршрутах. Нормативы скорости (времени) движения должны обеспечивать безопасные режимы движения транспортных средств в реальных условиях движения на маршруте: соответствовать скорости, разрешенной Правилами дорожного движения, дорожными знаками, предусматривать возможные задержки, связанные с организацией дорожного движения, задержки на железнодорожных переездах и т.п.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность."
Номер дела в первой инстанции: А06-6437/2011
Истец: Администрация г. Астрахани, Администрация города Астрахани Управление транспорта пассажирских перевозок
Ответчик: ИП Кабанова И. И.
Третье лицо: Администрация г. Астрахани