Новая редакция программы "1С:Бухгалтерия 8"
В октябре 2007 г. фирма "1С" выпустила новую редакцию 1.6 программы "1С:Бухгалтерия 8". Главными особенностями новой редакции программы являются упрощение ее самостоятельного освоения и повышение удобства работы.
Быстрое освоение и удобство работы
Новые возможности, позволяющие быстрее осваивать программу и удобнее с ней работать, реализованы после тщательного исследования и изучения действий начинающих пользователей при первоначальном знакомстве с программой.
Для обеспечения быстрой доступности необходимых инструментов и для прозрачной навигации главное меню программы сгруппировано по разделам учета - "Банк", "Касса", "Покупка", "Продажа", "Производство" и т.д. Сокращено количество уровней вложенности меню.
Все операции по ведению бухгалтерского учета можно выполнять, используя наглядную и удобную "Панель функций", которая содержит визуальное представление основных разделов учета в виде схем работы и открывается в режиме рабочего стола. Такое расположение "Панели функций" не мешает работе, поскольку все справочники, документы и отчеты открываются поверх нее. Идентификация текущего раздела учета и переключение между разделами теперь выполняются с помощью закладок окна "Панели функций".
Следует отметить, что закладки традиционно применяются для группировки разделов в записных книжках, блокнотах, некоторых словарях, тетрадях и других материальных объектах, а следовательно, знакомы и привычны для большинства пользователей. При этом структура закладок соответствует структуре разделов учета в главном меню, и это также облегчает освоение программы. На одной из закладок расположен "Монитор бухгалтера", который позволяет быстро и в удобной форме получить на указанную дату информацию об остатках на расчетных счетах и в кассе, о суммах дебиторской и кредиторской задолженности с детализацией по пяти контрагентам с наибольшей задолженностью, а также просмотреть напоминания о сроках представления регламентированной отчетности и уплаты налогов. Причем остатки денежных средств, а также кредиторская и дебиторская задолженность показаны в динамике в виде графиков за последнюю неделю. Состав разделов учета, отображаемых в "Панели функций", можно настроить. Кроме того, при очередном запуске программы "Панель функций" будет открыта на том разделе учета, на котором она была открыта при завершении работы с программой в предыдущем сеансе.
По каждому разделу учета добавлен общий журнал, который включает все документы, относящиеся к данному разделу. Все журналы всегда располагаются в самом начале меню.
В то же время для пользователей, уже работающих с программой и привыкших к меню предыдущей редакции, реализована возможность включения меню в стиле редакции 1.5.
Для помощи начинающим пользователям "1С:Бухгалтерии 8", самостоятельно осваивающим программу, предназначена новая форма поддержки - "Советы пользователям". Данный механизм содержит простые и понятные ответы на вопросы по темам, например, "Как оформить платежное поручение поставщику за полученные товары (услуги)", "Как начислить заработную плату" и т.д. Наряду с ответами на вопросы по разделам учета в состав поддержки включены также простые и на первый взгляд очевидные темы - "Как ввести новый документ", "Как указать вид операции в документе" и т.д. Каждый совет содержит список коротких, четких и достаточных инструкций. Для операции, которую можно выполнить несколькими способами, в "Совете" описывается самый простой рекомендованный способ. "Советы" можно открыть в главном меню в "Панели функций", а также при работе с объектом, к которому они относятся. С помощью "Советов" начинающие пользователи могут самостоятельно научиться правильно отражать в учете различные хозяйственные операции, создавать документы, заполнять справочники и формировать отчеты.
В новой редакции программы бухгалтер может быстрее выполнять такое часто повторяющееся действие, как выбор счета из Плана счетов. Теперь для выбора счета нужно просто ввести в поле выбора его код без разделителей. Например, для выбора счета 41.01 "Товары на складах" в поле выбора счета достаточно ввести последовательность цифр "4101".
Учет доходов и расходов индивидуальных предпринимателей
В предыдущей редакции программы уже была реализована возможность ведения учета индивидуальными предпринимателями по упрощенной системе налогообложения (УСН). В новой редакции дополнительно добавлена возможность ведения учета хозяйственной деятельности для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, а также для предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Автоматизирован учет доходов и расходов, а также формирование "Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций" по форме, утвержденной приказом Минфина России и МНС России от 13.08.02 г. N 86н/БГ-3-04/430.
Упрощенная система налогообложения
Для большей информативности "Книги учета доходов и расходов" в нее добавлена детальная расшифровка принятых расходов с указанием реквизитов документа оплаты. В графе "Содержание операции" раздела I "Доходы и расходы" помимо хозяйственной операции также выводится дополнительная аналитическая информация - сведения о контрагенте, направлении списания материалов и т.д. "Книгу учета доходов и расходов" теперь можно формировать с начала года с выводом итоговых показателей за каждый квартал и каждый отчетный период текущего года.
В соответствии с законодательством в случае совмещения в организации УСН и ЕНВД расходы, которые невозможно отнести к конкретным видам деятельности, распределяются согласно указанному методу и базе распределения. Для распределения расходов в налоговом учете УСН по видам деятельности, облагаемым и не облагаемым ЕНВД, добавлена возможность выбора в учетной политике организации периода "за квартал" или "нарастающим итогом", а также базы распределения - "доходы от реализации в бухгалтерском учете", "доходы в налоговом учете" или "доходы, принимаемые в налоговом учете".
Производственный учет
В документе "Требование-накладная" для каждой номенклатурной позиции списываемого в производство сырья или материалов теперь можно указать свою статью затрат и свой счет учета.
При регистрации выпуска готовой продукции с помощью документа "Отчет производства за смену" списание использованного сырья и материалов теперь выполняется автоматически.
В программе появились новые способы распределения косвенных расходов. Способ распределения "Пропорционально прямым затратам" подразумевает, что в качестве базы распределения косвенных расходов используется сумма расходов, отраженных на статьях прямых затрат в производстве. При выборе способа "Пропорционально заданному списку прямых затрат" в качестве базы распределения будет использована сумма расходов, отраженных на статьях прямых затрат и объединенных в произвольный список.
Учет по налогу на добавленную стоимость
Новый механизм "Помощник по учету НДС", выполненный в виде схемы, последовательно и наглядно проводит бухгалтера от регистрации оплаты до формирования книги покупок, книги продаж и декларации по НДС. При этом "Помощник" позволяет не только контролировать порядок выполнения действия, но и заранее анализировать данные в информационной базе и "сообщает" о реальной необходимости в проведении той или иной регламентной операции.
В зависимости от текущего состояния каждой регламентной операции ее графический элемент на схеме будет иметь разный цвет. С помощью программы можно отслеживать четыре состояния - "операция требуется, не выполнена", "операция выполнена, актуальна", "операция выполнена, но не актуальна" и "операция не требуется". Использование "Помощника учета НДС" позволяет бухгалтеру существенно экономить время и силы при ведении учета НДС.
Для организаций, в учете которых отсутствуют сложные операции реализации, например "по ставке НДС 0%", "без НДС", программа поддерживает упрощенный учет НДС без использования регламентных документов. В этом случае формирование книги покупок и книги продаж выполняется по данным первичных документов.
В документах "Счет-фактура выданный" и "Счет-фактура полученный" можно указать несколько документов-оснований. В документе "Счет-фактура выданный" можно также указать реквизиты нескольких платежно-расчетных документов. Кроме того, счет-фактуру на аванс можно ввести на основании платежного документа. Данные о счете-фактуре, полученном от поставщика, теперь можно указать непосредственно в документе поступления. В этом случае уже не потребуется вводить отдельный документ "Счет-фактура полученный".
Взаиморасчеты с контрагентами и учет денежных средств
В программе реализована возможность проводить инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности организации. Для этой цели используется документ "Инвентаризация взаиморасчетов с контрагентами". Данный документ позволяет автоматически заполнить и напечатать унифицированные формы ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" и ИНВ-22 "Приказ о проведении инвентаризации".
Для отражения в учете операций по поступлению денежных средств на расчетный счет организации-поставщика на основании требования о переводе средств со счета плательщика за отгруженные товары, выполненные работы или оказанные услуги в программу добавлен документ "Платежное требование выставленное". Данный документ используется при расчетах с покупателями, например, на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, связи и энергетики.
В договоре с контрагентом теперь можно указать "вид взаиморасчетов" по этому договору, например "кредитный договор", "разовый", "долгосрочный", "договор на оказание услуг" и т.д. Данная возможность позволяет с помощью стандартных отчетов получить информацию о дебиторской и кредиторской задолженности, сгруппированную по видам взаиморасчетов.
В программе предусмотрена возможность отключения аналитического учета по статьям движения денежных средств. Это позволяет упростить ввод кассовых и банковских документов организациям, которые не нуждаются в автоматическом заполнении "Отчета о движении денежных средств" по форме N 4.
В новой редакции реализована возможность вести расчеты с подотчетными лицами посредством банковских карт. При этом можно использовать как личные банковские карты сотрудников, так и корпоративные банковские карты.
Учет торговых операций
Организации, ведущие партионный учет, могут в документах на списание и реализацию явным образом указать партию товаров, а также сумму списания.
Автоматизированы розничные продажи с полной или частичной оплатой платежными картами и банковскими кредитами. Учитываются расчеты с банками, предоставляющими кредиты покупателям и обслуживающими платежные карты.
Для организаций розничной торговли, учитывающих товары по цене реализации, в программу добавлен товарный отчет по форме ТОРГ-29. При учете товаров в рознице по ценам реализации для каждой неавтоматизированной торговой точки можно задать свои счета учета доходов и расходов от реализации. Это позволяет в различных торговых точках организовать учет по разным режимам налогообложения, например "ЕНВД" и "не ЕНВД".
В новой редакции реализовано автоматическое заполнение документа "Отчет комитенту о продажах" данными о реализованных товарах комитента с указанием цены и суммы реализации.
Расширены функциональные возможности справочника "Номенклатура". Непосредственно при работе с формой элемента справочника можно просматривать и корректировать цены, счета учета и спецификации, которые хранятся в отдельных регистрах. Получили дальнейшее развитие возможности по подбору номенклатуры. Теперь можно, например, отобрать только товары, имеющие остатки.
Складской учет
В программе предусмотрено оформление операций по комплектованию и разукомплектованию номенклатуры. Поступление на склад и списание со склада объекта, состоящего из отдельных комплектующих, отражаются в учете с помощью документа "Комплектация номенклатуры". При выполнении операции по сборке готовый комплект поступает на склад, при этом комплектующие списываются со склада. В свою очередь при выполнении операции по разборке происходят списание комплекта и поступление на склад отдельных комплектующих.
При инвентаризации с помощью документа "Инвентаризация товаров на складе" ее можно проводить не только по складам, но и по материально ответственным лицам.
Заработная плата и кадровый учет
Все операции по учету кадров и заработной платы теперь удобно выполнять с использованием "Помощника по учету зарплаты". Новый механизм позволяет упростить ввод операций и обеспечивает их наглядность. В специальном списке в "Помощнике" представлена информация о последних введенных документах, сгруппированных в три группы - "Кадровые документы", "Плановые начисления работников организации" и "Документы по заработной плате". Отображается также информация о статусе документа - "Действует (проведен)" или "Не действует (не проведен)".
С помощью документа "Ввод сведений о плановых начислениях работников организации" можно изменить размер плановых начислений - окладов, надбавок, доплат работникам организации, в том числе районных коэффициентов и северных надбавок.
Для удобства работы с информацией о работниках предназначен новый инструмент "Управление данными работника". Это форма, в которой представлены все данные работника, имеющие отношение к кадровому учету, начислению и выплате заработной платы за указанный месяц. Форма содержит следующие тематические разделы - "Основное", "Кадровые данные", "Плановые начисления и удержания", "Расчеты, зарплата" и "ЕСН и отражение зарплаты в учете". С помощью данного инструмента можно не только просматривать информацию, но и выполнить некоторые действия. Можно, например, отредактировать кадровые данные, а также сведения по плановым начислениям и удержаниям, начислить заработную плату, рассчитать ЕСН и отразить заработную плату в регламентированном учете.
При начислении заработной платы работникам организаций реализован расчет вычета в соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ. В соответствии с приказом ФНС России от 13.10.06 г. N САЭ-3-04/706@ обновлена формируемая в документе "Сведения о доходах физлиц" отчетность по НДФЛ. Реализован формат 7.00 передачи данных персонифицированного учета, предусмотренный постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.06 г. N 192п.
О сроках представления отчетности и уплаты налогов пользователю "напомнит" новый сервисный режим "Календарь бухгалтера". Данный инструмент не только ежедневно "сообщает" о приблизившихся сроках уплаты налогов и представления отчетности, но и заблаговременно "предупреждает" о наступлении новых событий.
Движения всех документов теперь можно просматривать в единой форме. При наличии соответствующих прав в этой же форме можно отредактировать результаты проведения документа.
В программе реализован механизм полнотекстового поиска в данных информационной базы. Поиск произвольного текста выполняется по всем объектам - документам, справочникам и др.
Таким образом, новая редакция программы "1С:Бухгалтерия 8" не только позволяет решать все задачи, стоящие перед бухгалтерской службой предприятия, но и вести учет максимально удобно и комфортно.
И. Сидоров,
Фирма "1С"
Контактный телефон (495)737-92-57
"Финансовая газета", N 43, 44, октябрь, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71