г. Пермь |
|
12 апреля 2012 г. |
Дело N А50-21987/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Голубцова В.Г., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.,
при участии:
от заявителя ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) - Шмырина Т.К., доверенность от 20.08.2010, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026604952252, ИНН 6660013279) - Малиновская Л.И., доверенность от 24.11.2011, предъявлено удостоверение;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 31 января 2012 года
по делу N А50-21987/2011,
принятое судьей Байдиной И.В.,
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным решения,
установил:
ОАО "Российские железные дороги", уточнив заявленные требования, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ ПРО ФСС) об отказе обществу в финансовом обеспечении в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, выраженное в письме от 28.07.2011 N 03-19/03/36115.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 31.01.2012 заявленные требования удовлетворены: признано недействительным решение ГУ ПРО ФСС РФ, оформленное письмом от 28.07.2011 N 03-19/03/36115, адресованное Эксплуатационному вагонному депо Березники-Сортировочные -структурное подразделение Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", как несоответствующее положениям п.8 Правил финансового обеспечения в 2011 предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 11.02.2011 N 101н. На ГУ ПРО ФСС РФ возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда, ГУ ПРО ФСС РФ обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Заявитель жалобы указывает, что с 01.04.201 структурное подразделение не имело полномочий действовать от имени страхователя. Структурное подразделение представило в фонд документы, которые содержат недостоверную информацию.
ОАО "Российские железные дороги" письменный отзыв на жалобу не представило, представитель в судебном заседании просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поскольку решение суда законно и обоснованно, отсутствуют основания для отмены решения суда.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Фонд с заявлением о финансовом обеспечении общества в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний своих работников, в обоснование которого приложило пакет документов (л.д. 74-75, т.1).
Данное заявление с приложенными документами поступило в Фонд 12.07.2011.
По результатам рассмотрения заявления, Фонд направил в адрес общества письмо от 27.08.2011 N 03-19/03/36115, в котором отказал в финансовом обеспечении предупредительных мер, сославшись на то, что в Свердловской железной дороге была проведена реорганизация, а Эксплуатационное вагонное депо Березники -Сортировочные исключено из перечня структурных подразделений Свердловской железной дороги и с мая текущего года прекратило выплаты в пользу работников и начисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (л.д. 11, т.1).
Общество, считая отказ Фонда в финансовом обеспечении предупредительных мер, выраженный в письме, является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о незаконности отказа фонда.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 7 ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в 2011 году Фонд вправе принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1232 Министерству здравоохранения и социального развития РФ поручено утвердить по согласованию с Фондом социального страхования РФ правила финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Указанные Правила утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.02.2011 N 101н.
Согласно пункту 4 Правил страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 01.08.2011.
К заявлению прилагаются план финансового обеспечения в 2011 предупредительных мер с указанием сумм финансирования по форме согласно приложения к Правилам; копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, а также иные документы, перечисленные в названном пункте Правил.
Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер или отказе в таком обеспечении по страхователям, у которых сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, составляет более 6 000,0 тыс. рублей территориальным органом Фонда после согласования с Фондом.
В этом случае, территориальный орган Фонда в течение 3-х рабочих дней со дня получения полного пакета документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, направляет их на согласование в Фонд.
Фонд согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
В силу пункта 8 настоящих Правил территориальный Фонд принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:
а) если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации;
б) представленные документы содержат недостоверную информацию.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
Из материалов дела следует, что заявление общества о финансовом обеспечении общества в 2011 году предупредительных мер подано в Фонд своевременно, то есть до 01.08.2011, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции Фонда.
Из письма Фонда от 28.07.2011 N 03-19/03/36115 следует, что основанием для отказа в удовлетворении заявления общества послужило проведение реорганизации в Свердловской железной дороге и структурное подразделение - Эксплуатационное вагонное депо Березники-Сортировочные снято с учета.
Однако указанные основания в пункте 8 настоящих Правил не перечислены в качестве оснований для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер (перечень исчерпывающий).
Ссылки Фонда в жалобе на недостоверность сведений в отношении страхователя, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку Фонд на данные обстоятельства не ссылается в письме в качестве оснований для отказа в предоставлении финансового обеспечения предупредительных мер.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено, что страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Часть 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", также устанавливает, что страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.
06.08.2010 ОАО "РЖД" осуществило постановку в ГУ ПРО ФСС РФ по месту нахождения Эксплуатационного вагонного депо Березники-Сортировочные, а 16.09.2011 по месту нахождения Эксплуатационного вагонного депо Березники -Сортировочные осуществлена постановка в фонде структурного подразделения ОАО "РЖД" - Свердловской дирекции инфраструктуры. Фактически произошла реорганизация страхователя.
Таким образом, судом апелляционной инстанции не установлено недостоверных сведений в отношении страхователя.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал, что, не согласовывая план финансового обеспечения в 2011 г.., страховщик лишил страхователя возможности получить обеспечение за спорный период.
С учетом изложенного, вывод суда о том, что решение Фонда об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер, выраженное в письме от 28.07.2011 N 03-19/03/36115, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является правильным, поэтому решение суда в указанной части является правильным.
Решение суда первой инстанции в части возложения судебных расходов, понесенных обществом по оплате госпошлины по заявлению, на Фонд, также является законным и обоснованным в силу следующего.
Суд апелляционной инстанции считает, что арбитражный суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела и дал установленным обстоятельствам правильную юридическую оценку.
Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 31.01.2012 по делу N А50-21987/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Арбитражного суда Пермского края от 31.01.2012 заявленные требования удовлетворены: признано недействительным решение ГУ ПРО ФСС РФ, оформленное письмом от 28.07.2011 N 03-19/03/36115, адресованное Эксплуатационному вагонному депо Березники-Сортировочные -структурное подразделение Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", как несоответствующее положениям п.8 Правил финансового обеспечения в 2011 предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 11.02.2011 N 101н. На ГУ ПРО ФСС РФ возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
...
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1232 Министерству здравоохранения и социального развития РФ поручено утвердить по согласованию с Фондом социального страхования РФ правила финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Указанные Правила утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.02.2011 N 101н.
...
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено, что страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Часть 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", также устанавливает, что страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы."
Номер дела в первой инстанции: А50-21987/2011
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ГУ - ПРО ФСС РФ