город Воронеж |
|
13 апреля 2012 г. |
Дело N А35-10207/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от отделения вневедомственной охраны межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Глушковский": начальник отделения договорно-правовой работы отдела организационно-аналитической работы по доверенности б/н от 10.01.2012 Ефремов И.В., удостоверение серии КРС N 000806 действительно по 02.12.2015; заместитель начальника по доверенности б/н от 10.01.2012 Верютин М.М., удостоверение серии КРС N 000788 действительно по 02.12.2015;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу отделения вневедомственной охраны межмуниципального отдела МВД РФ "Глушковский" на решение Арбитражного суда Курской области от 23.01.2012 по делу N А35-10207/2011 (судья Орешко С.Ю.), по заявлению отделения вневедомственной охраны межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Глушковский" (ОГРН 1024600746280) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Курской области о признании решения недействительным и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя
УСТАНОВИЛ:
Отделение вневедомственной охраны межмуниципального отдела МВД РФ "Глушковский" (далее - Отделение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России N 1 по Курской области "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов" от 12.08.2011.
Решением суда от 23.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Отделение обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в определении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В судебное заседание МИФНС России N 1 по Курской области не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
По делу объявлялся перерыв с 30.03.2012 по 06.04.2012.
Как видно из материалов дела, Приказом УВО УМВД России по Курской области от 06.07.2011 N 141 "О внесении изменений и дополнений в правовой акт УВО при УВД по Курской области" было изменено наименование Отделения вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Глушковскому району Курской области на Отделение вневедомственной охраны межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Глушковский", а также иные положения учредительных документов.
05.08.2011 Отделение вневедомственной охраны обратилось в МИФНС России N 1 по Курской области с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
По результатам рассмотрения документов 12.08.2011 налоговой инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов.
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что среди представленных для регистрации документов отсутствовал документ об уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требовании, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не имеет льгот по уплате госпошлины, при обращении за регистрационными действиями.
Суд апелляционной инстанции полагает, что указанные выводы суда не соответствуют требованиям действующего законодательства, по следующим основаниям.
Закон РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" утратил силу с 01.01.2005 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (статья 22 Закона).
Согласно пп. 10 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций, от уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются, в том числе органы государственной власти.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (п. 1).
Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей (п. 3).
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.
Указом установлено, что в структуру Центрального аппарата МВД Российской Федерации входит Главное управление вневедомственной охраны.
Согласно Положению об МВД Российской Федерации, в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России (п. 14).
В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (п. 15).
Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 589 (ред. от 04.08.2005) "Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации", в части не противоречащей Федеральному закону "О полиции" установлено, что вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации (в дальнейшем именуется - вневедомственная охрана) создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.
В своей деятельности вневедомственная охрана руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом РСФСР "О милиции", другими законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований, настоящим Положением, нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 1).
Основными задачами вневедомственной охраны являются: охрана имущества собственников на основе договоров; участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей; проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания (п. 2).
Приказом МВД РФ от 02.09.2005 N 716 (ред. от 21.01.2010) "Об утверждении Типового положения об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации" установлено, что управление (отдел) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации входит в структуру органов внутренних дел, призванных защищать собственность, интересы личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств (п. 1).
Управление (отдел) возглавляет структуру, в которую входят управления (отделы, отделения) вневедомственной охраны и строевые подразделения милиции вневедомственной охраны (п. 3).
Управление (отдел) является юридическим лицом, в гражданско-правовых отношениях участвует в форме государственного учреждения, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации с указанием своего полного и сокращенного наименования, самостоятельные балансы, счета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах федерального казначейства, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может быть истцом и ответчиком в суде (п. 4).
Из указанного следует, что органы вневедомственной охраны являются составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выполняющие как властно-распорядительные, так и гражданско-правовые функции.
Суд апелляционной инстанции считает, что органы вневедомственной охраны входят в структуру органов внутренних дел, призванных защищать собственность, интересы личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделены властно-распорядительными полномочиями, поскольку статус заявителя, как органа государственной власти в области охраны общественного порядка и собственности определен указанным выше законодательством, и обусловлен наделением данного органа властными полномочиями (при определенных обстоятельствах и с соблюдением определенных правил) и в частности: правом задержания граждан, правом проникновения на охраняемые объекты, правом ограничения доступа в помещения и объекты, правом на применение оружия и иных специальных средств, правом составления протоколов об административном правонарушении; правом проведения досмотра помещений, личного досмотра граждан; правом на изъятие предметов запрещенных к гражданскому обороту и т.п.
Двойственный статус государственного органа, вневедомственной охраны, обусловлен тем, что данный орган не уплачивает государственную пошлину в установленных случаях, всегда, если его правоотношения из которых вытекает обязанность уплатить государственную пошлину обусловлена их гражданско-правовой природой.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда в Постановлении от 21 сентября 2010 г. N5658/10, подразделения вневедомственной охраны по делам о взыскании причитающегося им по гражданско-правовым договорам, заключенным с собственниками объектов охраны, должны рассматриваться не как государственные органы, а как учреждения, действующие от своего имени и в своем интересе (статьи 1, 120 Гражданского кодекса). Взыскание причитающегося по гражданско-правовому договору также не представляет собой случая защиты государственных и (или) общественных интересов иным органом. Поэтому подразделения вневедомственной охраны не освобождаются от уплаты государственной пошлины по указанным делам ни на основании подпункта 1, ни на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса.
Из указанного следует, что органы вневедомственной охраны, являются плательщиками государственной пошлины, в случае если правоотношения в связи с реализацией которых подлежит уплата государственной пошлины, вытекают из гражданско-правовых отношений. При этом их статус как органа государственной власти не изменяется.
В данном деле, орган вневедомственной охраны, как составная часть единого государственного органа, в форме государственного учреждения, обратился в уполномоченный орган с заявлением о регистрации изменений учредительных документов данного учреждения, что не обусловлено гражданско-правовой природой отношений.
Кроме того, в соответствии со ст. 47 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" финансовое обеспечение деятельности полиции, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета (ч. 1).
Средства, получаемые полицией по договорам об охране имущества и объектов граждан и организаций и о предоставлении иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества по этим договорам, являются доходами федерального бюджета и после возмещения убытков в связи с кражами и обстоятельствами, предусмотренными условиями договоров, зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в полном объеме (ч. 3).
По существу, Законом "О полиции" предусмотрен особый источник дохода федерального бюджета, за счет средств, получаемых от организаций и граждан за оказанные им платные услуги государственным органом.
Функция по оказанию платных услуг возложена на органы внутренних дел (подразделения вневедомственной охраны) в целях реализации их компетенции по охране общественного порядка.
Таким образом, средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации, а, следовательно, сама деятельность данных органов не является предпринимательской, в смысле ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, что подтверждено Постановлением Президиума ВАС РФ от 21.10.2003 N 5953/03 по делу N А06-1033У-13/02.
Таким образом, само по себе право органов вневедомственной охраны заключать договоры гражданско-правового характера, не свидетельствует о том, что они утрачивают свой правовой статус, как составной части государственного органа исполнительной власти осуществляющего полномочия государства в области охраны правопорядка и собственности.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции считает, что отделение вневедомственной охраны межмуниципального отдела МВД РФ "Глушковский", правомерно при подаче в налоговый орган документов установленных ст.17 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", руководствуясь пп. 10 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса, воспользовалось правом на освобождение от уплаты государственной пошлины и не представил в налоговый орган квитанцию о ее уплате.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что Решение Межрайонной инспекции ФНС N 1 по Курской области от 12 августа 2011 года не соответствует положениям Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", Налоговому кодексу Российской Федерации, и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
При названных обстоятельствах решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права (п.4 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь п.2 ст.269, ст.270 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 23.01.2012 по делу N А35-10207/2011 отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Признать незаконным Решение Межрайонной инспекции ФНС N 1 по Курской области от 12 августа 2011 года, как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", Налоговому кодексу Российской Федерации.
Межрайонной инспекции ФНС N 1 по Курской области устранить нарушение прав и законных интересов отделения вневедомственной охраны межмуниципального отдела МВД РФ "Глушковский".
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с указанным, суд апелляционной инстанции считает, что отделение вневедомственной охраны межмуниципального отдела МВД РФ "Глушковский", правомерно при подаче в налоговый орган документов установленных ст.17 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", руководствуясь пп. 10 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса, воспользовалось правом на освобождение от уплаты государственной пошлины и не представил в налоговый орган квитанцию о ее уплате.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что Решение Межрайонной инспекции ФНС N 1 по Курской области от 12 августа 2011 года не соответствует положениям Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", Налоговому кодексу Российской Федерации, и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежит признанию незаконным."
Номер дела в первой инстанции: А35-10207/2011
Истец: ОВХ МО МВД "Глушковский", Отдел вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Глушковскому району
Ответчик: МИФНС N1 по Курской области