г. Саратов |
|
17 апреля 2012 г. |
Дело N А57-25485/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" апреля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
при участии в заседании:
от Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области" - Андреева Ю.К. по доверенности от 10.03.2012 г., директор Латынцева М.А.,
от Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Саратовской области - Угольков А.В., действующий по доверенности N 73,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области" (Саратовская область, Новобурасский район, п. Белоярский, ОГРН 1026400557040, ИНН 6421013990)
на решение арбитражного суда Саратовской области от "13" февраля 2012 года по делу N А57-25485/2011, принятое судьей Степурой С.М.,
по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области" (Саратовская область, Новобурасский район, п. Белоярский, ОГРН 1026400557040, ИНН 6421013990)
заинтересованные лица:
Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Саратовской области (г. Саратов, ОГРН 1046405036886, ИНН 6450604733),
Главный государственный инспектор Саратовской области по пожарному надзору Степанов В.А. (г. Саратов),
Отделение надзорной деятельности по Новобурасскому району Главного управления МЧС России по Саратовской области (Саратовская область, Новобурасский район, р.п. Новые Бурасы),
Главный государственный инспектор Новобурасского района по пожарному надзору Малюков О.Г. (Саратовская область, Новобурасский район, р.п. Новые Бурасы),
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области" (далее заявитель, Учреждение) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 96 от 28.10.2011 года по делу об административном правонарушении.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 13 февраля 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Саратовской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 21 марта 2012 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия главного государственного инспектора Саратовской области по пожарному надзору Степанова В.А., главного государственного инспектора Новобурасского района по пожарному надзору Малюкова О.Г., представителя отделения надзорной деятельности по Новобурасскому району Главного управления МЧС России по Саратовской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 14.10.2011 г.. по 26.10.2011 года на основании распоряжения N 94 от 23.09.2011 года была проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании МДОУ "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области", расположенного по адресу: Саратовская область, Новобурасский район, п. Белоярский, ул. Радаева, д. 2А.
В ходе проведенной проверки было установлено, что в помещениях МДОУ "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области" имеются нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
- ширина эвакуационных выходов не соответствует требованиям нормативных документов, что свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 151 Федерального закона РФ N 123-ФЗ от 22.07.2008 г.; п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*;
- из помещений класса Ф 1.1 (помещения для сна, игровая комната) отсутствуют вторые эвакуационный выходы, что свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 151 Федерального закона РФ N 123-ФЗ от 22.07.2008 г.; п. 3 ППБ 01-03, п.7.4, 5.14* табл. 2* СНиП 21-01-97*;
- ширина маршей лестниц, предназначенных для эвакуации людей менее 1,35 м., ч.1 ст. 151 ФЗ-123, п.3 ППБ 01-03, п.6.29, СНиП 21-01-97*.
Таким образом, в результате проведения плановой проверки МДОУ "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области" установлены нарушения требований пожарной безопасности, что предусматривает привлечение к административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
26.10.2011 года в отношении МДОУ "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области" составлен протокол об административном правонарушении N 96.
По результатам рассмотрения данного протокола и материалов дела об административном правонарушении, Главным государственным инспектором Новобурасского района по пожарному надзору подполковником внутренней службы Малюковым О.Г. 28.10.2011 года было вынесено постановление N 96 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым, МДОУ "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 150000 руб.
Заявитель, не согласившись с постановлением N 96 по делу об административном правонарушении от 28.10.2011 г.., обратился в арбитражный суд Саратовской области с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина Учреждения в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В статье 38 Федерального закона N 69-ФЗ указано, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что МДОУ "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области" является лицом, уполномоченным владеть и пользоваться зданием, расположенным по адресу: Саратовская область, Новобурасский район, п. Белоярский, ул. Радаева, д. 2А, которое несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Федеральный закон N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В части 1 ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ указано, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Во исполнение Закона N 69-ФЗ Приказом от 18.06.2003 N 313 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с 30.06.2003 введены в действие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01 -03). Данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности обязательные для применения, в том числе и организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также должностными лицами организаций в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
На основании п. 10 указанных Правил, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
СНиП 21 -01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее -СНиП 21 -01-97*) устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов (пункт 1.1).
Согласно п. 6.16 СНиП 21-01-97* высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф 1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.; 0,8 м - во всех остальных случаях.
Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в п. 6.29.
Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
В соответствии с пунктом 6.29 СНиП 21-01-97* ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее 1,35 м.
Пунктом 5.14* СНиП 21-01-97* установлено, что противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах, противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы - таблице 2*, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград -таблице 3.
Согласно п.7.4 СНиП 21-01-97* части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
В соответствии с пунктом 6.12 СНиП 21-01-97 не менее двух эвакуационных выходов должны иметь: помещения класса Ф 1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.
Как установлено при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, и подтверждено представителем детского сада, детский сад рассчитан на 45 детей, в группах по 15 человек.
Представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом проверки N 94 от 26.10.2011 года, протоколом N 96 об административном правонарушении от 26.10.2011, подтверждается факт нарушения МДОУ "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области" вышеперечисленных обязательных требований пожарной безопасности, а именно: из помещений класса Ф 1.1 (помещения для сна, игровая комната), в которых, как было указано выше, могут одновременно пребывать 15 детей, отсутствуют вторые эвакуационный выходы, ширина эвакуационных выходов не соответствует требованиям нормативных документов, ширина маршей лестниц, предназначенных для эвакуации людей не соответствует требованиям нормативных документов.
Довод Учреждения о том, что для увеличения ширины эвакуационных выходов отсутствует техническая возможность, поскольку данное здание является старым, введено в эксплуатацию в 1967 году, то есть задолго до принятия действующих в настоящее время Правил пожарной безопасности, апелляционный суд считает несостоятельным.
Федеральный закон N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона).
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного, то обстоятельство, что здание детского сада было построено до введения в действие указанных СНиП, не освобождает заявителя от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности и от обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности.
Кроме того, нормами СНиП предусмотрена возможность устранения вменяемого в вину Учреждению правонарушения путем уменьшения количества детей, посещающих МДОУ "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области"
В оспариваемом решении суд правомерно указал, что несоблюдение Учреждением вышеуказанных требований пожарной безопасности создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и в силу возможных негативных последствий представляет угрозу для жизни и здоровья работников учреждения, а также воспитанников МДОУ "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области". Соответственно, Учреждение обязано было принять установленные законом меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта в соответствие с требованиями действующего законодательства.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает доказанным наличие в действиях учреждения признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость для принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Учреждением не представлено пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства или объективную невозможность по принятию таких мер.
Следовательно, вина МДОУ "Детский сад п. Бурасы Новобурасского района Саратовской области" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлена и доказана.
Порядок привлечения Учреждения к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено, что МДОУ "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области" также не оспаривается.
При определении меры наказания Управлением учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1., 4.2. и 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания, и в качестве меры избран минимальный размер штрафа в пределах, установленных санкцией данной нормы. Мера наказания соразмерна совершенному деянию. В действиях Учреждения отсутствует малозначительность совершенного правонарушения.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от "13" февраля 2012 года по делу N А57-25485/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
...
Учреждением не представлено пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства или объективную невозможность по принятию таких мер.
Следовательно, вина МДОУ "Детский сад п. Бурасы Новобурасского района Саратовской области" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлена и доказана.
...
При определении меры наказания Управлением учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1., 4.2. и 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания, и в качестве меры избран минимальный размер штрафа в пределах, установленных санкцией данной нормы. Мера наказания соразмерна совершенному деянию. В действиях Учреждения отсутствует малозначительность совершенного правонарушения."
Номер дела в первой инстанции: А57-25485/2011
Истец: Заведующий МДОУ "Детский сад п. Белоярский" Латынцева М. А., МДОУ "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области", МДОУ "Детский сад п. Белоярский" Латынцева М. А.
Ответчик: Главный государственный инспектор Новобурасского района по пожарному надзору Малюков О. Г., Главный государственный инспектор Саратовской области по пожарному надзору Степанов В. А., Отделение надзорной деятельности по Новобурасскому району ГУ МЧС по Саратовской области, Отделение надзорной деятельности по Новобурасскому району ГУ МЧС по Саратовской области главный государственный инспектор Новобурасского района по пожарному надзору Малюков О. Г., Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Саратовской области, Управление надзорной деятельностью ГУ МЧС России по Саратовской области главный государственный инспектор Саратовской области по пожарному надзору Степанов В. А.
Третье лицо: Главное управление МЧС России по Саратовской области, Главному государственному инспектору Малюкову О. Г., Главному государственному инспектору Степанову В. А.