г.Киров |
|
19 апреля 2012 г. |
Дело N А31-5607/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой С.Г.,
судей Великоредчанина О.Б., Тетервака А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от истца - по доверенности Усацкая Л.В., Тарасенко Г.Б.
от ответчиков - по доверенности Самсонов А.В., Урсатий Н.В., Лаврива О.А., Лаврив Р.Н.,
рассмотрев в судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционные жалобы ответчиков Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Костромской области, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Костромской области, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Костромской области, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 7" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.12.2011 по делу N А31-5607/2011, принятое судом в составе судьи Мофа В.Д.
по иску областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Костромская областная больница" (ИНН: 4443020081, ОГРН: 1024400530824) к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Костромской области (ИНН: 4401009290, ОГРН: 1024400515820), муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице комитета по здравоохранению и фармации администрации города Костромы (ИНН: 4401046578, ОГРН: 1044408624721), Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Костромской области (ИНН: 4401017104, ОГРН: 1024400513037), Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 3" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Костромской области (ИНН: 4414007390, ОГРН: 1024402234592), Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 5" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Костромской области (ИНН: 4414002673, ОГРН: 1024402234581), Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 7" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Костромской области, (ИНН: 4414008298, ОГРН: 1024402232975)
третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области (ИНН: 4401017094, ОГРН: 1024400519330),
о взыскании задолженности,
установил:
Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Костромская областная больница" (далее - ОГБУЗ "Костромская областная больница", больница, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области, муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице комитета по здравоохранению и фармации администрации города Костромы, федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области", федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области", федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области", федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области" (далее - ответчики, заявители) о взыскании 115 498 руб. задолженности по оплате медицинских услуг, оказанных осужденным в период с декабря 2009 года по август 2010 года.
Правовым основанием заявленных требований истец указал главу 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 15.12.2011 г.. с ФКУ "Исправительная колония N 1 УФСИН по Костромской области" в пользу ОГБУЗ "Костромская областная больница" взыскана задолженность в сумме 11 671 руб.
С ФКУ "Исправительная колония N 3 УФСИН по Костромской области" (ИНН 4401017104, ОГРН 1024400513037) в пользу ОГБУЗ "Костромская областная больница" взыскана задолженность в сумме 66 819 руб.
С ФКУ "Исправительная колония N 5 УФСИН по Костромской области" в пользу ОГБУЗ "Костромская областная больница" взыскана задолженность в сумме 24 829 руб.
С ФКУ "Исправительная колония N 7 УФСИН по Костромской области" в пользу ОГБУЗ "Костромская областная больница" взыскана задолженность в сумме 10 959 руб.
В удовлетворении иска к УФСИН по Костромской области, муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице комитета по здравоохранению и фармации администрации города Костромы отказано.
Не согласившись с принятым решением, УФСИН по Костромской области обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что суд не учел тот факт, что денежные средства для реализации программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи выделяются не уголовно-исполнительной системе, а системе здравоохранения, и оплата данных медицинских услуг уже была заложена при утверждении программ государственных гарантий в соответствующих бюджетах.
Полагает, что удовлетворение исковых требований влечет нарушение действующего законодательства, а именно права на гарантированную бесплатную медицинскую помощь в объемах, установленных соответствующими программами.
УФСИН по Костромской области считает себя и подведомственные учреждения, которые выступили в качестве соответчиков ненадлежащими ответчиками по заявленным требованиям.
Не согласившись с принятым решением, ФКУ ИК-1 УФСИН по Костромской области обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что лицам, осужденным к лишению свободы медицинская помощь в рамках программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи оказывается наравне со всеми гражданами РФ.
Согласно п.8 ст.40 указанных программ расходы на медицинскую помощью при состояниях, угрожающих жизни финансируются за счет средств областного бюджета, согласно ст.41 п.1,2,8 расходы на скорую медицинскую помощь, первичную медицинскую помощь, помощь при состояниях, угрожающих жизни финансируются за счет средств муниципального образования.
Данные обстоятельства арбитражный суд не учел, несмотря на то, что в качестве соответчика привлек муниципальное образование городского округа в лице комитета по здравоохранению и фармации администрации города Костромы.
ФКУ ИК-1 УФСИН по Костромской области считает себя ненадлежащим ответчиком.
Не согласившись с принятым решением, ФКУ ИК-3 УФСИН по Костромской области обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи является расходными обязательствами субъектов РФ и муниципального образования. ФКУ ИК-3 УФСИН по Костромской области является ненадлежащим ответчиком по иску.
Суд пришел к выводу, что оказанные истцом услуги подлежат оплате учреждениями, исполняющими наказание, поскольку они выступали в роли заказчика. Однако договорные отношения между ФКУ ИК-3 УФСИН по Костромской области и ОГБУЗ "Костромская областная больница" отсутствуют.
Не согласившись с принятым решением, ФКУ ИК-7 УФСИН по Костромской области обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что лицам, осужденным к лишению свободы, медицинская помощь в рамках программ государственных гарантий оказания гражданам РФ медицинской помощи оказывается наравне со всеми гражданами РФ бесплатно.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи является расходными обязательствами субъектов РФ и муниципального образования.
Таким образом, ФКУ ИК-7 УФСИН по Костромской области также является ненадлежащим ответчиком по иску.
Истец в отзыве на апелляционные жалобы просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 15.12.2011 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители истца и ответчиков в судебном заседании поддержали свои доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве на них соответственно.
Третье лицо ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как указал истец, лицам, осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы и содержащимся в соответствующих исправительных учреждениях, были оказаны следующие медицинские услуги:
1. Лицу, содержащемуся в ФКУ "Исправительная колония N 1": Шалькову Александру Сергеевичу - стоимостью 11 671 руб. (стационарное лечение в хирургическом отделении с 16.08.10 по 17.08.10).
2. Лицам, содержащимся в ФКУ "Исправительная колония N 3": Исаевой Гульбариат Магомедовне - стоимостью 610 руб. (осмотр, консультация врача-травматолога в поликлинике 06.01.2011); Кириковой Ольге Олеговне - стоимостью 10 972 руб. (стационарное лечение в хирургическом отделении с 04.06.10 по 08.06.10); Лебедевой Валентиновне Васильевне - стоимостью 5 816 руб. (стационарное лечение в хирургическом отделении с 07.06.10 по 09.06.10); Бернацкой Валентине Александровне - стоимостью 9 977 руб. (стационарное лечение в хирургическом отделении с 25.08.10 по 30.08.10); Суриной Елене Ивановне - стоимостью 2 358 руб. (стационарное лечение в хирургическом отделении с 24.06.10 по 25.06.10); Липняговой Татьяне Викторовне - стоимостью 5 562 руб. (стационарное лечение в хирургическом отделении с 29.04.10 по 01.05.10); Вавилиной Айгуль Разяновне - стоимостью 1 129 руб. (стационарное лечение в гинекологическом отделении с 23.06.10 по 24.06.10); Кулаковой Татьяне Николаевне - стоимостью 6 447 руб. (стационарное лечение в хирургическом отделении с 26.07.10 по 29.07.10); Бугановой Татьяне Вячеславовне - стоимостью 1 112 руб. (стационарное лечение в неврологическом отделении с 11.08.10 по 12.08.10); Тропиной Наталье Николаевне - стоимостью 8 794 руб. (стационарное лечение в хирургическом отделении с 14.12.09 по 21.12.09); Григорьевой Ксении Игоревне - стоимостью 14 042 рубля (стационарное лечение в гинекологическом отделении с 14.02.10 по 24.02.10). В целом стоимость оказанных услуг составила 66 819 руб.
3. Лицам, содержащимся в ФКУ "Колония-поселение N 5": Львовой Елене Вениаминовне - стоимостью 13 298 руб. (стационарное лечение в гинекологическом отделении с 26.05.10 по 03.06.10); Тимченко Ирине Николаевне - стоимостью 11 531 руб. (стационарное лечение в хирургическом отделении с 16.07.10 по 21.07.10). В целом стоимость оказанных услуг составила 24 829 руб.
4. Лицам, содержащимся ФКУ "Исправительная колония N 7": Комаркову Андрею Юрьевичу - стоимостью 620 руб. (осмотр, консультация врача-хирурга в поликлинике 08.02.2011, рентгенография); Смирнову Александру Борисовичу - стоимостью 9 889 руб. (стационарное лечение в нейрохирургическом отделении с 20.01.10 но 29.01.10); Гуркову Максиму Николаевичу - стоимостью 450 руб. (осмотр, консультация врача-уролога в поликлинике 16.03.2011). В целом стоимость оказанных услуг составила 10 959 руб.
В подтверждение факта оказания услуг истцом представлены медицинские карты на указанных лиц. Факт оказания медицинских услуг осужденным к лишению свободы лицам ответчиками не оспаривается.
В соответствии со статьей 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - Основы) лица, задержанные, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, в том числе, беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период, имеют право на получение медицинской помощи в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств бюджетов.
В соответствии со статьей 37.1 Основ первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает, в частности, лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний. Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях).
Согласно статье 37.2 Основ оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В силу статьи 13 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Как установлено при разрешении настоящего спора, вышеперечисленным гражданам, отбывающим наказание в виде лишения свободы и содержащимся в учреждениях, исполняющих наказание, по медицинским показаниям истцом была оказана как первичная медико-санитарная помощь, так и скорая медицинская помощь. Данное обстоятельство подтвердили представители сторон в ходе судебного рассмотрения.
При этом необходимость получения медпомощи в учреждении здравоохранения "Костромская областная больница" была вызвана отсутствием соответствующих специалистов в лечебных подразделениях учреждений, исполняющих наказания, а также в местных учреждениях здравоохранения (райбольницах). Как пояснили представители ответчиков, ряд больных были направлены для получения помощи в областную больницу врачами районной больницы именно в связи с обстоятельством отсутствия специалистов по месту нахождения колоний.
Порядок направления больных на лечение в ЛПУ государственной или муниципальной систем здравоохранения регламентирован Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ от 17.10.2005 г. N 640/190. Данный Порядок, в частности, предусматривает и то, что организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным, а также контроль качества ее оказания осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, в том числе медицинскими управлениями, отделами, отделениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по принадлежности ЛПУ или медицинского подразделения (пункт 3). Предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (пункт 9).
Таким образом, оценив доводы сторон и проанализировав совокупность исследованных доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что учреждения уголовно-исполнительной системы не являются получателями оказанных учреждением здравоохранения медицинских услуг, в связи с чем к рассматриваемым правоотношениям не подлежат применению положения статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, возлагающей обязанность оплаты услуг на заказчика, которому услуги оказаны. В данном случае услуги по лечению оказаны лицам, отбывающим наказание, которым действующим законодательством гарантировано получение бесплатной медицинской помощи.
При этом на ответчиков, как на учреждения, исполняющие наказания, законом возложена обязанность обеспечить охрану здоровья осужденных. Обязанность по оплате фактически оказанных осужденным медицинских услуг законодательство на данные учреждения не возлагает.
Как установлено Программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009, 2010 г.г. медицинская помощь, оказываемая в рамках данных Программ, оказывается за счет средств всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу изложенного суд второй инстанции считает, что основания для признания исправительных колоний надлежащими ответчиками по настоящему делу отсутствуют.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 15.03.2011 по делу N А31-8297/2010, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011, в удовлетворении иска больницы к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний о взыскании спорной задолженности отказано. Как пояснил представитель истца, предметом настоящего рассмотрения является задолженность, которая предъявлялась и по ранее рассмотренному делу. Данные обстоятельства в любом случае исключают возможность взыскания предъявленной суммы с УФСИН, который привлечен к настоящему делу в качестве ответчика.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что спорная задолженность не может быть взыскана и за счет средств казны муниципального образования городской округ город Кострома. Действительно статьей 39 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан предусмотрено, что финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи является расходным обязательством муниципального образования. Однако в данном случае соответствующая медпомощь оказывалась не гражданам, проживающим на территории муниципального образования, а осужденным к лишению свободы гражданам, принудительно содержащимся в исправительных учреждениях, которым гарантировано оказание помощи в рамках вышеуказанных Программ.
Отказ в удовлетворении иска к муниципальному образованию при настоящем апелляционном рассмотрении больницей не обжалуется.
При совокупности вышеизложенного суд второй инстанции пришел к выводу, что заявленные исковые требования к указанным ответчикам удовлетворению не подлежат.
В случае ненадлежащего финансирования учреждения здравоохранения со стороны соответствующих бюджетов истец не лишен права на обращение с требованиями с представлением надлежащих доказательств в подтверждение данного обстоятельства.
На основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.
В силу вышеизложенного апелляционные жалобы ответчиков подлежат удовлетворению, а обжалуемое судебное решение - отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
Основаниями для отмены обжалуемого решения являются несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права (пункт 3 части 1, часть 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционные жалобы ответчиков Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Костромской области, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Костромской области, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Костромской области, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 7" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Костромской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 15.12.2011 по делу N А31-5607/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Костромская областная больница" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
С.Г. Полякова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правовым основанием заявленных требований истец указал главу 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Порядок направления больных на лечение в ЛПУ государственной или муниципальной систем здравоохранения регламентирован Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ от 17.10.2005 г. N 640/190. Данный Порядок, в частности, предусматривает и то, что организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным, а также контроль качества ее оказания осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, в том числе медицинскими управлениями, отделами, отделениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по принадлежности ЛПУ или медицинского подразделения (пункт 3). Предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (пункт 9).
Таким образом, оценив доводы сторон и проанализировав совокупность исследованных доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что учреждения уголовно-исполнительной системы не являются получателями оказанных учреждением здравоохранения медицинских услуг, в связи с чем к рассматриваемым правоотношениям не подлежат применению положения статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, возлагающей обязанность оплаты услуг на заказчика, которому услуги оказаны. В данном случае услуги по лечению оказаны лицам, отбывающим наказание, которым действующим законодательством гарантировано получение бесплатной медицинской помощи."
Номер дела в первой инстанции: А31-5607/2011
Истец: Областное государственное бюдженое учреждение здравоохранения "Костромская областная больница", ОГБУЗ "Костромская областная больница"
Ответчик: Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице комитета по здравоохранению и фармации администрации города Костромы, Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Костромской области, УФСИН России по Костромской области, Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N1" УФСИН по Костромской области, Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N3" УФСИН по Костромской области, Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N7" УФСИН по Костромской области, Федеральное казенное учреждение "Колония-поселения N5" УФСИН по Костромской области, ФКУ "Исправительная колония N 1 УФСИН по Костромской области", ФКУ "Исправительная колония N 3 УФСИН по Костромской области", ФКУ "Исправительная колония N 7 УФСИН по Костромской области", ФКУ "Колония-поселение N 5 УФСИН по Костромской области"
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 16065/12
25.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16065/12
14.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16065/12
19.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16065/12
20.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3224/12
31.05.2012 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-5607/11
19.04.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-683/12