г. Воронеж |
|
17 апреля 2012 г. |
А64-6958/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2012
Постановление в полном объеме изготовлено 17.04.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Протасова А.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:
от управления сельского хозяйства Тамбовской области: Гладышева В.М., и.о. начальника отдела правового обеспечения по доверенности;
от общества с ограниченной ответственностью "Агат": Тафинцева А.И., представителя по доверенности;
от администрации Ржаксинского района Тамбовской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от финансового управления Тамбовской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления сельского хозяйства Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.11.2011 г.. делу N А64-6958/2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агат" (далее - ООО "Агат", ОГРН 1096816000951, ИНН 6816000158), обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению сельского хозяйства Тамбовской области (далее - Управление) о признании незаконным отказа Управления от 14.09.2010 в выплате ООО "Агат" субсидий из областного бюджета на компенсацию потерь, понесенных вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий (засухи), и обязании Управления выплатить ООО "Агат" субсидию из областного бюджета на компенсацию потерь, понесенных им вследствие воздействия неблагоприятных погонных условий (засухи) в сумме 1909590 руб. за счет средств казны областного бюджета (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.11.2011 (судья А.А.Тишин) заявленные требования частично удовлетворены. Отказ Управления сельского хозяйства Тамбовской области от 14.09.2010 в выплате ООО "Агат" субсидий из областного бюджета на компенсацию потерь, понесенных вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий (засухи) признан незаконным. С Управления в пользу ООО "Агат" взыскана сумма субсидий в размере 1179780 руб. за счет средств казны областного бюджета. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт по следующим основаниям:
- показатель доли обратившегося в размере не менее чем семьдесят процентов дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме реализованных товаров (работ, услуг) определяется по данным предшествующего календарного года. Следовательно, государственная поддержка обратившегося в форме бюджетного субсидирования может возникнуть с 01 января 2011 года, по итогам 2010 года при соблюдении условий, указанных в Федеральном законе от 29.11.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
- суд не исключил в расчете ущерба часть сельскохозяйственных культур (площадью 387 га), фотоматериал которых идентичен фотоматериалу яровой пшеницы, представленному на экспертизу СХПК "Прогресс" Ржаксинского района.
В заседании апелляционной инстанции представитель Управления поддержал требования апелляционной жалобы, просил удовлетворить их по вышеизложенным основаниям.
Представитель ООО "Агат" требования апелляционной жалобы не признал, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Третьи лица - Администрация Ржаксинского района Тамбовской области и Финансовое управление Тамбовской области явку своих представителей в заседание апелляционной инстанции не обеспечили, отзыв суду не представили, в письменных заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебное заседание откладывалось с 27.02.2012 до 19.03.2012.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 19.03.2012 до 26.03.2012.
Изучив материалы дела, заслушав и обсудив пояснения представителей Управления и ООО "Агат", Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее.
ООО "Агат" обратилось в Управление сельского хозяйства Тамбовской области за получением в 2010 году субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию потерь, понесенных ими вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий (засуха), предоставляемых в соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 24.08.2010 N 1012.
Письмом N 01-04 от 14.09.2010 Управление отказало ООО "Агат" в выплате государственной поддержки в виде субсидий, указав, что в соответствии с п.1 Правил предоставления в 2010 году субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию потерь, понесенных ими вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий (засуха), утвержденных постановлением администрации области от 24.08.2010 N 1012, указанные субсидии предоставляются товаропроизводителям. Статус сельскохозяйственного товаропроизводителя определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". В ходе рассмотрения представленных документов было выявлено, что ООО "Агат" не включен в Перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях получения ими государственной поддержки, утвержденный приказом Управления от 24.05.2010 N 59, то есть отсутствует подтверждение им доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации этой продукции не менее чем семьдесят процентов за календарный год (т.1 л.д. 8).
Посчитав отказ от 14.09.2010 незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества, ООО "Агат" обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с настоящим заявлением.
Арбитражный суд Тамбовской области, разрешая заявленные требования, счел необоснованным вывод Управления о том, что определение статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя осуществляется по итогам предшествующего календарного года, указав, что Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" не содержит указаний на необходимость выполнения условий закона в предшествующем году для признания общества сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Арбитражный суд области пришел к выводу, что постановление N 1012 от 24.08.2010 распространяется на всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, признаваемых таковыми по итогам 2010, получивших ущерб от засухи, в том числе на ООО "Агат".
Суд отметил, что ни в Постановлении N 1012 от 24.08.2010, ни в Правилах, утвержденных данным постановлением, нет ссылки на то обстоятельство, что получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители, включенные в перечень на основании приказа Управления сельского хозяйства Тамбовской области 24.05.2010 N 59. Перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденный на основании приказа Управления сельского хозяйства Тамбовской области 24.05.2010 N 59, был сформирован для получения поддержки за счет средств федерального и областного бюджета, но при этом конкретные цели финансирования данным приказом не установлены.
При определении размера ущерба суд принял во внимание письмо ОАО "РосНТЦагроЧС" N 92/01-10 от 20.06.2011 г.. о проведении экспертизы материалов о гибели сельскохозяйственных культур ООО "Агат" Ржаксинского района Тамбовской области (т.1 л.д.171, 172), в соответствии с которым часть сельскохозяйственных культур не была включена в расчет ущерба, и определил ущерб ООО "Агат" в сумме 1 179 780 руб. (1201 -90-58-261-50=742 гектара * 1590 руб. =1 179 780 руб.).
При этом довод Управления о том, что фактически субсидии необходимо рассчитывать из размера 1400 руб., а не 1590 рублей, судом области был отклонен. Суд указал, что в пункт 5 Правил (утвержденных Администрацией Тамбовской области от 24.08.2010 г.. N 1012) Администрацией Тамбовской области вносились изменения, в соответствии с которыми Администрация Тамбовской области взяла на себя бюджетное обязательство по выплате субсидий по ставке - на 1 гектар погибших посевов - 1590 руб.
Суд указал, что частичным удовлетворением требований ООО "Агат" будет достигнута предусмотренная Правилами (утвержденными постановлением от 24.08.2010 г.. N 1012) цель - поддержка сельского хозяйства.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом, решения и действия (бездействие) признаются незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
В соответствии с п.1.1, п.3.1 Положения об управлении сельского хозяйства Тамбовской области, утв. постановлением администрации Тамбовской области от 01.08.2006 N 877, Управление сельского хозяйства Тамбовской области является исполнительным органом государственной власти Тамбовской области, разрабатывает и представляет на рассмотрение в установленном порядке проекты нормативных правовых актов области в сфере поддержки сельскохозяйственного производства, в том числе программы и проекты в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства; реализует и контролирует в пределах компетенции областные целевые и другие программы и мероприятия в сфере поддержки сельскохозяйственного производства.
Таким образом, рассмотрение заявления ООО "Агат" на получение в 2010 году в соответствии с постановлением администрации области от 24.08.2010 N 1012 субсидий из областного бюджета на компенсацию потерь вследствие засухи входит в компетенцию Управления.
Постановлением администрации Тамбовской области от 24.08.2010 N 1012 утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию потерь, понесенных ими вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий (засуха)".
Указанные Правила разработаны в целях реализации программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы, утвержденной Постановлением администрации области от 23.03.2009 N 303 (в редакции от 28.06.2010), и определяют порядок предоставления в 2010 году субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию потерь, понесенных ими вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий (засуха) (п.1 Правил).
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных управлению сельского хозяйства области в сводной бюджетной росписи областного бюджета на финансирование Программы на 2010 год (п.2 Правил).
Согласно п.3 Правил (в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30.08.2010 N 1032, действовавшей на момент отказа ООО "Агат" в предоставлении субсидий), субсидии из средств областного бюджета предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, включенным в прошедший экспертную оценку ОАО "РосНТЦагроЧС" "Реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от чрезвычайной ситуации "Засуха" в Тамбовской области в весенне-летний период 2010 г." и (или) "Реестр застрахованных сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от чрезвычайной ситуации "Засуха" в Тамбовской области в весенне-летний период 2010 г." (далее - Реестры).
Сельскохозяйственными производителями, в соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Суд области, применив правовые положения ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, п. 1, п.2 статьи 14 ФЗ от 21.11.1996 г.. "О бухгалтерском учете", пришел к обоснованному выводу о том, что Федеральный закон от 29.12.2006 г.. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" не содержит указаний на необходимость выполнения условий закона в предшествующем году, для признания общества сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Так, согласно ст. 12 Бюджетного кодекса РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В силу п.1, п.2 ст. 14 ФЗ от 21.11.1996 г.. "О бухгалтерском учете" отчетным периодом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября - по 31 декабря следующего года.
Исходя из изложенного, для признания общества сельскохозяйственным товаропроизводителем достаточно того, что им производится, перерабатывается продукция в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Отнесение производимой ООО "Агат" продукции к перечню сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители", утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 446, Управлением не оспаривалось и подтверждается материалами дела.
Так, в перечень сельскохозяйственной продукции, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 446, включены зерновые и зернобобовые культуры, клубнеплодные, кормовые культуры.
Согласно сведениям, указанным в выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Общества является выращивание зерновых и зернобобовых культур (код ОКВЭД 01.11.1), дополнительными видами деятельности являются: выращивание картофеля, столовых корнеплодов и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала (код ОКВЭД 01.11.2), выращивание масличных культур (код ОКВЭД 01.11.3), выращивание сахарной свеклы (код ОКВЭД 01.11.5), выращивание кормовых культур, заготовка растительных кормов (код ОКВЭД 01.11.6), выращивание прядильных культур (код ОКВЭД 01.11.7), выращивание прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки (код ОКВЭД 01.11.8). В соответствии с Уставом ООО "Агат", утвержденным решением N 1 от 06.10.2009 г.., основными видами деятельности Общества являются: производство продукции сельскохозяйственного назначения; производство, хранение, переработка и реализация зерновых культур, маслосемян, муки и иной сельскохозяйственной продукции; осуществление всех иных видов деятельности, связанных с производством, хранением, переработкой и реализацией продукции сельскохозяйственного назначения; осуществление любых иных видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ (т. 1 л.д. 16-22).
Таким образом, производимые ООО "Агат" культуры включены в перечень сельскохозяйственной продукции, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 446, что позволяет отнести ООО "Агат" к сельскохозяйственным производителям.
Доля дохода ООО "Агат" от реализации сельскохозяйственной продукции за 2010 год обоснованно установлена судом области в размере более 94,9%, исходя из данных бухгалтерского баланса на 1 января 2011; отчета о прибылях и убытках за 2010; отчета о движении денежных средств за 2010; приложения к бухгалтерскому балансу за 2010, отчета о численности и заработной плате работников организации за 2010; отчета об отраслевых показателях деятельности организации агропромышленного комплекса за 2010; отчета о затратах на основное производство за 2010; расчета удельного веса доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, включая продукцию переработки произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства в общей сумме доходов от реализации; расчета стоимости валовой продукции по сельхозпредприятиям ООО "Агат".
Оснований для переоценки доли ООО "Агат" от реализации сельскохозяйственной продукции за 2010 год апелляционный суд не усматривает.
Исходя из изложенного, судом области сделан правильный вывод о том, что ООО "Агат" являлся сельскохозяйственным производителем в 2010 и имел право на подачу заявления на получение субсидии в соответствии с Постановлением Тамбовской области от 24.08.2010 N 1012.
Как указывалось выше, для получения субсидии из средств областного бюджета согласно п.3 Правил (в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30.08.2010 N 1032) необходимо включение сельскохозяйственного товаропроизводителя в прошедший экспертную оценку ОАО "РосНТЦагроЧС" "Реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от чрезвычайной ситуации "Засуха" в Тамбовской области в весенне-летний период 2010 г." и (или) "Реестр застрахованных сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от чрезвычайной ситуации "Засуха" в Тамбовской области в весенне-летний период 2010 г.".
Из ответа ОАО "РосНТЦагроЧС" на запрос суда N 92/01-10 от 20.06.2011 г.. (л.д.171-172 т.1) следует, что экспертиза материалов о гибели сельскохозяйственных культур ООО "Агат" Ржаксинского района была проведена, однако, в "Реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от чрезвычайной ситуации "Засуха" в Тамбовской области в весенне-летний период 2010 г." не были включены часть культур.
Исходя из представленных ОАО "РосНТЦагроЧС" данных, и в соответствии с п.3 Правил, суд области обоснованно исключил из расчета площади погибших посевов сельскохозяйственных культур площадь яровой пшеницы - 90 га, картофеля - 58 га, гороха - 261 га, гречихи - 50 га, и определил площадь погибших посевов сельскохозяйственных культур в результате воздействия неблагоприятных погодных условий (засуха) - 742 гектара (1201 - 90 -58-261-50).
Поскольку право ООО "Агат" на получение соответствующей субсидии до настоящего времени не реализовано, размер субсидии обоснованно рассчитан судом области исходя из ставки, утвержденной п.5 Правил в редакции постановления администрации Тамбовской области от 13.12.2010, действовавшей на момент разрешения спора судом, - 1590 рублей.
Таким образом, ущерб ООО "Агат" составляет 1 179 780 руб. (1201 - 90 -58 - 261 - 50 = 742 гектара * 1590 руб. =1 179 780 руб.)
Выводы суда области соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу.
Довод заявителя жалобы об идентичности фотоматериалов яровой пшеницы площадью 387 га является предположением и не основан на доказательствах, собранных по делу. Данные обстоятельства являлись предметом экспертного исследования, проведённого ОАО "РосНТЦагроЧС". Результаты исследования, отражённые в письме ОАО "РосНТЦагроЧС" от 20.06.11, акте обследования объектов растениеводства N 5 от 25.08.2010 и приложенных к ним фотоматериалах (л.д.171-181, т.1) являются допустимыми и достоверными. Оснований для исключения их из числа доказательств у суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.11.2011 г.. делу N А64-6958/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отнесение производимой ООО "Агат" продукции к перечню сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители", утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 446, Управлением не оспаривалось и подтверждается материалами дела.
Так, в перечень сельскохозяйственной продукции, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 446, включены зерновые и зернобобовые культуры, клубнеплодные, кормовые культуры.
Согласно сведениям, указанным в выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Общества является выращивание зерновых и зернобобовых культур (код ОКВЭД 01.11.1), дополнительными видами деятельности являются: выращивание картофеля, столовых корнеплодов и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала (код ОКВЭД 01.11.2), выращивание масличных культур (код ОКВЭД 01.11.3), выращивание сахарной свеклы (код ОКВЭД 01.11.5), выращивание кормовых культур, заготовка растительных кормов (код ОКВЭД 01.11.6), выращивание прядильных культур (код ОКВЭД 01.11.7), выращивание прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки (код ОКВЭД 01.11.8). В соответствии с Уставом ООО "Агат", утвержденным решением N 1 от 06.10.2009 г.., основными видами деятельности Общества являются: производство продукции сельскохозяйственного назначения; производство, хранение, переработка и реализация зерновых культур, маслосемян, муки и иной сельскохозяйственной продукции; осуществление всех иных видов деятельности, связанных с производством, хранением, переработкой и реализацией продукции сельскохозяйственного назначения; осуществление любых иных видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ (т. 1 л.д. 16-22).
Таким образом, производимые ООО "Агат" культуры включены в перечень сельскохозяйственной продукции, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 446, что позволяет отнести ООО "Агат" к сельскохозяйственным производителям."
Номер дела в первой инстанции: А64-6958/2010
Истец: ООО "Агат"
Ответчик: Управление сельского хозяйства по Тамбовской области, Управление сельского хозяйства Тамбовской области
Третье лицо: Администрация Ржаксинского р-на, Администрация Ржаксминского района, Финансовое управление Тамбовской обл., Финансовое управление Тамбовской области, ОАО "РосНТЦагроЧС"