г. Самара |
|
19 апреля 2012 г. |
Дело N А65-27590/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Драгоценновой И.С., Семушкина В.С.,
при ведении протокола помощником судьи Байбиковой Э.Р.,
с участием:
от закрытого акционерного общества "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М" - представитель Сырова Ю.С. (доверенность N 17/0120-30 от 11.04.2012),
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан - не явился, извещен,
от Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Министерства финансов Республики Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 февраля 2012 года по делу А65-27590/2010, принятое судьей Мотрохиным Е.Ю., закрытого акционерного общества "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М" (ОГРН 1031628218643, ИНН 1659041762), г. Казань, к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, г. Казань, при участии заинтересованных лиц: управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, г. Казань, Министерства финансов Республики Татарстан, г. Казань, о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии решения о предоставлении субсидий,
установил:
закрытое акционерное общество "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М" (далее - ЗАО "КМПЭМ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее - Министерство) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении ЗАО "КМПЭМ" субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и об обязании принять решение о предоставлении ЗАО "КМПЭМ" субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в размере 23 650 992 руб.
Определением от 14.02.2011 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан и Министерство финансов Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.04.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.10.2011 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.04.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011 по делу N А65-27590/2010 были отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
При новом рассмотрении дела представитель общества уточнил заявленные требования и просил суд в части об обязании принять решение о предоставлении ЗАО "КМПЭМ" субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в размере 12 743 893 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.02.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ЗАО "КМПЭМ" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ЗАО "КМПЭМ" требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что суд при принятии обжалуемого решения проигнорировал выводы суда кассационной инстанции и не принял нормы законов, подлежавших применению к рассматриваемым правоотношениям.
Министерство в своем отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней не согласно, просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ЗАО "КМПЭМ" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в суд своих представителей не направили.
Арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в порядке ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в нем доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя ЗАО "КМПЭМ", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ЗАО "КМПЭМ" является организацией агропромышленного комплекса и осуществляет деятельность на территории Республики Татарстан.
17.01.2008 ЗАО "КМПЭМ" заключило с открытым акционерным обществом "Альфа-Банк" соглашение о кредитовании в российских рублях N 106069 для закупки отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки на сумму 350 млн. руб. Кредитование заемщика осуществлялось путем предоставления ему кредитов на основании заключенных между банком и заемщиком дополнительных соглашений к договору.
Полученные по кредитному соглашению денежные средства ЗАО "КМПЭМ" перечисляло на расчетные счета своих поставщиков в счет оплаты сырого молока, поставляемого в рамках заключенных между сторонами договоров поставок.
Общество 07.10.2010 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении субсидий в размере 26 668 146 руб. с приложением документов, подтверждающих право на получение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту, полученному в ОАО "Альфа Банк" в 2008-2009 годах.
Не получив от Министерства ответа на вышеуказанное заявление, Общество 11.11.2010 повторно направило в адрес Министерства письмо с просьбой исполнить возложенные на Министерство государственные функции и предоставить обществу субсидии или обоснованный письменный отказ от их предоставления.
Платежными поручениями от 30.12.2010 N 417, 418 от 03.02.2011 N 927, от 19.04.2011 N 790 и 801, от 20.04.2011 N 734, от 22.04.2011 N 527 и 665, от 16.05.2011 N 646 - 663, 665, 667 - 691 Министерство перечислено ЗАО "КМПЭМ" субсидий в размере 16 136 702 руб.
ЗАО "КМПЭМ", полагая, что бездействие Министерства лишают его права на получение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в размере 12 743 893 руб., нарушает права и экономические интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ЗАО "КМПЭМ" требований.
При рассмотрении спора судом первой инстанции учтено, что предметом требований общества по настоящему делу является незаконность бездействия Министерства, выразившееся в непринятии решения о представлении ЗАО "КМПЭМ" субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях (т.1 л.д.124) и об изменении предмета требований обществом не заявлялось.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Правила).
В силу пункта 2 Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по кредитам (займам), полученным на срок до 1 года организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2008 г. - на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки.
Исходя из пункта 3 Правил, субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке Министерству сельского хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил, субсидии из федерального бюджета перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
Кабинет Министров Республики Татарстан своим постановлением от 08 февраля 2010 года N 59 утвердил Порядок предоставления в 2010 году субсидий на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2008 - 2010 годах на срок до 1 года.
Пунктом 3 указанного Порядка установлено, что Министерство финансов Республики Татарстан осуществляет финансирование мероприятий по государственной поддержке агропромышленного комплекса, указанных в пункте 1 настоящего постановления, в пределах средств, предусмотренных по Закону Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2010 год", в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов бюджета Республики Татарстан.
Согласно пункту 5 Порядка Министерство принимает от получателя субсидии заявление о предоставлении субсидий на возмещение части затрат с приложением справки налогового органа об отсутствии у получателя субсидии просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам, заверенные банком копии кредитного договора, выписки из ссудного счета о получении кредита и графика погашения кредита и уплаты процентов по нему.
Из раздела 2 "Порядок финансирования" Порядка следует, что перечисление субсидий осуществляется с лицевого счета Министерства, открытого в Департаменте казначейства Министерства финансов Республики Татарстан, на расчетные счета заемщиков на основании следующих документов: копии кредитного договора, графика погашения кредита и уплаты процентов по кредиту; расчета размера субсидий по форме, утвержденной Министерством; копии документов, подтверждающих своевременную уплату процентов (платежное поручение, выписка из банка).
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, обоснованно пришел к выводу о том, что в связи с недостаточностью лимитов, выделенных на получение субсидий, выплата субсидий на указанные заявителем цели обществу на указанную в заявлении сумму, не могла быть произведена, поэтому факт противоправного бездействия Министерства отсутствует.
Выплата субсидий указанному обществу производилась в соответствии с требованиями вышеназванного законодательства, и поэтому права и законные интересы заявителя апелляционной жалобы Министерством не нарушались.
Ссылка ЗАО "КМПЭМ" на Федеральные законы от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 09.02.2009 N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" несостоятельна, поскольку она неприменима к обязательствам, возникших в рамках данного спора.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года N 1209 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 90" до 17 января 2011 года направление письменного уведомления получателям субсидий предусмотрено не было. В Порядке, утвержденным Кабинетом Министров Республики Татарстан постановлением от 08 февраля 2010 года N 59, также не содержится положения о необходимости направления получателям субсидий письменного уведомления о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в его принятии.
Судом сделан правильный вывод о том, что то обстоятельство, что Министерство не дало какого-либо ответа обществу по вопросу представления субсидий, не может являться основанием для удовлетворения его требований, так как ни Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, ни иными нормативными актами не предусмотрено принятие уполномоченным органом решения либо иного ненормативного правового акта о предоставлении или отказе в предоставлении субсидий, и доведению его до сведения общества.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, учитывая приведенные выше правовые нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ЗАО "КМПЭМ" и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, получившим надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене судебного акта отсутствуют.
При этом судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
В соответствии со статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 февраля 2012 года по делу N А65-27590/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
...
Ссылка ЗАО "КМПЭМ" на Федеральные законы от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 09.02.2009 N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" несостоятельна, поскольку она неприменима к обязательствам, возникших в рамках данного спора.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года N 1209 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 90" до 17 января 2011 года направление письменного уведомления получателям субсидий предусмотрено не было. В Порядке, утвержденным Кабинетом Министров Республики Татарстан постановлением от 08 февраля 2010 года N 59, также не содержится положения о необходимости направления получателям субсидий письменного уведомления о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в его принятии.
...
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования."
Номер дела в первой инстанции: А65-27590/2010
Истец: ЗАО "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М", г. Казань
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ, г. Казань
Третье лицо: Министерство финансов РТ, Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5736/12
19.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3321/12
08.02.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-27590/10
21.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8943/11
08.07.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6642/11