Зависимость охраны труда от технологических, природных и
санитарно-эпидемиологических факторов
На 15% территории России, где проживают свыше 60 млн человек, загрязнение природной среды превышает предельно допустимые нормы. Высокий износ машин, оборудования и зданий уже привел к тому, что стали все чаще повторяться техногенные катастрофы.
Основными причинами такого положения явились: нарушение на протяжении ряда лет требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, непродуманная градообразующая политика, отсутствие комплексного подхода работодателей к решению вопросов охраны труда и охраны окружающей среды, остаточный принцип финансирования этой важной деятельности на предприятиях.
В результате наблюдается деградация и разрушение естественных экосистем, ухудшение здоровья населения, рост заболеваемости и смертности граждан, увеличение социальной напряженности на территориях, состояние которых соответствует экологическому бедствию.
Как построить правовую защиту работающего населения в данной ситуации?
Взаимозависимость факторов охраны труда и охраны окружающей среды
Как следует из текста ст. 209 ТК РФ, охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В подавляющей части десятого раздела "Охрана труда" ТК РФ приводятся положения, регламентирующие правила охраны труда применительно к работодателю. Исключением из этого правила являются положения ст. 215. Они носят в основном общий характер, выходят за пределы одной организации, устанавливая определенные правила, требования к деятельности проектных, строительных, машиностроительных и многих других организаций.
Работодатель - заказчик продукции и услуг этих организаций, заботящийся и отвечающий по закону за состояние охраны труда своих работников, должен знать указанные правила и требования. О чем идет речь? Дело в том, что охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников нельзя обеспечить, не учитывая фактор влияния на них состояния окружающей среды. Например, согласно ст. 215 в случае использования новых или не применяемых ранее в организации вредных или опасных веществ работодатель обязан разработать и согласовать в установленном порядке меры по сохранению жизни и здоровья работников.
Как видим, здесь речь идет только о сохранении жизни и здоровья работников во время их работы. То обстоятельство, что отходы вредного производства, выйдя через вентиляционную систему, рассеются в воздухе и отравят этих самых работников, когда они покинут свои рабочие места, осталось вне поля зрения авторов ст. 215.
В качестве примера, иллюстрирующего величину и масштабы опасности, возникающей для природы и общества в случаях, когда при проектировании технологических процессов не учитываются требования охраны окружающей среды, приведем факт, относящийся к восьмидесятым годам двадцатого столетия.
При обогащении полиметаллической руды на Ачисайском полиметаллическом комбинате (г. Кентау) применялись так называемые цианиды - ядовитые вещества. Для стоков отходов обогащения руды было выбрано углубление в почве площадью примерно в 1 кв. км. На протяжении нескольких десятилетий в этой полностью заполненной впадине образовалось озеро без каких-либо признаков жизни, к тому же распространявшее вокруг удушающий запах.
Мало того, в результате проведенных исследований выяснилось, что по водоносным слоям в почве цианиды распространились на расстояние в несколько десятков километров, создав тем самым на громадной территории смертельную опасность для всего живого.
Исходя из изложенного, проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машины, механизмы и другое производственное оборудование, технологические процессы должны соответствовать не только требованиям охраны труда, как этого требуют положения ст. 215, но и требованиям охраны окружающей среды.
В общем виде эти правила регламентируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ).
В ст. 2 оговорено, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья и благоприятной для человека окружающей среды.
Статьей 3 указанного Закона определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе следующих принципов:
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
- независимость контроля в области охраны окружающей среды;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 4 объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
- земли, недра, почвы;
- поверхностные и подземные воды;
- леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Обратимся к тем положениям Закона об охране окружающей среды, которые обращены непосредственно к юридическим лицам и физическим лицам - природопользователям.
Статья 22. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
- допустимых выборов и сбросов веществ и микроорганизмов;
- образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
- допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
- допустимого изъятия компонентов природной среды;
- допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статья 33. Экологическая экспертиза
1. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.
2. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
(Отношения в области экологической экспертизы регламентируются Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", в ред. от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ.)
Требования в области охраны окружающей среды
при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
Особенно подробно в настоящем Законе изложены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Они корреспондируются с требованиями ст. 215 ТК РФ в части обеспечения охраны труда работников, но изложены более подробно.
В ст. 34 приводятся общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Положения ст. 34 в свою очередь конкретизируются в последующих статьях Закона. Приведем их названия:
- статья 35. Требования в области охраны окружающей среды при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов;
- статья 36. Требования в области охраны окружающей среды при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов;
- статья 37. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов;
- статья 38. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов;
- статья 39. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов;
- статья 47. Требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов;
- статья 48. Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов;
- статья 49. Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве;
- статья 50. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия;
- статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления;
- статья 54. Охрана озонового слоя атмосферы;
- статья 55. Охрана окружающей среды от негативного физического воздействия;
- статья 56. Меры воздействия за нарушение природоохранных требований.
Санитарно-эпидемиологическое состояние среды обитания работников как
фактор, определяющий состояние охраны труда в организации
Состояние охраны труда в любой организации в значительной, даже определяющей мере зависит от внешних условий, в которых протекает трудовая деятельность. Если процесс труда сопровождается влиянием на работников вредных и опасных факторов среды их обитания, ни о какой охране труда говорить не приходится.
На предупреждение и преодоление вредных и опасных факторов среды обитания граждан, в том числе работников, направлено действие Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ). В реализации положений этого Закона принимают участие также юридические лица и физические лица - индивидуальные предприниматели. Поэтому им необходимо знать возлагаемые на них Законом обязанности и предоставленные им права.
Статьей 236 УК РФ установлена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
Согласно ст. 5.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Административная ответственность в виде штрафа в соответствии со ст. 5.39. КоАП возлагается на виновное лицо в том случае, если отказ в предоставлении информации либо предоставление неполной или заведомо недостоверной информации не причинили вреда правам и законным интересам граждан. В противном случае должностное лицо привлекается к уголовной ответственности по ст. 140 УК РФ.
Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.
В ст. 2 указанного Закона перечисляются мероприятия, проводимые в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Среди этих мероприятий обращают на себя внимание те, выполнение которых обязаны взять на себя юридические лица и индивидуальные предприниматели. Речь здесь в первую очередь идет о необходимости выполнения ими санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Заметим, что соблюдение санитарных правил есть не что иное, как охрана труда, т.е. охрана жизни и здоровья работников.
Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения
Согласно ст. 8 указанного Закона граждане имеют право:
- на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
- получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
- осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил;
- вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством России. (Примечание. Приказом Минздрава России от 2 декабря 1999 г. N 429 утвержден Порядок предоставления гражданам и пользователям (потребителям) информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также и Порядок организации деятельности пресс-службы Центра Госсанэпиднадзора.)
Права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц определены в ст. 9.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:
- получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах;
- принимать участие в разработке федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством РФ.
Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц установлены в ст. 11. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
- своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
- иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;
- осуществлять гигиеническое обучение работников.
Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности
среды обитания для здоровья человека
Обратимся к санитарно-эпидемиологическим требованиям, которые индивидуальные предприниматели и юридические лица должны, в том числе, соблюдать при исполнении своих обязанностей.
Статья 13. Санитарно-эпидемиологические требования к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства:
- продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан (далее - продукция) не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания; продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарным правилам;
- производство, применение (использование) и реализация населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых), новые технологические процессы производства продукции допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений об их соответствии санитарным правилам;
- граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия требованиям санитарных правил обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожить.
Статья 14. Санитарно-эпидемиологические требования к потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции:
- потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию) после их государственной регистрации в соответствии со ст. 43 настоящего Федерального закона.
Статья 15. Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалами и изделиям и технологиям их производства:
- пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие;
- пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным правилам;
- при производстве пищевых продуктов могут быть использованы контактирующие с ними материалы и изделия, пищевые добавки, разрешенные в порядке, установленном Правительством РФ;
- производство, применение (использование) и реализация населению новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, внедрение новых технологических процессов их производства и технологического оборудования допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам;
- граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества;
- не соответствующие санитарным правилам и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.
Снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия должны быть использованы их владельцами в целях, исключающих причинение вреда человеку, или уничтожены.
Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях определены статьей 20:
- атмосферный воздух на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека;
- критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами;
- нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам;
- органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, в местах постоянного или временного пребывания человека.
Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления определены в статье 22:
- отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных условий и способов санитарным правилам;
- в местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.
Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта установлены в статье 24:
- при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами;
- индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Статьей 25 определены санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда:
- условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами;
- индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Статьей 27 установлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека:
- условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека;
- критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами;
- использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в пункте 1 настоящей статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам;
- отношения, возникающие в области обеспечения радиационной безопасности населения и безопасности работ с источниками ионизирующих излучений, устанавливаются законодательством РФ.
О.М. Крапивин,
В.И. Власов
"Гражданин и право", N 10, октябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Зависимость охраны труда от технологических, природных и санитарно-эпидемиологических факторов
Авторы
О.М. Крапивин
В.И. Власов
"Гражданин и право", 2007, N 10