г. Владивосток |
|
24 апреля 2012 г. |
Дело N А51-14913/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Н.В. Алфёровой, А.В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.А. Оноприенко
при участии
от Дачного некоммерческого партнерства "Весна": Ильин Е.А. протокол от 16.06.2010 N 1, паспорт,
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Ким С.В. по доверенности от 27.12.2011 сроком до 31.12.2012, удостоверение N 1241, действительно до 31.12.2015,
от администрация г. Владивостока: Талько А.А. по доверенности от 26.12.2011 N 1-3/4740 сроком до 31.12.2012, удостоверение N 4054 от 26.12.2011
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-1581/2012
на решение от 23.01.2012
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-14913/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого партнерства "Весна" (ИНН 2537082675, ОГРН 1102537002809)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третье лицо: администрация г.Владивостока
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое партнерство "Весна" (далее - ДНП "Весна", Партнерство, заявитель) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент) от 02.06.2011 N 29/06/02-14/8958 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Курильская, 62, для целей, не связанных со строительством (для отдыха с правом возведения жилых домов, с правом регистрации и проживания в них и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых и иных сельскохозяйственных культур и картофеля), а также об обязании принять решение о направлении в администрацию г. Владивостока документов для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в целях оформления и получения заявителем кадастрового паспорта на земельный участок.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.01.2012 признано незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, изложенное в письме от 02.06.2011 N 29/06/02-14/8958 как не соответствующее Земельному кодексу РФ, Федеральному закону от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Суд обязал Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в месячный срок со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление дачного некоммерческого партнерства "Весна" с учетом сведений о фонде перераспределения земель во Владивостокском городском округе, а также решения Думы г.Владивостока от 14.10.2011 N 742.
Не согласившись с вынесенным решением, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов своей апелляционной жалобы указал на то, что Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа не содержат разрешенного вида использования, указанного ДНП "Весна" в заявлении. Указал, что земельный участок находится в зоне - Ж-1, решением Думы г. Владивостока от 14.10.2011 N 742 в статью 23 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа внесены изменения, согласно которым из зоны Ж-1 садоводство и ведение дачного хозяйства исключены. Считает, что на сегодняшний день предоставление спорного земельного участка в данной зоне не соответствует территориальному зонированию.
Сослался также на то, что постановлением главы г. Владивостока от 09.07.2009 N 777 утверждено расположение гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, при этом испрашиваемый земельный участок прилегает к дороге и попадет в границы 100-метровой зоны. Указал также, что для предоставления земельного участка необходим список членов ДНП, утвержденный органом местного самоуправления.
Администрация г.Владивостока в своем отзыве на апелляционную жалобу указала на то, что в настоящий момент земельные участки для ведения дачного хозяйства не могут быть предоставлены из земель, предназначенных для жилищного строительства. В соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" земельные участки для дачных некоммерческих объединений предоставляются из фонда перераспределения земель, который в настоящее время в г.Владивостоке отсутствует.
ДНП "Весна" в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу указало на то, что отказ в предоставлении испрашиваемого им земельного участка нарушает его права, поскольку заявление подано в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ с приложением всех необходимых документов.
Сослался на то, что изменения в статью 23 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 04.04.2010 вступили в законную силу 24.10.2011, на момент подачи заявления действовала предыдущая редакция статьи 23 указанных Правил, в соответствии с которой в жилой территориальной зоне застройки предусмотрен был вид разрешенного использования земель - ведение дачного хозяйства.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, дачное некоммерческое партнерство "Весна" 15.06.2010 зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за ОГРН 1102537002809.
16.06.2010 заявителем проведено общее собрание учредителей, на котором решен вопрос о принятии в члены ДНП граждан в количестве 22 лиц.
14.07.2010 ДНП "Весна" обратилось в Департамент с заявлением N 29-18056 о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка, расположенного в районе ул. Курильская, 62 в г.Владивостоке для целей, не связанных со строительством (для отдыха с правом возведения жилых домов, с правом регистрации и проживания в них и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых и иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
К заявлению ДНП "Весна" приложило среди прочих документов кадастровый план территории, подтверждающий, что испрашиваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет, содержащий сведения о смежных земельных участках с разрешенным использованием для садоводства.
07.10.2010 Департамент письмом N 29/06-20-16333 указал ДНП "Весна" о необходимости дополнительно предоставить список членов, утвержденный органом местного самоуправления, оригинал протокола общего собрания членов, подписанный всеми членами объединения.
04.04.2011 и 18.05.2011 ДНП "Весна" письмами (вх. N 4256Д) направило в адрес администрации г. Владивостока списки членов для их утверждения.
Администрация г. Владивостока письмами от 20.04.2011 и от 06.06.2011 N 4265Д отказало ДНП "Весна" в утверждении списка членов, указав, что данное утверждение не предусмотрено законом.
02.06.2011 Департаментом принято решение N 29/06/02-14/8958 об отказе в предоставлении ДНП "Весна" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Курильская, 62, для целей, не связанных со строительством.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным как не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, и включают в себя, в том числе, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иные способы предусмотренные законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов (пункт 1 статьи 2 Закона N 66-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В силу статьи 7 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе в числе прочего, осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения; обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 этой же нормы права). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (часть 6 указанной статьи Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2.2.5 постановления администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па "О переименовании департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и об утверждении Положения о департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края", полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (находящимися в ведении Приморского края), за исключением земельных участков, подлежащих приватизации в соответствии с Программой приватизации государственного имущества Приморского края, закреплены за Департаментом.
Согласно пунктам 3-4 статьи 11 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" если при рассмотрении уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. Если же такие основания отсутствуют, указанный орган в этот же срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу части 2 статьи 83 Земельного кодекса РФ границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Границы населенного пункта г.Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119.
Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав его территории вошли отдельные населенные пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое.
Поэтому, в границах населенного пункта г.Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ).
Следовательно, испрашиваемые Партнерством земельные участки входят в состав земель населенных пунктов, а вывод суда первой инстанции о необходимости принадлежности испрашиваемого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения противоречит действующему законодательству и сделан без учета требований действующих градостроительных регламентов.
Также суд апелляционной инстанции считает необоснованным вывод суда первой инстанции о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков в связи с тем, что земельные участки для ведения дачного хозяйства предоставляются только из земель сельскохозяйственного назначения и из фонда перераспределения земель.
Из статьи 80 Земельного кодекса РФ следует, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Порядок предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (статья 81 Земельного кодекса РФ).
Законом N 66-ФЗ закреплен порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, но не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу.
Иное толкование статьи 14 данного закона противоречило бы его смыслу закона, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству и которые были принудительно изъяты.
Однако, апелляционная коллегия учитывает то обстоятельство, что сторонами по делу ни в суд первой инстанции, ни на стадии апелляционного производства по делу каких-либо документов в подтверждение факта наличия либо отсутствия сформированного органом местного самоуправления фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения не представлено.
Более того, статьей 3 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 предусмотрено, что они вводят на территории Владивостокского городского округа систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах Владивостокского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон.
Статьей 19 Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа установлены следующие виды территориальных зон и их кодовые обозначения: зона застройки индивидуальными жилыми домами (кодовое обозначение на Карте - Ж-1) (пункт 1 а); зона застройки индивидуальными жилыми домами, включающая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (кодовое обозначение на Карте - Ж-4) (пункт 1 г) (пункт 1г введен Решением Думы г. Владивостока от 14.10.2011 N 742 "О внесении изменений в приложение к решению Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа").
Решением Думы г. Владивостока от 14.10.2011 N 742 внесены изменения в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в частности в статью 23, в соответствии с которыми из зоны Ж-1 садоводство и ведение дачного хозяйства исключены.
Из представленных в материалы дела обзорных схем судом первой инстанции правомерно установлено, что в настоящее время спорный земельный участок находится в двух территориальных зонах Ж-1 и Ж-4.
С учетом того, что данные основания не были предметом обжалуемого отказа, а приведены ответчиком и третьим лицом в качестве новых доводов в обоснование невозможности предоставления заявителю спорного земельного участка и утверждения его схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, суд первой инстанции обоснованно счел преждевременным обязание Департамента направить в орган местного самоуправление заявление ДНП "Весна" для утверждения схемы расположения спорного земельного участка на кадастровой карте территории, обязав при этом Департамент повторно рассмотреть заявление дачного некоммерческого партнерства "Весна" с учетом сведений о фонде перераспределения земель во Владивостокском городском округе, а также решения Думы г.Владивостока от 14.10.2011 N 742.
Остальным доводам Департамента, изложенным в оспариваемом отказе судом первой инстанции дана правомерная и обоснованная оценка.
Однако изложенные обстоятельства не влияют на обоснованность и законность судебного решения и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену оспариваемого в части решения.
В соответствии с ч. 2 п. 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции не повлекли принятия неправильного решения, апелляционный суд на основании ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения с учетом мотивировочной части, изложенной в настоящем постановлении.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.01.2012 по делу N А51-14913/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав его территории вошли отдельные населенные пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое.
Поэтому, в границах населенного пункта г.Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ).
...
Из статьи 80 Земельного кодекса РФ следует, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Порядок предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (статья 81 Земельного кодекса РФ).
Законом N 66-ФЗ закреплен порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, но не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу.
...
В соответствии с ч. 2 п. 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть."
Номер дела в первой инстанции: А51-14913/2011
Истец: Дачное некоммерческое партнерство "Весна"
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Третье лицо: Администрацию города Владивосток, Администрация г. Владивостока