г. Владивосток |
|
24 апреля 2012 г. |
Дело N А51-6583/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Н.В. Алфёровой, А. В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "Лидер-ДВ": Климовская Н.Б. по доверенности от 01.02.2012 сроком действия 1 год, паспорт,
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Подольский А.С. по доверенности от 27.12.2011 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 1123
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-1148/2012
на решение от 14.07.2011
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-6583/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лидер-ДВ" (ИНН 2502032673)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
об оспаривании действий
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер-ДВ" (далее - заявитель, Общество, ООО "Лидер-ДВ") обратилось с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по принятию решения, оформленного письмом от 22.03.2011 N 29/02/02-13/3462, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:510 площадью 816 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 13б, об обязании в десятидневный срок с момента вступления в силу решения суда принять решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка, об обязании в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка с предложением о его заключении.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.07.2011 признаны незаконными действия Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по принятию решения, оформленного письмом от 22.03.2011 N 29/02/02-13/3462, об отказе в предоставлении в собственность ООО "Лидер-ДВ" земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:510 площадью 816 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 13б, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность ООО "Лидер-ДВ" земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:510 площадью 816 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 13б, а также в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность ООО "Лидер-ДВ" подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:510 площадью 816 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 13б, и направить его в адрес ООО "Лидер-ДВ" с предложением о заключении договора.
Не согласившись с вынесенным решением, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов своей апелляционной жалобы и дополнений к ней указал на то, что часть испрашиваемого Обществом в собственность земельного участка расположена в красных линиях (автодорога) и весь земельный участок в красных линиях трубопроводов.
Кроме того, сослался на то, что к заявлению был приложен кадастровый паспорт от 17.02.2011, в котором отсутствуют описания частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.
Указал также на то обстоятельство, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 13б, находится в границах запретного района объекта "707" в/ч 63890.
ООО "Лидер-ДВ" в своем отзыве на апелляционную жалобу и дополнения к ней указало на то, что доводы Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края необоснованны, так как материалами дела подтверждается, что испрашиваемый им земельный участок на сегодняшний день в границах запретного района объекта "707" в/ч 63890 не расположен, объекты капитального типа возведены обществом до установления красных линий перспективного развития автодороги.
Просило решение Арбитражного суда Приморского края от 14.07.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ООО "Лидер-ДВ" является собственником объекта недвижимости - здания- автогаража с пристройкой общей площадью 208,20 кв.м. (лит.2, лит.1-пристройка), расположенного по ул. Снеговая, 13б в г.Владивостоке. Право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю 14.01.2008, о чем в ЕГРП сделана запись 25-25-01/0239/2007-262.
Общество владеет земельным участком с кадастровым номером 25:28:040011:510 площадью 816 кв.м., расположенным по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 13б, на праве аренды (договор от 30.12.2010 N 04-Ю-13284). Земельный участок используется для дальнейшей эксплуатации объекта недвижимости здания - автогаража с пристройкой общей площадью 208,20 кв.м. (лит.2, лит.1-пристройка).
14.02.2011 Общество обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность.
22.03.2011 письмом N 29/02-02-13/3462 Департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
ООО "Лидер-ДВ", полагая, что отказ Департамента нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, и включают в себя, в том числе, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иные способы предусмотренные законом.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 28 кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 этого Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:
лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Между тем, как установлено статьей 28 Земельного кодекса и статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в отношении отдельных земельный участков запрет на приватизацию вводится специальным законом. В свою же очередь перечень земельных участков, изъятых из оборота и не подлежащих приватизации, содержится в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса.
Однако, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, помимо запрета на приватизацию земельных участков, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, изъятых из оборота, а также земельных участков, в отношении которых специальной нормой закона установлен запрет на приватизацию, также существуют дополнительные ограничения на приватизацию отдельных видов участков.
В частности, согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Перечень же земельных участков, ограниченных в обороте, содержится в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса.
Таким образом, статьями 28, 27 Земельного кодекса РФ, а также статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен четкий перечень критериев, при наличии которых земельный участок не может быть предоставлен в собственность. Следовательно, если испрашиваемый земельный участок не подпадает под категорию изъятого, ограниченного в обороте, в отношении него не установлен запрет на приватизацию, и он не зарезервирован для государственных и муниципальных нужд, уполномоченный орган не имеет правовых оснований не предоставлять земельный участок в собственность за исключением случаев, когда заявителем не соблюдена процедура приобретения земельного участка в собственность, установленная статьей 36 Земельного кодекса.
Довод Департамента относительно того, что в соответствии с кадастровым паспортом весь земельный участок, испрашиваемый Обществом на праве собственности, расположен в границах запретного района объекта "707" в/ч 63890 апелляционной коллегией отклоняется как необоснованный ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 17.02.2000 N 135 "Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов" границы запретной зоны и запретного района утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по представлению органов военного управления, в ведении которых они находятся.
Данный перечень определен в п.1 и п.2 постановления суженного заседания администрации Приморского края от 31.10.2001 N 37-пс "Об установлении запретных зон и запретных районов при объектах Тихоокеанского флота", утвержденных постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю", где, в числе прочих в Приложении N 1 указан объект "707" в/ч 63890.
Постановлением Губернатора Приморского края от 12.08.2011 N 46-пг исключены из вышеуказанного перечня, содержащегося в приложении N 1, сведения об объекте "707" в/ч 63890, на который ранее распространялось действие запретной зоны и запретного района.
Кроме того, судом апелляционной инстанции также отклоняется довод Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края относительно невозможности предоставления испрашиваемого Обществом земельного участка по причине его частичного нахождения - 179 кв.м. в красных линиях (автодорога).
В своих дополнениях к апелляционной жалобе Департамент, указывая на необоснованность вывода суда первой инстанции, сослался на сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:510 площадью 816 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 13б, в котором обозначено, что данный земельный участок расположен в красных линиях (автодорога), а не в красных линиях её перспективного развития.
Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту от 10.04.2012 N 25/00-12-40734, а также топосъемки вышеуказанного земельного участка на его части расположен объект недвижимости (здание-автогаража с пристройкой (лит.2, лит.1 - пристройка), принадлежащий ООО "Лидер-ДВ" на праве собственности.
Данный объект недвижимости расположен, в том числе, и на земельном участке площадью 179 кв.м., якобы представляющего из себя существующую автодорогу.
Однако, апелляционная коллегия принимает во внимание тот факт, что нахождение на якобы существующей дороге эксплуатируемого объекта капитального типа невозможно.
Таким образом, суд апелляционной инстанции также приходит к выводу о перспективном развитии автодороги в районе ул. Снеговая, 13б в г.Владивостоке.
Российское законодательство не содержит запрета на приватизацию земельных участков, на которых только планируется возведение указанных выше объектов. Единственное исключение сводится к случаям резервирования таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Однако, в материалы дела Департаментом ни в суд первой инстанции, ни на стадии апелляционного производства по делу не предоставлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован для целей проектирования и строительства автодороги, а также трубопровода. Сведения о резервировании земельного участка не отражены и в кадастровом паспорте на испрашиваемый в собственность земельный участок.
Вместе с тем, как правомерно отмечено судом первой инстанции, как следует из содержания статей 27, 28 Земельного кодекса, а также статьи 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" запрещена приватизация только тех земельных участков, на которых фактически расположены объекты, при наличии которых приватизация земельных участков не допускается.
Также отказывая в предоставлении земельного участка в собственность, Департамент сослался на то, что на территории испрашиваемого в собственность земельного участка находится трубопровод.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограниченными в обороте являются земельные участки, расположенные, в том числе, под объектами гидротехнических сооружений.
Понятие гидротехнических сооружений содержится в абзаце 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", согласно которому гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Водного кодекса РФ водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы.
Согласно пункту 4 этой же статьи водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Пунктом 5 этой же статьи установлено, что водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.
Из комплексного анализа приведенных норм российского законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу относительно того, что трубопровод тепловой сети не относится к гидротехническим сооружения. Это объясняется тем, что гидротехнические сооружения предназначены для использования водных ресурсов, т.е. поверхностных и подземных вод, находящихся в естественной среде.
Указанные обстоятельства, как правомерно счел суд первой инстанции, свидетельствуют об отсутствии в действующем законодательства запретов на приватизацию земельных участков, занятых линиями трубопроводов.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что Департамент не указал, на основании какой нормы права он относит проектируемые линии автомобильной дороги и трубопровода к земельным участкам общего пользования, приватизация которых запрещена пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ.
При этом пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" прямо предусматривает право приобретения таких земельных участков в собственность.
Пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусматривает запрет на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, материалами дела не подтверждается, что спорный земельный участок относится к землям общего пользования.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.07.2011 по делу N А51-6583/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лидер-ДВ" государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограниченными в обороте являются земельные участки, расположенные, в том числе, под объектами гидротехнических сооружений.
Понятие гидротехнических сооружений содержится в абзаце 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", согласно которому гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Водного кодекса РФ водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы.
...
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что Департамент не указал, на основании какой нормы права он относит проектируемые линии автомобильной дороги и трубопровода к земельным участкам общего пользования, приватизация которых запрещена пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ.
При этом пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" прямо предусматривает право приобретения таких земельных участков в собственность."
Номер дела в первой инстанции: А51-6583/2011
Истец: ООО Лидер-ДВ
Ответчик: Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14621/12
22.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14621/12
23.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2899/12
24.04.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1148/12
24.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6092/11
16.09.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5729/11
14.07.2011 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-6583/11