город Омск |
|
24 апреля 2012 г. |
Дело N А46-16624/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рябухиной Н.А.,
судей Тетериной Н.В., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ненашевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1691/2012) Военного комиссариата Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 09.02.2012 по делу N А46-16624/2011 (судья Савинов А.В.), принятое по иску Бюджетного учреждения здравоохранения "Детская городская поликлиника N2 им. Скворцова В.Е." (ОГРН 1025501387427, ИНН 5507037470) к Военному комиссариату Омской области (ОГРН 1025500745270, ИНН 5503019462) о взыскании 42 943 руб. 95 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Военного комиссариата Омской области - представитель Сергеева Е.Б. по доверенности от 26.05.2011 сроком действия 3 года,
от Бюджетного учреждения здравоохранения "Детская городская поликлиника N 2 им. Скворцова В.Е." - представитель Рафаилова М.Ф. по доверенности N 1 от 27.02.2012 сроком действия до 31.12.2012,
установил:
Бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника N 2 им. Скворцова В.Е." (далее - БУЗОО "ДГП N2 им. Скворцова Е.В.") 07.12.2011 обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Военному комиссариату Омской области (далее - ВК Омской области) о взыскании 30 096 руб. 14 коп. компенсации расходов учреждения, связанных с отчислением страховых взносов в страховые фонды за период с марта 2010 года по октябрь 2011 года.
Исковые требования со ссылкой на статью 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 1, 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" мотивированы тем, что за исковой период ответчиком не исполнены предусмотренные договором N 126 от 12.01.2010, договором б/н на 2011 год обязательства компенсировать расходы БУЗОО "ДГП N 2 им. Скворцова Е.В." по отчислению страховых взносов в страховые фонды (л.д. 6-9).
В судебном заседании представитель истца уточнил исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит взыскать с ВК Омской области 42 943 руб. 95 коп. (протокол судебного заседания на л.д.125). Уточнение иска принято судом первой инстанции к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.02.2012 по делу N А46-16624/2011 с ВК Омской области в пользу БУЗОО "ДГП N 2 им. Скворцова Е.В." взыскано 42943руб. 95коп. компенсации расходов, понесённых в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. БУЗОО "ДГП N 2 им. Скворцова Е.В." возвращено из федерального бюджета 607руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 1740 от 14.11.2011.
Возражая против принятого судом решения, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права, и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на Федеральный закон от 28.02.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), пункт 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила компенсации расходов), ответчик указывает, что суммы среднего заработка, выплачиваемые врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Закона N 53-ФЗ за счет федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем в оплату труда по трудовому договору, а являются компенсационными выплатами, не подлежащими налогообложению (обложению единым социальным налогом и страховыми взносами). Ввиду того, что с ВК Омской области заключены договоры на компенсацию расходов, понесенных медицинским учреждением, ответчик не может нести расходы, не предусмотренные объемом финансирования и перечислять денежные средства по КОСГУ 213. По мнению ответчика, страховые взносы не могут быть отнесены к соответствующим начислениям на фонд оплаты труда, поскольку страховые взносы в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) относятся к прочим расходам налогоплательщика, а не к расходам на оплату труда и обязанность уплаты всех налогов лежит на налоговом агенте, в связи с этим налоги компенсации не подлежат.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу БУЗОО "ДГП N 2 им. Скворцова Е.В." просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснил, что сумма 42 943 руб. 95 коп. полностью является страховыми взносами, которые компенсации не подлежат. Эти взносы образовались за 2010 и 2011 годы.
Представитель истца высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель подтвердил, что сумма 42 943 руб. 95 коп. - это страховые взносы.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке статей 266, 268 АПК РФ и считает его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, между ВК Омской области (заказчиком) и БУЗОО "ДГП N 2 им. Скворцова Е.В." (исполнителем) 12.01.2010 и в 2011 году заключены договоры о предоставлении медицинских услуг (далее - договоры), по условиям которых исполнитель обязался предоставить заказчику услуги по медицинскому обеспечению исполнения воинской обязанности для реализации Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а заказчик - компенсировать расходы путем перечисления исполнителю денежных средств, предусмотренных федеральным бюджетом для Министерства обороны РФ (пункты 1.1 и 1 договоров соответственно) (л.д. 16-18, 18-20).
Согласно пунктам 2.1 договоров исполнитель обязался направить заказчику необходимых врачей - специалистов и средний медицинский персонал для работы в целях медицинского обеспечения исполнения воинской обязанности, а заказчик обязался возмещать исполнителю расходы в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с пунктом 3.2 договора N 126 от 12.01.2010 исполнитель производит начисление заработной платы лицам, указанным в пункте 2.1 настоящего договора, в соответствии с положением об оплате труда работников ЛПУ на основании табеля рабочего времени из расчета 1,0 ставки для каждого с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда, предусмотренных действующим законодательством на момент оказания услуг.
В соответствии с пунктами 3.1-3.2 договора на 2011 год заказчик не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным, передает исполнителю табель учета рабочего времени, утвержденный военным комиссаром с подписью начальника 2-го отделения, подтверждающий участие указанных лиц в проведении медицинского освидетельствования. Исполнитель за время участия указанных лиц в медицинском освидетельствовании начисляет и выплачивает им средний заработок в соответствии со статьей 139 ТК РФ.
В соответствии с пунктами 3.3 договоров исполнитель предоставляет заказчику до 5 числа месяца, следующего за отчетным, сведения в размере фактических расходов. Для подтверждения указанных расходов учреждение представляет следующие документы: счет-фактура, копия табеля учета рабочего времени, расчет фактически произведенного расхода, а также расчет среднего заработка (по договору на 2011 год).
За период с марта 2010 года по октябрь 2011 года истцом были оказаны, а ВК Омской области частично оплачены обусловленные договорами услуги, в подтверждение чего БУЗОО "ДГП N 2 им. Скворцова Е.В." представило в материалы дела счета-фактуры за период с марта 2010 года по октябрь 2011 года (л.д.21-39), а также платежные поручения, свидетельствующие об оплате ответчиком компенсации среднего заработка привлеченным по договорам лицам - работникам БУЗОО "ДГП N 2 им. Скворцова Е.В.", со ссылкой на соответствующие счета-фактуры в назначении платежа (л.д. 40-58).
Таким образом, по расчетам истца ответчик оплатил БУЗОО "ДГП N 2 им. Скворцова Е.В." понесенные им расходы частично - на сумму 153 682 руб. 40 коп., однако, из анализа счетов-фактур, представленных истцом, следует, что расходы БУЗОО "ДГП N 2 им. Скворцова Е.В.", связанные с отчислением страховых взносов в страховые фонды на сумму 42 943 руб. 95 коп. (с учетом заявленных в судебном заседании 16.01.2012 уточнений), ВК Омской области не компенсированы.
При изложенных обстоятельствах БУЗОО "ДГП N 2 им. Скворцова Е.В." обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против исковых требований, ответчик представил в материалы дела акт проверки финансово-хозяйственной деятельности ВК Омской области за период с 20.10.2010 по 03.11.2010 (лицевой счет в ДФО N 7035), согласно которому предписано договоры с медицинскими учреждениями на привлечение медицинского персонала в состав военно-врачебных комиссий до 01.12.2010 пересмотреть, расходы на оплату страховых взносов с сумм компенсаций в возмещение среднего заработка медицинских работников за счет сметы Министерства обороны РФ не производить (л.д. 94-98). К указанному акту приложена расшифровка сведений по оплате счетов-фактур, выставленных истцом на компенсацию средней заработной платы медицинским работникам, согласно которой сумма невозмещенных страховых взносов составила 42 943 руб. 95 коп. (л.д. 99).
Ответчик считает, что спорная сумма не подлежит взысканию с ВК Омской области в связи с тем, что возмещенные им суммы по договорам о предоставлении медицинских услуг являются компенсационными выплатами, которые не подлежат обложению страховыми взносами, вследствие чего у ответчика отсутствует обязанность по их оплате.
Суд апелляционной инстанции, оценив указанные возражения ответчика в апелляционной жалобе, считает их обоснованными.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 утверждены Правила компенсации расходов, согласно подпункту 3 пункта 2 которых компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий по обеспечению исполнения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Пунктом 3 Правил компенсации расходов предусмотрено, что компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
На основании указанных нормативных актов расходы, понесенные организациями в связи с выплатой среднего заработка работникам, участвующим в проведении мероприятий по обеспечению исполнения Закона N 53-ФЗ, компенсируются за счет средств федерального бюджета.
Сторонами не оспаривается наличие трудовых отношений между истцом и лицами, фактически осуществлявшими в исковой период реализацию Закона N 53-ФЗ, а также обстоятельства начислений на выплаченную указанным лицам среднюю заработную плату страховых взносов.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" права и обязанности участников отношений, возникшие в отношении налоговых периодов по единому социальному налогу, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном НК РФ с учетом положений главы 24, действовавшей до 1 января 2010 года.
С 01.01.2010 глава 24 "Единый социальный налог" НК РФ утратила силу в связи с изданием Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ), который также вступил в действие с 01.01.2010 согласно его статье 62.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Поскольку военный комиссариат не является в силу Закона N 212-ФЗ страхователем по отношению к привлеченным в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" медицинским работникам, исполнявшим государственную обязанность, обязанность по оплате страховых взносов на ответчика не может быть возложена.
Дополнительных расходов, кроме выплаты медперсоналу заработной платы за период участия в призывной компании, которые подлежали бы компенсации сверх тех, что предусмотрены Правилами компенсации расходов и фактически произведены комиссариатом, участие в ней для БУЗОО "ДГП N 2 им. Скворцова Е.В." не создает. Уплата страховых взносов с фонда заработной платы дополнительным расходом не является, поскольку обязательна независимо от участия в деятельности ВК Омской области.
Данная правовая позиции нашла свое отражение и в судебном практике, в частности, в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.02.2012 по делу N А46-5506/2011.
Таким образом, с 01.01.2010 компенсационные выплаты, осуществляемые в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, не являются объектом обложения единым социальным налогом. В связи с чем предъявленная истцом сумма невозмещенных расходов по отчислению страховых взносов в размере 42 943 руб. 95 коп. за период с марта 2010 г.. по октябрь 2011 г.. взысканию с ВК Омской области не подлежит.
Поэтому в удовлетворении исковых требований БУЗОО "ДГП N 2 им. Скворцова Е.В." суду первой инстанции следовало отказать.
Неправильное применение норм материального права в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции. Отменяя решение, суд апелляционной инстанции принимает новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска БУЗОО "ДГП N 2 им. Скворцова Е.В.".
Апелляционная жалоба ВК Омской области подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 2000 руб. относятся на истца. Ему из бюджета следует возвратить 607руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче иска.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы с истца подлежит взысканию в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 09.02.2012 по делу N А46-16624/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении иска отказать. Возвратить Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Детская городская поликлиника N2 имени Скворцова В.Е." из федерального бюджета 607 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N1740 от 14.11.2011.
Взыскать с Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детская городская поликлиника N 2 имени Скворцова В.Е." в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Рябухина |
Судьи |
Н.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Поскольку военный комиссариат не является в силу Закона N 212-ФЗ страхователем по отношению к привлеченным в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" медицинским работникам, исполнявшим государственную обязанность, обязанность по оплате страховых взносов на ответчика не может быть возложена.
Дополнительных расходов, кроме выплаты медперсоналу заработной платы за период участия в призывной компании, которые подлежали бы компенсации сверх тех, что предусмотрены Правилами компенсации расходов и фактически произведены комиссариатом, участие в ней для БУЗОО "ДГП N 2 им. Скворцова Е.В." не создает. Уплата страховых взносов с фонда заработной платы дополнительным расходом не является, поскольку обязательна независимо от участия в деятельности ВК Омской области.
Данная правовая позиции нашла свое отражение и в судебном практике, в частности, в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.02.2012 по делу N А46-5506/2011.
Таким образом, с 01.01.2010 компенсационные выплаты, осуществляемые в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, не являются объектом обложения единым социальным налогом. В связи с чем предъявленная истцом сумма невозмещенных расходов по отчислению страховых взносов в размере 42 943 руб. 95 коп. за период с марта 2010 г.. по октябрь 2011 г.. взысканию с ВК Омской области не подлежит."
Номер дела в первой инстанции: А46-16624/2011
Истец: Бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника N 2 им. Скворцова В. Е."
Ответчик: Военный комиссариат Омской области