г. Саратов |
|
28 апреля 2012 г. |
Дело N А06-8823/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" апреля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы по тарифам Астраханской области (г. Астрахань, ул. Кирова/пер. Театральный, 19/4, ОГРН 1053000020204, ИНН 3015068720),
на решение арбитражного суда Астраханской области от 07 февраля 2012 года
по делу N А06-8823/2011 (судья Винник Ю.А.),
по иску открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (г. Астрахань, ул. Красная Набережная, 32, ОГРН 1053000000041, ИНН 3017041554),
к Службе по тарифам Астраханской области (г. Астрахань, ул. Кирова/пер. Театральный, 19/4, ОГРН 1053000020204, ИНН 3015068720),
о признании незаконным и отмене постановления N 94.94 от 25.11.2011 о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании от Службы по тарифам Астраханской области - представитель Зайкова С.Н., по доверенности от 19.04.2012, удостоверение N 002,
от открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" - представитель Елмесов Р.К., по доверенности N 304 от 30.12.2011, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы по тарифам Астраханской области N 94.94 от 25.11.2011 о привлечении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 07.02.2012 признано незаконным и отменено постановление Службы по тарифам Астраханской области N 94.94 от 25.11.2011 о привлечении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением, Служба по тарифам Астраханской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Открытым акционерным обществом "Астраханская энергосбытовая компания" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Службы по тарифам Астраханской области, открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" поддержали позицию по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, контрольно-ревизионным управлением ФСТ России на основании проведенной в отношении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" проверки установлено, что ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в нарушение пункта 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования) выставляет с нарушением порядка оформления счета - фактуры конечному потребителю.
По результатам административного расследования 07.11.2011 Службой по тарифам Астраханской области в отношении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" составлен протокол об административном правонарушении N 94.8 по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ (л.д.60-62).
Протокол составлен в присутствии защитника ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" Лычаниной Е.С., действующей по доверенности от 11.01.2011 N 221.
25.11.2011. постановлением службы N 94.94 ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Постановление составлено в присутствии защитника ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" Лычаниной Е.С., действующей по доверенности от 11.01.2011 N 221.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Выводы суда первой инстанции апелляционный суд полагает ошибочными по следующим основаниям.
На основании ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Государственное регулирование цен в сфере естественных монополий осуществляется на основании Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
В статье 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" содержится перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий. Он включает, в частности, транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах, услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, услуги по передаче электрической энергии, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, услуги по передаче тепловой энергии, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Согласно статьей 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации предоставлено право по утверждению перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 "Основ ценообразования в отношения электрической и тепловой энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, "ценообразование" это процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность, и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность. Пунктом 57 Основ ценообразования установлено, что регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке;
сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы, за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии;
сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.
В соответствии с абзацем 10 пункта 57 Основ ценообразования в счетах на оплату электрической и тепловой энергии (мощности) помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость отпущенной потребителю энергии (мощности), стоимость услуг по ее передаче и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 Кодекса занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, наличие события административного правонарушения. При этом событие правонарушения подлежит доказыванию фактическими данными, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения.
В силу ч. 3 ст. 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).
Из имеющихся в материалах дела об административном правонарушении документов: протокола, постановления по делу об административном правонарушении следует, что административным органом представлены доказательства совершения административного правонарушения.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" осуществляет поставку электрической энергии на розничным рынке потребителям электрической энергии Астраханской области, приказом министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 N 51 ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" присвоен статус гарантирующего поставщика.
Обществом в адрес предпринимателя Голубинского В.В. выставлены счета на оплату электрической энергии от 30.11.2010 N 00000698337, от 03.12.2010 N 0000000200318/1, от 03.12.2010 N 0000000200319/2, от 31.12.2010 N 9-021776430 и счетов-фактур от 30.11.2010 N 00000698337 и от 31.12.2010 N9-021776430.
Административным органом установлено, что, в нарушение абз.10 пункта 57 Основ ценообразования, в счетах стоимость потребленной активной электрической энергии значится без раздельного указания стоимости услуг по ее передаче и стоимости услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.
Нарушение обществом порядка заполнения счетов на электроэнергию, а именно отсутствие раздельного указания стоимости отпущенной потребителю энергии (мощности), стоимость услуг по ее передаче и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей, послужило основанием для привлечения Общества к ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, как за иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, не верно установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал не правильные выводы по существу требований, указав на отсутствие события административного правонарушения, а также допустил при этом неправильное применение норм материального права.
Апелляционный суд соглашается с доводами подателя апелляционной жалобы об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления Службы по тарифам Астраханской области N 94.94 от 25.11.2011 о привлечении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанций, исследовав и оценив характер правонарушения и обстоятельства его совершения, не нашел оснований для признания его малозначительным.
Установленные по делу обстоятельства не свидетельствуют об исключительности, случайном характере совершения обществом рассматриваемого правонарушения и позволяют сделать вывод о пренебрежительном отношении заявителя к соблюдению установленных в сфере ценообразовании норм и правил.
Соблюдение административным органом требований административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении проверено судом апелляционной инстанций, и нарушений не выявлено.
Согласно частям 1, 2 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, и характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного противоправного деяния.
Вменяемое Обществу правонарушение, выразившееся в ином нарушении установленного порядка ценообразования, относится к категории длящихся правонарушений.
Соответственно, с момента выявления данного правонарушения - 07.11.2011 и до вынесения оспариваемого постановления - 25.11.2011 срок давности, предусмотренный частью 2 статьи 4.5 Кодекса, не истек.
В связи с чем, постановлением от 25.11.2011 по делу N 94.94 Служба по тарифам Астраханской области правомерно привлекла открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности, предусмотренной части 2 статьи 14.6 Кодекса.
При определении размера наказания административным органом учтены обстоятельства, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ. Штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией нормы.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции, в соответствии с положениями части 3 статьи 211 АПК РФ, находит возможным отказать в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным и об отмене оспариваемого постановления административного органа.
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 февраля 2012 года по делу N А06-8823/2011 следует отменить, отказать открытому акционерному обществу "Астраханская энергосбытовая компания" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Службы по тарифам Астраханской области N 94.94 от 25.11.2011 о привлечении открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности по ч.2 ст. 14.6. Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 февраля 2012 года по делу N А06-8823/2011 отменить.
Принять по делу N А06-8823/2011 новый судебный акт.
Отказать открытому акционерному обществу "Астраханская энергосбытовая компания" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Службы по тарифам Астраханской области N 94.94 от 25.11.2011 о привлечении открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности по ч.2 ст. 14.6. Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, в порядке части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нарушение обществом порядка заполнения счетов на электроэнергию, а именно отсутствие раздельного указания стоимости отпущенной потребителю энергии (мощности), стоимость услуг по ее передаче и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей, послужило основанием для привлечения Общества к ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, как за иное нарушение установленного порядка ценообразования.
...
Апелляционный суд соглашается с доводами подателя апелляционной жалобы об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления Службы по тарифам Астраханской области N 94.94 от 25.11.2011 о привлечении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
...
При определении размера наказания административным органом учтены обстоятельства, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ. Штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией нормы.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции, в соответствии с положениями части 3 статьи 211 АПК РФ, находит возможным отказать в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным и об отмене оспариваемого постановления административного органа.
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 февраля 2012 года по делу N А06-8823/2011 следует отменить, отказать открытому акционерному обществу "Астраханская энергосбытовая компания" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Службы по тарифам Астраханской области N 94.94 от 25.11.2011 о привлечении открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности по ч.2 ст. 14.6. Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях."
Номер дела в первой инстанции: А06-8823/2011
Истец: ОАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Ответчик: Служба по тарифам Астраханской области
Третье лицо: ОАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 11037/12
12.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11037/12
06.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11037/12
14.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11037/12
28.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2514/12
07.02.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-8823/11