г. Красноярск |
|
24 апреля 2012 г. |
А74-2992/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" апреля 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белан Н.Н.,
судей: Кирилловой Н.А., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии представителя:
истца - Долгополова А.В. по доверенности от 02.08.2010 N 324,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ремонтно - эксплуатационное управление"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "12" декабря 2011 года по делу N А74-2992/2011, принятое судьей Кирилловой Н.П.,
установил:
открытое акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК - 13)" (ОГРН 1051901068020, ИНН 1901067718) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" (ИНН 7714783092, ОГРН 1097746358412) 88 052,36 рублей задолженности по государственному контракту от 11.01.2010 N 17201, 124 793,20 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, с Федерального государственного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации 98 316,87 рублей задолженности.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "12" декабря 2011 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, открытое акционерное общество "Ремонтно - эксплуатационное управление" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что в результате заключенного трехстороннего соглашения о порядке расчетов за тепловую энергию от 11.03.2011 абонент не выбыл из обязательства; соглашением от 11.03.2011 не предусмотрено взыскание процентов; суд первой инстанции неправомерно взыскал с ответчика проценты за нарушение сроков оплаты, поскольку обязательство по оплате тепловой энергии прекращено соглашением о зачете.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Между открытым акционерным обществом "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК - 13)" (энергоснабжающая организация) и Абаканской квартирно-эксплуатационной частью (абонент) заключен государственный контракт на теплоснабжение от 11.01.2010 N 17201, по условиям которого энергоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде до границы эксплуатационной ответственности, а абонент - оплачивать принятую тепловую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных контрактом (пункт 1.1).
Согласно пункту 5.1 контракта учет отпускаемой теплоэнергии производится по коммерческим приборам учета, установленным на объектах абонента и допущенных в эксплуатацию представителем энергоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 6.1 контракта тарифы на тепловую энергию устанавливаются на основании постановлений Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия согласно Федеральному закону Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию и тепловую энергию в Российской Федерации", принимаются в бесспорном порядке, без предварительного согласования сторонами и вводятся в сроки, оговоренные указанными постановлениями или приказами.
Порядок расчетов за пользование тепловой энергией и химически очищенной водой согласован сторонами в разделе 7 договора.
В соответствии с пунктом 9.3 договор заключен на срок по 31.12.2010 и считается ежегодно продленным, если не менее чем за один месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от договора или его пересмотре.
Между открытым акционерным обществом "Ремонтно-эксплуатационное управление" (плательщик), открытым акционерным обществом "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК - 13)" (поставщик), Абаканской квартирно - эксплуатационной частью Министерства обороны Российской Федерации (покупатель) заключено соглашение от 11.03.2011 о порядке расчетов за тепловую энергию по государственному контракту от 11.01.2010 N 17201, в соответствии с пунктом 1 которого плательщик обязуется оплачивать тепловую энергию, поставляемую на объекты Минобороны России, в период с 01.01.2011 по 30.06.2011 в рамках государственного контракта поставщиком и принимаемую абонентом.
При этом плательщик оплачивает только объемы тепловой энергии, подлежащие оплате за счет бюджетных средств. Объемы тепловой энергии, не подлежащие оплате за счет бюджетных средств, оплачиваются покупателем.
Согласно пункту 2 соглашения цена на тепловую энергию определяется в соответствии с условиями контракта.
В соответствии с пунктом 4 соглашения оплата за поставленную тепловую энергию осуществляется плательщиком ежемесячно в течении 15 календарных дней с момента предоставления энергоснабжающей организацией абоненту следующих документов:
- акта сверки взаимных расчетов за поставленную тепловую энергию, с разделением на бюджетную и внебюджетную деятельность;
- акта приема - передачи тепловой энергии;
- счета - фактуры.
Согласно пункту 8 соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами.
Приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 03.12.2010 N 488-т установлен тариф на тепловую энергию для бюджетных потребителей филиала "Абаканская ТЭЦ" открытого акционерного общества "Енисейская ТГК-13 (ТГК-13)" на 2011 год в размере 620,43 рублей за 1 Гкал без учета НДС.
В соответствии с протоколом заседания Правления Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30.11.2010 N 366 для филиала "Абаканская ТЭЦ" открытого акционерного общества "Енисейская ТГК-13 (ТГК-13)" с 01.01.2011 года согласована стоимость химически очищенной воды - 8,02 руб./куб.м. без учета НДС.
Во исполнение условий государственного контракта истец в период с января по июнь 2011 года поставил абоненту тепловую энергию и химически очищенную воду на общую сумму 5 142 445,57 рублей, что подтверждают подписанные истцом и абонентом акты приема - передачи тепловой энергии от 31.01.2011, 28.02.2011, 31.03.2011, 30.04.2011, 31.05.2011, 30.06.2011; месячные отчеты о потреблении теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы с данными о показаниях приборов учета от 29.12.2010, 31.12.2010, 29.01.2011, 27.02.2011, 28.03.2011, 19.04.2011, 26.04.2011, 27.05.2011; акты сверки задолженности за период с 01.01.2011 по 31.01.2011, с 01.02.2011 по 28.02.2011, с 01.03.2011 по 31.03.2011, с 01.04.2011 по 30.04.2011, с 01.05.2011 по 31.05.2011, с 01.06.2011 по 30.06.2011.
Для оплаты тепловой энергии и химически очищенной воды истцом абоненту выставлены счета - фактуры от 31.01.2011 N 11-011-2080000068, 28.02.2011 N 11-021-2080000068, 18.03.2011 N 16-031-2080000068, 31.03.2011 N 11-031-2080000068, 21.04.2011 N 16-42011-2080000068, 30.04.201 1N 11-42011-2080000068, 23.05.2011 N 16-52011-2080000068, 31.05.2011 N 11-52011-2080000068, 30.06.2011 N 11-62011-20800000 на общую сумму 5 142 445,57 рублей. Указанные счета-фактуры акцептованы руководителем Абаканской КЭЧ надписью на обороте счетов-фактур с указанием стоимости потребленной тепловой энергии по бюджетной и внебюджетной деятельности.
Согласно представленному истцом расчету стоимость энергоресурсов, поставленных в спорный период, на бюджетную деятельность составила 5 044 128,7 рублей, на внебюджетную деятельность - 98 316,87 рублей.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" Абаканская квартирно - эксплуатационная часть реорганизована путем присоединения к федеральному государственному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно представленному в дело уведомлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия Абаканская квартирно-эксплуатационная часть прекратила деятельность путем реорганизации в форме присоединения и снята с учета в налоговом органе 13.09.2011.
Поставленные истцом энергоресурсы частично оплачены открытым акционерным обществом "Ремонтно-эксплуатационное управление", что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями и заявлениями о зачете.
Поскольку поставленные в спорный период энергоресурсы ответчиками в полном объеме не оплачены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Как следует из материалов дела, в качестве материально - правового по настоящему делу истцом заявлено требование о взыскании с ответчиков задолженности за потребленную тепловую энергию и химически очищенную воду, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с нарушением сроков оплаты.
Исковые требования истца основаны на государственном контракте от 11.01.2010 N 17201, заключенном между открытым акционерным обществом "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" и Абаканской квартирно - эксплуатационной частью, а также соглашении от 11.03.2011, заключенном между открытым акционерным обществом "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)", Абаканской квартирно - эксплуатационной частью и открытым акционерным обществом "Ремонтно-эксплуатационное управление".
Удовлетворяя исковые требования к открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление", суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с соглашением от 11.03.2011 общество приняло на себя обязанность по оплате тепловой энергии и химически очищенной воды, потребленной Абаканской квартирно - эксплуатационной частью на бюджетную деятельность в период с 01.01.2011 по 30.06.2011.
Удовлетворяя исковые требования к Федеральному государственному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что учреждение является правопреемником Абаканской квартирно - эксплуатационной части, и на основании государственного контракта от 11.01.2010 N 17201 обязано оплачивать тепловую энергию, потребленную Абаканской квартирно - эксплуатационной частью на внебюджетную деятельность.
В части взыскания задолженности за тепловую энергию с Федерального государственного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации решение суда первой инстанции не обжалуется.
Оценив фактические обстоятельства дела, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (энергоснабжающая организация) и Абаканской квартирно - эксплуатационной частью (абонент) заключен государственный (муниципальный) контракт (договор на теплоснабжение) от 11.01.2010 N 17201.
На основании указанного контракта между сторонами сложились отношения, регулируемые параграфом 6 главы 30 Гражданского Кодекса Российской Федерации "Энергоснабжение".
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям сторон, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, подлежат применению правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 4.1.1 государственного контракта абонент обязан оплачивать потребление тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и нормативные потери по теплотрассе, находящейся на его балансе, а также другие платежи (включая химически очищенную воду, выявленные и актированные потери теплоэнергии с утечками, из-за нарушения тепловой изоляции и т.д.) в сроки, указанные в договоре.
Факт подачи истцом на объекты Абаканской квартирно - эксплуатационной части тепловой энергии и химически очищенной воды в спорный период подтвержден представленными в материалы дела подписанными сторонами актами приема - передачи тепловой энергии от 31.01.2011, 28.02.2011, 31.03.2011, 30.04.2011, 31.05.2011, 30.06.2011; месячными отчетами о потреблении теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы с данными о показаниях приборов учета от 29.12.2010, 31.12.2010, 29.01.2011, 27.02.2011, 28.03.2011, 19.04.2011, 26.04.2011, 27.05.2011; актами сверки задолженности за период с 01.01.2011 по 31.01.2011, с 01.02.2011 по 28.02.2011, с 01.03.2011 по 31.03.2011, с 01.04.2011 по 30.04.2011, с 01.05.2011 по 31.05.2011, с 01.06.2011 по 30.06.2011.
Количество поставленной в спорный период тепловой энергии и химически очищенной воды, а также стоимость энергоресурсов сторонами не оспаривается.
Между открытым акционерным обществом "Ремонтно-эксплуатационное управление" (плательщик), открытым акционерным обществом "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)", Абаканской квартирно - эксплуатационной частью (абонент) подписано соглашение от 11.03.2011 о порядке расчетов за тепловую энергию по государственному (муниципальному) контракту (договору на теплоснабжение) от 11.01.2010 N 17201.
Согласно пункту 1 соглашения плательщик обязуется оплачивать тепловую энергию, поставляемую на объекты абонента в период с 01.01.2011 по 30.06.2011 в рамках государственного контракта с энергоснабжающей организацией.
При этом плательщик оплачивает только объемы тепловой энергии, подлежащие оплате за счет бюджетных средств. Объемы тепловой энергии, не подлежащие оплате за счет бюджетных средств, оплачиваются абонентом на условиях государственного контракта.
В соответствии с пунктом 4 соглашения оплата за поставленную тепловую энергию осуществляется плательщиком ежемесячно в течении 15 календарных дней с момента предоставления энергоснабжающей организацией абоненту следующих документов:
- акта сверки взаимных расчетов за поставленную тепловую энергию, с разделением на бюджетную и внебюджетную деятельность;
- акта приема - передачи тепловой энергии;
- счета - фактуры.
Из буквального содержания пункта 1 соглашения от 11.03.2011 следует, что открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" приняло на себя обязательства оплачивать объемы тепловой энергии, подлежащие оплате за счет бюджетных средств, и относящиеся к бюджетной деятельности. Объем тепловой энергии, не подлежащий оплате за счет средств бюджета, оплачивается Абаканской квартирно-эксплуатационной частью на условиях государственного контракта.
Согласно представленным в материалы дела акцептованным счетам-фактурам, с учетом частичной оплаты поставленных энергоресурсов, задолженность за потребление теплоэнергии и химически очищенной воды на бюджетную деятельность составила 88 052,36 рублей, на внебюджетную деятельность - 98 316,87 рублей.
Поскольку доказательств оплаты задолженности в указанных суммах ответчиками в материалы дела не представлено, суд первой инстанции обоснованно взыскал сумму задолженности за потребленную теплоэнергию и ХОВ на бюджетную деятельность в размере 88 052,36 рублей с открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление", сумму задолженности за потребленную теплоэнергию и ХОВ на внебюджетную деятельность в размере 98 316,87 рублей с Федерального государственного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (правопреемника Абаканской квартирно-эксплуатационной части).
Истцом также заявлено требование о взыскании с открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" 124 793,2 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Проверив расчет процентов, суд апелляционной инстанции признает его верным, сумму процентов в размере 124 793,2 рублей взысканной обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в результате заключенного трехстороннего соглашения о порядке расчетов за тепловую энергию от 11.03.2011 абонент не выбыл из обязательства; соглашением от 11.03.2011 не предусмотрено взыскание процентов; суд первой инстанции неправомерно взыскал с ответчика проценты за нарушение сроков оплаты, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены по следующим основаниям.
В обоснование доводов ответчик ссылается на положения статьи 403 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 13, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 14 от 08.10.1998 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами".
В соответствии с указанными выше правовыми нормами в случае нарушения денежного обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение этого обязательства, проценты, предусмотренные статьей 395 Кодекса, взыскиваются не с этих лиц, а с должника на тех же основаниях, что и за собственные нарушения, если законом не установлено, что такую ответственность несет третье лицо, являющееся непосредственным исполнителем.
Согласно статье 313 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.
Таким образом, должник вправе исполнить обязательство, не требующее личного исполнения, самостоятельно или, не запрашивая согласия кредитора, передать исполнение третьему лицу. Праву должника возложить исполнение обязанности на третье лицо корреспондирует обязанность кредитора принять соответствующее исполнение. При этом закон не наделяет кредитора правом требовать с третьего лица исполнения обязательства, поскольку ответственным перед кредитором остается сам должник.
По отношению к кредитору третье лицо выполняет только фактические действия. Должник, не выбывая из обязательства, отвечает перед кредитором за исполнение так, как если бы исполнение осуществлялось им лично. Таким образом, должник отвечает перед кредитором за действия третьего лица (статья 403 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, при рассмотрении данного конкретного дела суд апелляционной инстанции считает возможным взыскать с ответчика, не являющегося стороной по государственному контракту от 11.01.2010 N 17201, как задолженность за поставленные абоненту энергоресурсы, так и проценты за просрочку платежа в связи со следующим.
В соответствии с пунктами 1, 3, 5, 12 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
К основным задачам Минобороны России относятся, в том числе, выработка и проведение государственной политики в области обороны.
Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Минобороны России является государственным заказчиком в области обороны.
В силу подпункта 31 пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N1082 Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
В соответствии с подпунктами 2, 4, 5 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями, в том числе:
- формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
- осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
- составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Государственный контракт от 11.01.2010 N 17201 подписан между истцом и Абаканской квартирно - эксплуатационной частью, являющейся на момент заключения контракта подведомственной организацией Министерства обороны России.
Согласно приложению N 2 к государственному контракту от 11.01.2010 N 17201 энергоресурсы поставлялись истцом на объекты Абаканского гарнизона, находящегося в ведении Министерства обороны России.
Ответчик - открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" также является подведомственной организацией Министерства обороны России, созданной путем реорганизации в форме преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 1 и 3 соглашения о порядке расчетов от 11.03.2011 ответчик (плательщик) принял на себя обязательства по оплате тепловой энергии, поставляемой на объекты Минобороны России; оплата за тепловую энергию осуществляется за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, предоставляемых плательщику по государственному контракту от 20.07.2010 N 1-ТХ на оказание услуг по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, государственный контракт от 11.01.2010 N 17201 заключен в интересах Министерства обороны Российской Федерации, в целях теплоснабжения объектов обороны, финансирование теплоснабжения которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Из представленных в материалы дела документов и пояснений ответчика следует, что Министерство обороны Российской Федерации организовало финансирование расходов по оплате теплоснабжения объектов обороны (в части бюджетной деятельности) следующим образом: денежные средства перечисляются не организациям, непосредственно заключившим государственные контракты на теплоснабжение (абонентам), а посреднику - открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление", который на основании соглашений о порядке расчетов перечисляет денежные средства ресурсоснабжающим организациям.
Данный вывод следует, в том числе, и из того, что в процессе рассмотрения дела судом первой инстанции именно ОАО "РЭУ" оплатило большую часть задолженности по бюджетной деятельности за поставленное абоненту тепло путем проведения зачета.
Суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего дела необходимо исходить не из формального соблюдения требований статей 313, 403 Гражданского кодекса Российской Федерации, а из порядка финансирования расходов на теплоснабжение объектов обороны, действующего в структуре Министерства обороны Российской Федерации. Иной подход повлечет нарушение прав истца и затянет процесс взыскания задолженности за поставленные энергоресурсы, поскольку при заключении государственного контракта от 11.01.2010 N 17201 истец не знал и не мог знать о том, какая система финансирования теплоснабжения объектов обороны сложится в Министерстве обороны Российской Федерации.
Принимая во внимание, что Министерство обороны Российской Федерации перечисляет денежные средства на оплату теплоснабжения объектов обороны именно ОАО "РЭУ", а не абоненту по государственному контракту от 11.01.2010 N 17201, взыскание с указанного ответчика задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами за нарушение сроков оплаты поставленных энергоресурсов в данной конкретной ситуации является обоснованным.
Ссылка заявителя жалобы на то, что в связи с достижением сторонами соглашения о зачете денежных средств в размере 4 956 076,34 рублей в счет оплаты задолженности проценты не должны были начисляться, является несостоятельной.
Согласно расчету проценты за нарушение срока оплаты поставленных энергоресурсов начислены истцом по дату 20.09.2011. Соглашение о зачете денежных средств в размере 4 956 076,34 рублей в счет оплаты спорной задолженности достигнуто между сторонами 11.10.2011, то есть после 20.09.2011.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "12" декабря 2011 года по делу N А74-2992/2011 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "12" декабря 2011 года по делу N А74-2992/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
Н.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1, 3, 5, 12 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
...
В силу подпункта 31 пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N1082 Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
В соответствии с подпунктами 2, 4, 5 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями, в том числе:
...
Суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего дела необходимо исходить не из формального соблюдения требований статей 313, 403 Гражданского кодекса Российской Федерации, а из порядка финансирования расходов на теплоснабжение объектов обороны, действующего в структуре Министерства обороны Российской Федерации. Иной подход повлечет нарушение прав истца и затянет процесс взыскания задолженности за поставленные энергоресурсы, поскольку при заключении государственного контракта от 11.01.2010 N 17201 истец не знал и не мог знать о том, какая система финансирования теплоснабжения объектов обороны сложится в Министерстве обороны Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А74-2992/2011
Истец: ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" в лице филиала "Абаканская ТЭЦ", Филиал "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)"
Ответчик: ОАО "РЭУ" (филиал ОАО "РЭУ" "Иркутский" ), Открытое акционероне общество "Ремонтно-эксплуатационное управление", ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, филиал ОАО "Ремонтно-эксплатационное управление" "Иркутский"
Третье лицо: Абаканская квартирно-эксплуатационная часть, Абаканская КЭЧ, ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление"
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-459/12