г. Владивосток |
|
27 апреля 2012 г. |
Дело N А51-311/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А. В. Гончаровой
судей А.С. Шевченко, Н.В. Алфёровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
Мамедова Виктория Владимировна, лично - паспорт 05 03 195751;
от администрации г.Владивостока: Горовой С.В. по доверенности от 17.10.2011 N 1-3/3732 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 4026;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: Горовой С.В. по доверенности от 21.10.2011 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 4026;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока и администрации г.Владивостока
апелляционные производства N 05АП-2672/2012, 05АП-2673/2012
на решение от 28.02.2012
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-311/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ИП Мамедовой Виктории Владимировны (ИНН 253807983601, ОГРН 306253808200050) к администрации г.Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812) о признании незаконным решения.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Мамедова Виктория Владимировна (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока от 02.12.2011 N 13659Д об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Трамвайная, 16 и обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока утвердить и выдать схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории для целей не связанных со строительном - для "размещения и эксплуатации торгового павильона".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.02.2012 признано незаконным решение администрации г. Владивостока, оформленное письмом от 02.12.2011 N 13656Д "О возврате документов", как не соответствующее Земельному кодексу РФ, Административному регламенту предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденному постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596. Суд обязал Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока утвердить и выдать схему расположения земельного участка в районе ул. Трамвайная, 16 в г. Владивостоке для целей, не связанных со строительством (размещение торгового павильона), на кадастровом плане территории в месячный срок со дня обращения предпринимателя.
Не согласившись с вынесенным решением, администрация г.Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока обратились в апелляционный суд с жалобой, в которой просят его отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителей жалобы, павильон является результатом строительства - недвижимым объектом, прочно связанным с землёй, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Настаивают на том, что предоставить испрашиваемым предпринимателем земельный участок и утвердить его границы можно только в том случае, если предпринимателем будет соблюден порядок обращения за предоставлением земельного участка, то есть заявитель должен обратиться в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ. Кроме того, заявители апелляционных жалоб считают, что суд первой инстанции вышел за пределы своих полномочий, возложив обязанность утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Полагают, что суд не может подменять собой орган местного управления, который можно обязать только принять решение по заявлению Предпринимателя, но не утвердить схему.
ИП Мамедова В.В. в своем отзыве на апелляционную жалобу указала на то, что именно УГиА администрации г. Владивостока должно было рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании заявления ИП Мамедовой В.В., направленного Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
Администрация г. Владивостока не вправе была давать ответ по существу вопроса об утверждении схемы расположения спорного земельного участка, а дав такой ответ, превысила свои полномочия, поскольку администрация г. Владивостока как орган местного самоуправления в силу п. 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ не наделена полномочиями по решению существа вопроса о представлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Представитель администрации г.Владивостока и УГиА администрации г.Владивостока в судебном заседании 24.04.2012 доводы совместной апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Предприниматель в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразила. Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.02.2012 считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Мамедова Виктория Владимировна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 23.03.2006 ИФНС по Первореченскому району г. Владивостока, о чем выдано свидетельство серии 25 N 002675694 и внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 306253808200050.
06.09.2011 индивидуальный предприниматель Мамедова Виктория Владимировна обратилась в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент), уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края, с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 18 кв.м., расположенного в районе ул. Трамвайной, 16 в г. Владивостоке, в аренду для целей, не связанных со строительством: для размещения и эксплуатации торгового павильона.
12.10.2011 Департамент обратился в администрацию г. Владивостока по вопросу подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, приложив к обращению копию заявления предпринимателя, обзорную схему, кадастровый план на электронном носителе.
21.10.2011 предприниматель Мамедова В.В. передала в Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока дополнительные документы, необходимые для рассмотрения заявления.
Письмом от 02.12.2011 N 13656Д администрация г. Владивостока сообщила заявителю об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и возврате комплекта документов.
Предприниматель посчитала незаконным отказ администрации г.Владивостока в утверждении схемы расположения земельного участка и обжаловала его в арбитражном суде, заявив также требование об обязании Управления утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого ею земельного участка.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться земельными участками, в которых указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании данного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, после чего заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. Затем исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка и направляет заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 30 Устава г. Владивостока от 06.05.2010 администрация города Владивостока является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Владивостокского городского округа, наделенным этим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.
Так, полномочиями администрации г. Владивостока являются, в том числе владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, определенном решением Думы города Владивостока (подпункт 6 пункта 1 статьи 32 Устава).
Статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Решением Думы г. Владивостока N 259 от 03.04.2009 было утверждено Положение об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока.
Согласно пунктам 1.1, 1.3 этого Положения Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока является органом администрации города Владивостока, осуществляющим управление в области градостроительства и архитектуры. Управление является юридическим лицом.
В силу пункта 4.18 названного Положения для реализации возложенных задач и функций Управление наделяется рядом полномочий, в том числе утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, именно УГиА администрации г. Владивостока должно было рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании заявления предпринимателя Мамедовой В.В., направленного Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
По смыслу пункта 3 статьи 8 Федерального закона 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при письменном обращении, содержащем вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Таким образом, администрация г. Владивостока не вправе была давать ответ по существу вопроса об утверждении схемы расположения спорного земельного участка, а дав такой ответ, превысила свои полномочия.
В свою очередь, как верно указано судом первой инстанции, заявление ИП Мамедовой В.В. соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 2.8 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
В силу положений статьи 85 Земельного кодекса РФ использование земель населенных пунктов осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее - Правила), утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, земельный участок в районе ул. Трамвайной, 16, испрашиваемый предпринимателем, расположен в территориальной зоне многофункциональной общественно-деловой застройки (ОД-1). Градостроительными регламентами, утвержденными для данной территориальной зоны, допускается размещение объектов розничной торговли (основные виды разрешенного использования) - пункт 2 статьи 25 Правил.
Как следует из пункта 1 статьи 28 указанных Правил зона многофункциональной общественно-деловой и жилой застройки определена для застройки зданиями административного, управленческого, финансового назначения, жилого назначения, объектами торговли, общественного питания, бытового, социального обслуживания и инженерной инфраструктуры, связанными с обслуживанием зоны.
Указанный предпринимателем в заявлении вид разрешенного использования - размещение и эксплуатация торгового павильона, соответствует виду разрешенного использования, предусмотренного Правилами землепользования и землеустройства Владивостокского городского округа. Так, подпунктом 1 части 2 статьи 28 Правил землепользования и застройки предусмотрен основный вид разрешенного использования - объекты розничной торговли. При этом земельный участок расположенный в зоне многофункциональной общественно - деловой застройки (ОД-1), предусмотренной для размещения объектов розничной торговли.
Земельным и градостроительным законодательством не предусмотрено установление градостроительных регламентов в зависимости от того, во временных или капитальных конструкциях планируется возводить объект на земельном участке соответствующего разрешенного использования.
Так, по смыслу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, а также главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование в первую очередь направлено на определение единого правового режима земельных участков и объектов капитального строительства каждой территориальной зоны, однако это не означает, что градостроительные регламенты не распространяются на временные объекты.
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент с учетом особенностей расположения и развития каждой территориальной зоны, а также возможности сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Таким образом, градостроительные регламенты определяют функциональное назначение земельных участков и объектов, расположенных на них. Цель использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием может достигаться как путем возведения на земельном участке объекта капитального строительства соответствующего функционального назначения, так и путем размещения на данном земельном участке объекта такого же назначения во временных конструкциях.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчиков о том, что размещение павильона возможно только путем его строительства, а предоставление земельного участка в порядке, предусмотренном ст.ст. 30-31 Земельного кодекса РФ.
Как следует из текста заявления от 06.09.2010 N 29-26217, предприниматель не ставила вопрос о предоставлении ему земельного участка для целей капитального строительства.
Так, несостоятельна ссылка ответчиков на статью 346.27 Налогового кодекса РФ, поскольку, как указано в абзаце 1 данной статьи, понятия, приведенные в ней, используются для целей главы 26.2 Налогового кодекса РФ, то есть для целей исчисления и взимания единого налога на вмененный доход.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, к недвижимым вещам относятся только такие строения, которые прочно связаны с землей и перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению.
Более того, в муниципальных правовых актах, в частности, в Положении о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков, сноса самовольных построек и переноса иных объектов на территории города Владивостока, утвержденном Думой г. Владивостока 10.05.2006 N 30-МПА (пункт 1.5), также используется понятие павильона как временного строения.
Заявитель не ставил вопрос о предоставлении ему земельного участка для целей размещения на нем строения павильона как недвижимой вещи, объекта строительства.
Довод ответчика о том, что объект, который намерен расположить заявитель на спорном земельном участке, обязательно должен представлять собой объект недвижимого имущества, является надуманным и не соответствует фактическим обстоятельствам.
На какие-либо иные обстоятельства, препятствующие утверждению схемы расположения земельного участка, апеллянты ни в суде первой инстанции, ни на стадии апелляционного производства по делу не ссылались, судами обеих инстанций таковые также не установлены.
Довод администрации г. Владивостока о непредставлении заявителем оригинала топографической съемки земельного участка, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку как следует из оспариваемого решения обращение департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об утверждении схемы расположения спорного земельного участка было рассмотрено администрацией по существу, а не возвращено заявителю и департаменту без рассмотрения по причине непредставления оригинала топографической съемки, как это предусмотрено пунктом 3.3 Регламента.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя и в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязал орган, уполномоченный рассматривать вопросы утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, восстановить нарушенные права и законные интересы предпринимателя способом, указанным в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией не принимаются, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доказательств, влияющих на законность принятого решения, суду не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.02.2012 по делу N А51-311/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А. В. Гончарова |
Судьи |
А.С. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из текста заявления от 06.09.2010 N 29-26217, предприниматель не ставила вопрос о предоставлении ему земельного участка для целей капитального строительства.
Так, несостоятельна ссылка ответчиков на статью 346.27 Налогового кодекса РФ, поскольку, как указано в абзаце 1 данной статьи, понятия, приведенные в ней, используются для целей главы 26.2 Налогового кодекса РФ, то есть для целей исчисления и взимания единого налога на вмененный доход.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
...
Довод администрации г. Владивостока о непредставлении заявителем оригинала топографической съемки земельного участка, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку как следует из оспариваемого решения обращение департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об утверждении схемы расположения спорного земельного участка было рассмотрено администрацией по существу, а не возвращено заявителю и департаменту без рассмотрения по причине непредставления оригинала топографической съемки, как это предусмотрено пунктом 3.3 Регламента.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя и в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязал орган, уполномоченный рассматривать вопросы утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, восстановить нарушенные права и законные интересы предпринимателя способом, указанным в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ."
Номер дела в первой инстанции: А51-311/2012
Истец: ИП Мамедова Виктория Владимировна
Ответчик: Администрация г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока