г. Санкт-Петербург |
|
28 апреля 2012 г. |
Дело N А21-8616/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Загараевой Л.П., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Душечкиной А.И.
при участии:
от заявителя: Коновалов О.Ю. - доверенность от 23.12.2011 N 04-04-54
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4622/2012) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.2012 по делу N А21-8616/2011 (судья Можегова Н.А.), принятое
по заявлению ООО Калининграднефтепродукт
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области
3-е лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области
о признании незаконными действий
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Калининграднефтепродукт" (ОГРН: 1023900589240, место нахождения: г.Калининград, улица Комсомольская, д.22б) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области, выразившихся в отражении в справке N 1923 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 28 сентября 2011 г.. сведений о наличии у него недоимки по уплате сбора за право торговли в сумме 1322,15руб., пеней в общей сумме 8 699,06руб. за просрочку уплаты этого сбора и штрафа в сумме 3000руб., - без указания на утрату возможности их принудительного взыскания (с учетом уточнений).
Решением суда от 25.01.2012 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции налоговый орган указывает, что справка N 1923 отражает фактически имеющуюся у заявителя неисполненную обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, которая непризнанна в судебном порядке безнадежной ко взысканию.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области извещены, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Общество состоит на налоговом учёте в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области с 05 октября 2007 г..
В течение 2011 г.. Инспекцией была произведена централизация учёта налоговых обязательств общества по всем имеющимся у него структурным подразделениям.
29 сентября 2011 г.. налогоплательщиком получена справка N 1923 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 28 сентября 2011 г.. (в том числе, в отношении структурных подразделений).
В данной справке была отражена задолженность ООО "Калининграднефтепродукт" по уплате:
- сбора за право торговли в сумме 1322,15руб. и пеней в сумме 8619,10руб. за просрочку уплаты сбора (в отношении структурного подразделения АЗС N 10 г. Балтийск)
- пеней в сумме 79,96руб. за просрочку уплаты сбора за право торговли (в отношении структурного подразделения АЗС N 24 г. Полесск)
- штрафа в размере 3000руб. за неприменение ККТ (в отношении структурного подразделения АЗС N 52 г. Багратионовск).
При этом справка не содержала указание на утрату возможности принудительного взыскания указанных выше сумм.
Полагая, что отражение в справке задолженности по пеням, начисленным на недоимку, срок взыскания по которой истек, неправомерно, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на отсутствие у налогового органа правовых оснований для указания задолженности по уплате налогов, сборов, пени и штрафов, срок принудительного взыскания истек, в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по заполнению справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (далее - Методические указания) утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.
Этот приказ издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@, "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и Методических указаний по их заполнению".
Согласно пункту 4 Методических указаний при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 названных Методических указаний, при формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций делается запись следующего содержания: "Имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".
Содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальному исполнению налогоплательщиком обязанностей по уплате обязательных платежей.
Судом первой инстанции на основании имеющихся в материалах дела копии справки о состоянии расчетов N 1923 по налогам, сборам, взносам по состоянию на 28.09.2011, копии лицевых счетов установлено, что недоимка по уплате сбора в размере 1 322,15руб. была отражена в лицевом счёте ООО "Калининграднефтепродукт" ещё по состоянию на 01 февраля 2004 г.. и до декабря 2011 г.. на эту недоимку продолжали начисляться пени, штраф в размере 3000руб. отражён в лицевом счёте общества по состоянию на 01.01.2004 г..
Доказательства по каждой сумме, в том числе декларации, расчеты пеней, данные налогового обязательства, равно как и доказательства взыскания в бесспорном или судебном порядке с Общества, указанных в справке сумм, на основании которых за заявителем числится задолженность, налоговым органом суду не представлено. В деле имеются лишь копии лицевых счетов, которые сами по себе не могут быть признаны доказательством образования недоимки.
Вместе с тем, из лицевых счетов, в которых отражена спорная задолженность по уплате следует, что они начислены на недоимку образовавшуюся до 01 февраля 2004 г.. года, поэтому установленный законом срок для ее взыскания на 2011 год истек. Однако в справке информация об утрате возможности взыскания задолженности по штрафам, пеням в указанном выше размере отсутствует.
С учетом изложенного при невозможности взыскания в установленном налоговым законодательством порядке спорной задолженности, инспекция обязана в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 28.09.2011 на это указать.
Ссылки налогового органа на то, что им может быть реализовано право на обращение в суд для взыскания указанных сумм не изменяет факт нарушения налоговым органом пресекательного срока на принудительное взыскание задолженности.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09, налоговый орган, обеспечивая соблюдение баланса частных и публичных интересов, обязан отражать в справке объективную информацию, то есть указывать не только сведения о числящейся в лицевых счетах налогоплательщика задолженности, но и сообщение об утрате налоговым органом возможности взыскания ее в полном объеме или в части.
Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц об отказе в совершении действий должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что сведения, отраженные в справке, выданной инспекцией, не отвечают указанным требованиям, суд обоснованно удовлетворил заявление общества о признании оспариваемых действий инспекции незаконными и устранении допущенного нарушения прав и законных интересов путем выдачи ему справки, содержащей информацию о невозможности взыскания в принудительном порядке указанной задолженности по пеням и штрафам в связи с пропуском установленного для взыскания срока.
Ссылка инспекции на статью 59 НК РФ не принимается апелляционной инстанцией во внимание, так как в данном случае предметом спора является не признание спорной задолженности невозможной ко взысканию и ее списании, а об отражении в справке достоверной информации.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.2012 по делу N А21-8616/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по заполнению справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (далее - Методические указания) утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.
...
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09, налоговый орган, обеспечивая соблюдение баланса частных и публичных интересов, обязан отражать в справке объективную информацию, то есть указывать не только сведения о числящейся в лицевых счетах налогоплательщика задолженности, но и сообщение об утрате налоговым органом возможности взыскания ее в полном объеме или в части.
...
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц об отказе в совершении действий должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
...
Ссылка инспекции на статью 59 НК РФ не принимается апелляционной инстанцией во внимание, так как в данном случае предметом спора является не признание спорной задолженности невозможной ко взысканию и ее списании, а об отражении в справке достоверной информации."
Номер дела в первой инстанции: А21-8616/2011
Истец: ООО Калининграднефтепродукт
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам К/о
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4622/12