г. Владимир |
|
28 апреля 2012 г. |
Дело N А79-7042/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.04.2012.
Полный текст постановления изготовлен 28.04.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Казаковой Н.А., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Крисько А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации города Чебоксары Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.01.2012
по делу N А79-7042/2011, принятое судьей Филипповым Б.Н.,
по иску государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, г.Чебоксары, ОГРН 1022101129775,
к администрации города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары,
при участии третьего лица - Финансового управления администрации г.Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары,
о взыскании 748 427 руб.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - администрации города Чебоксары Чувашской Республики - полномочный представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (уведомление N 24462);
от истца - ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики - Андреева Н.В. по доверенности от 10.01.2012 N 01 (сроком действия до 31.12.2012);
от третьего лица - Финансового управления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики - полномочный представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (уведомления N 24318, 24461).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (далее - ГУП "Чувашавтотранс") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее- администрация) о взыскании 748 427 руб. задолженности за осуществление перевозок пассажиров и багажа на пригородном транспорте.
Исковые требования основаны на статьях 309, 310, 432, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением администрацией обязательств по договору относительно оплаты услуг.
Определением от 17.10.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление администрации города Чебоксары Чувашской Республики.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с частичным погашением долга истец уменьшил иск и просил взыскать 445 914 руб. убытков, связанных с предоставлением льгот по перевозке граждан и багажа общественным транспортом. Уточнение судом принято.
Решением от 30.01.2012 уточненный иск удовлетворен: с муниципального образования "город Чебоксары - столица Чувашской Республики" за счет казны в пользу ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики взысканы 445 914 руб. долга.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность решения, заявитель указал, что истец не представил доказательств неисполнения ответчиком обязательств и обоснованный расчет понесенных убытков, тогда как задолженность по договору своевременно погашена.
ГУП "Чувашавтотранс" в отзыве и судебном заседании возразило против доводов апелляционной жалобы, сославшись на абзац 2 пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", в соответствии с которым органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. В данном случае муниципальное образование "город Чебоксары - столица Чувашской Республики" в своих правовых актах осуществило государственное регулирование цен на перевозки пассажиров, установило льготы по перевозной плате транспортом общего пользования по определенному маршруту для отдельных категорий граждан. Таким образом, у муниципального образования, установившего соответствующую льготу, в рассматриваемый период возникли обязательства по возмещению перевозчику выпадающих доходов в связи с перевозкой льготной категории граждан. Согласно пункту 2.1 Правил предоставления средств из бюджета г. Чебоксары организациям автомобильного транспорта, утвержденных постановлением администрации г. Чебоксары от 28.12.2010 N 282, главным распорядителем средств, направляемых на возмещение разницы в тарифах от перевозки пассажиров и багажа по пригородному маршруту N 249, является администрация города.
Одновременно ГУП "Чувашавтотранс" пояснило, что все используемые в расчете убытков данные подтверждены имеющимися в материалах дела соответствующими первичными документами, сводными сведениями. Ответчик расчет истца по существу не оспорил, в суде первой инстанции представитель ответчика указал, что расчеты проверены, им не оспариваются, однако доказательств погашения возникших убытков в материалы дела не представил, мотивированных возражений против иска не заявил.
Финансовое управление администрации г.Чебоксары явку представителя в суд не обеспечило, отзыва не представило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей администрации города Чебоксары Чувашской Республики, Финансового управления администрации г.Чебоксары, надлежащим образом извещенных о дате и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.03.2011 между ГУП "Чувашавтотранс" (исполнителем) и администрацией города Чебоксары Чувашской Республики (заказчиком) заключен муниципальный договор N 19 на выполнение услуг по перевозке пассажиров и багажа на пригородном автобусном маршруте N 249 "Чебоксары (привокзальная автостанция) - Яуши" в течение 2011 года, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя перевозку пассажиров и багажа на пригородном автобусном маршруте N 249 "Привокзальная автостанция - Яуши" по тарифу, установленному постановлением администрации города Чебоксары от 09.04.2008 N 93 "Об установлении льготного тарифа на перевозку пассажиров и багажа на пригородном автобусном маршруте N 249 "Привокзальная автостанция - Яуши".
Пунктом 1.2 договора определено, что оплата по муниципальному договору производится за счёт средств бюджета города Чебоксары на 2011 год. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и распространяется на отношения сторон в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 (пункт 5.1 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 договора исполнитель ежемесячно представляет в отдел транспорта и связи заказчика расчёты по выпадающим доходам от перевозки пассажиров на пригородном автобусном маршруте N 249 "Привокзальная автостанция - Яуши".
Из имеющихся в материалах дела расчетов, писем, сводных сведений, а также данных первичного учета (путевых листов, контрольных листов, ведомостей продажи билетов на автобус) следует, что сумма выпадающих доходов истца составила 748 427 руб.
Ответчик погасил долг частично в размере 302 513 руб. Неоплата 445 914 руб. послужила истцу мотивом для обращения в суд с настоящим иском.
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовым актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров, багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) отнесена к перечню услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов.
Пунктом 2 статьи 2 Закона Чувашской Республики от 30.09.2001 N 43 "О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике" установлен перечень продукции (товаров, услуг), реализуемой по государственным регулируемым ценам (тарифам), методы государственного регулирования цен (тарифов) по которому определяются Кабинетом Министров Чувашской Республики в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.07.2004 N 174 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" государственное регулирование цен (тарифов) на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриреспубликанским маршрутам осуществляется непосредственно Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.01.2010 N 2 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом" утверждены тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом, в частности: перевозка пассажиров и багажа в городском сообщении автомобильным транспортом (1 поездка, 1 место багажа) 10 руб. Указанное Постановление утратило силу в связи с принятием 29.12.2010 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики N 512 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом".
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2010 N 512 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом" утверждены тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом, в частности: перевозка пассажиров и багажа в городском сообщении автомобильным транспортом (1 поездка, 1 место багажа) 12 руб.
Постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 09.04.2008 N 93 "Об установлении льготного тарифа на перевозки пассажиров и багажа на пригородном автобусном маршруте N 249 "Привокзальная автостанция - Яуши" установлен льготный тариф на перевозки пассажиров и багажа на пригородном автобусном маршруте N 249 "Чебоксары - (Привокзальная автостанция) - Яуши" в размере тарифа на перевозки пассажиров и багажа в городском сообщении, утверждаемого Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики.
Во исполнение договора истец, требуя взыскать с муниципального образования - города Чебоксары - столицы Чувашской Республики затраты от деятельности по перевозке граждан и багажа общественным автомобильным транспортом по ценам (тарифам), регулируемым Кабинетом Министров Чувашской Республики, указывал, что полученные из местного бюджета денежные средства не покрывают его реальные расходы на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории муниципального образования. Истец считал, что вправе требовать от города Чебоксары - столицы Чувашской Республики компенсацию в виде не полученной с потребителей платы в связи с регулированием органом местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров общественным транспортом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде неполученной с потребителей платы.
Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у организаций транспорта соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Понесенные истцом расходы подтверждены соответствующими расчетами, не оспоренными ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Апелляционным судом проверен и отклонен как опровергнутый документально довод администрации о необоснованности расчета убытков.
Ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера неполученной платы от льготных категорий граждан и их количества, суд руководствуется правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2992/09 от 23.06.2009, о возможности использования расчетного метода, исходя из конкретных обстоятельств дела, в частности, размер понесенных истцом расходов основан на следующих показателях: количество проданных льготных проездных билетов, общее количество льготников, разница стоимости между обычным и льготным проездным документом.
Именно такой порядок предусмотрен и в правилах предоставления средств из бюджета г. Чебоксары организациям автобусного транспорта, утвержденных постановлением администрации г. Чебоксары от 28.12.2010 N 282 (приложение N 1).
Количество проданных билетов по льготным маршрутам подтверждено контрольными листами кондукторов (при продаже в автобусе), ведомостями продажи билетов в кассе, сводными сведениями об использовании средств, полученных из бюджета.
Недофинансирование возникло в связи с недостаточностью выделенных денежных средств, так как суммы, указанные в договоре и предназначенные для финансирования льгот, не обеспечили полную компенсацию выпадающих доходов от оказания услуг льготным категориям граждан, что свидетельствует о вине администрации, которая не обеспечила полную компенсацию указанных убытков при наличии у нее такой обязанности.
Таким образом, согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку, компенсация ему расходов, исходя из цены указанных льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
Ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
С учетом изложенного, суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 167, 176, 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.01.2012 по делу N А79-7042/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Н.А. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 09.04.2008 N 93 "Об установлении льготного тарифа на перевозки пассажиров и багажа на пригородном автобусном маршруте N 249 "Привокзальная автостанция - Яуши" установлен льготный тариф на перевозки пассажиров и багажа на пригородном автобусном маршруте N 249 "Чебоксары - (Привокзальная автостанция) - Яуши" в размере тарифа на перевозки пассажиров и багажа в городском сообщении, утверждаемого Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики.
...
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде неполученной с потребителей платы.
...
Ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера неполученной платы от льготных категорий граждан и их количества, суд руководствуется правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2992/09 от 23.06.2009, о возможности использования расчетного метода, исходя из конкретных обстоятельств дела, в частности, размер понесенных истцом расходов основан на следующих показателях: количество проданных льготных проездных билетов, общее количество льготников, разница стоимости между обычным и льготным проездным документом.
Именно такой порядок предусмотрен и в правилах предоставления средств из бюджета г. Чебоксары организациям автобусного транспорта, утвержденных постановлением администрации г. Чебоксары от 28.12.2010 N 282 (приложение N 1).
...
Ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23)."
Номер дела в первой инстанции: А79-7042/2011
Истец: ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики
Ответчик: Администрация города Чебоксары, Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Третье лицо: Финансовое управление администрации города Чебоксары, Финансовое управление администрации города Чебоксары Чувашской Республики