город Ростов-на-Дону |
|
26 апреля 2012 г. |
дело N А32-18066/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2012 по делу N А32-18066/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фастентрейд" ИНН 7706610586 ОГРН 1067746315713 к Новороссийской таможне о признании незаконными действий, об обязании устранить допущенные нарушения и начислить на сумму, подлежащую возврату проценты, принятое судьей Л.О.Федькиным.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фастентрейд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными действий, выразившихся в несвоевременном возврате ООО "Фастентрейд" излишне уплаченных таможенных платежей на основании вступившего в законную силу решения от 09.03.2011 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-29966/2010 и поданного заявителем в Новороссийскую таможню заявления; об обязании устранить допущенные нарушения и начислить на сумму подлежащую возврату проценты: на сумму 2 765 638 руб. 47 коп., начиная с 04.07.2011 по 26.09.2011; на сумму 46 082 руб. 56 коп. с 27.09.2011 по дату фактического поступления денег на расчетный счет ООО "Фастентрейд" (с учетом уточнений, произведенных в порядке ст.ст. 41, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2012 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции установив, что судебными актами по делу N А32-29966/2010, вступившими в законную силу, признана незаконной корректировка таможенной стоимости товаров, пришел к выводу о незаконности отказа таможни в возврате денежных средств с даты его принятия. В связи с этим, общество имеет право на начисление процентов за просрочку возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Проверив представленный обществом способ расчета периода окончания начисления процентов, суд произвел перерасчет.
Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила его отменить, указав в апелляционной жалобе, что плательщик к заявлению не представил надлежаще заверенные документы, подтверждающие излишнюю уплату таможенных платежей, а возврату денежных средств должно предшествовать установление конкретного размера сумм, подлежащих возврату. Кроме того, полагает, что поскольку таможней заявление было рассмотрено в месячный срок, то отсутствуют основания для начисления процентов.
В отзыве на апелляционную жалобу общества указывает на обязательность исполнения таможней вступившего в законную силу судебного акта.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Таможня в апелляционной жалобе уведомила суд о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2011 по делу N А32-29966/2010, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанции, признаны незаконными действия и решения Новороссийской таможни по корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного обществом, а также признаны недействительными выставленные в связи с этим требования Новороссийской таможни об уплате таможенных платежей от 12.07.2010 N 2170; от 07.06.2010 N 1508, от 07.06.2010 N 1507, от 09.06.2010 N 1557, от 25.06.2010 N 1844.
Общество обратилось 31.05.2011 в Новороссийскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей на сумму 2 765 638 руб. 47 коп.
Данное заявление зарегистрировано таможенным органом 03.06.2011 вх. N 22177.
Решением Новороссийской таможни от 10.06.2011 N 13-13/20925, принятым по результатам рассмотрения обращения общества, обществу отказано в возврате излишне уплаченных таможенных платежей на том основании, что документом, подтверждающим факт излишней уплаты, является корректировка таможенной стоимости, составленная таможней при признании судом незаконным решения о корректировке таможенной стоимости.
Заявитель, не согласившись с данным решением обратился в суд с заявлением о признании незаконными действия, выраженные в несвоевременном возврате ООО "Фастентрейд" излишне уплаченных таможенных платежей на основании вступившего в законную силу решения.
Согласно статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно части 1 статьи 129 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.
Пунктом 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" установлено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, юридических и физических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно частям 7 и 8 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. При признании недействительным ненормативного правового акта последний не подлежит применению со дня принятия арбитражным судом решения по делу.
Следовательно, при наличии судебного акта, вступившего в законную силу, у таможенного органа возникает обязанность, предусмотренная арбитражным законодательством, исполнить судебный акт. Основанием для возврата таможенных платежей является судебный акт.
Как видно из материалов дела, незаконность действий таможни по корректировке таможенной стоимости товара, а также недействительность выставленных требований об уплате таможенных платежей установлена решением суда от 09.03.2011 по делу N 432-29966/2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.05.2011 и постановлением суда кассационной инстанции от 29.07.2011. Исходя из данных судебных актов, требования таможни об уплате таможенных платежей признано неправомерным по существу, а именно: по размеру исчисленных в требовании таможенных платежей и фактическим основаниям их начисления. Таким образом, судами была исследована не только процедура выставления требований об уплате таможенных платежей, но и дана оценка правомерности оснований для их выставления.
Таким образом, решение Арбитражного суда Краснодарского края, вступившее в законную силу, по указанному выше делу являлось доказательством того, что решение таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных обществом, являются незаконными, а уплаченные обществом таможенные платежи - уплаченными излишне.
При принятии решения об отказе в возврате денежных средств таможня располагала сведениями о наличии вступившего в силу судебного решения, признающего незаконными требования таможни об уплате таможенных платежей. Решение об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей принято таможенным органом 10.06.2011.
При таких обстоятельствах отказ таможни в возврате излишне уплаченных денежных средств по причине неприложения корректировки таможенной стоимости является незаконным.
Отклоняется судебной коллегией и довод жалобы о том, что таможней в предусмотренный месячный срок были рассмотрены требования общества, по следующим основаниям.
Как уже было указано выше, право на начисление процентов возникает при наличии у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом. Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда.
Уже на дату подачи обществом заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей (31.05.2011) отсутствовало правовое основание удержания государством в лице таможенного органа имущества (денежных средств) общества, поскольку решение вступило в законную силу 24.05.2011.
Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Частью 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ предусмотрено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Суд первой инстанции при принятии решения проверил порядок расчета процентов с учетом срока просрочки, размера установленной Центральным банком Российской Федерации ставки рефинансирования и правильно произвел корректировку взыскиваемой суммы.
Суд правильно указал, что начало определения периода для начисления процентов является правом заявителя, и в данном конкретном деле не противоречит нормам действующего законодательства в области таможенного регулирования.
Согласно статье 5 Таможенного кодекса Таможенного союза срок, установленный таможенным законодательством таможенного союза, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить, или на действие, которое должно быть совершено.
Если таможенным законодательством таможенного союза не установлен специальный порядок исчисления сроков, для определения начала и окончания сроков, определенных периодом времени, в таможенном законодательстве таможенного союза применяются правила, предусмотренные пунктами 3 - 8 настоящей статьи.
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока (пункт 5).
Из материалов дела коллегией установлено, что 31.05.2011 в целях возврата излишне уплаченных таможенных платежей по спорным таможенным декларациям общество подало в таможенный орган заявление по установленной форме, с приложением судебного акта. Данное заявление получено 03.06.2011. Таким образом, предусмотренный месячный срок для возврата таможенным органом излишне уплаченных таможенных платежей, оканчивается 04.07.2011.
Частичный возврат таможенных платежей был произведен таможенным органом только 26.06.2011.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, период начисления процентов на денежную сумму 2 765 638 руб. 47 коп. оканчивается не 26.09.2011, как указано в расчете, приведенном обществом, а 25.09.2011, поскольку из материалов дела усматривается и обществом не оспаривается факт того, что денежные средства частично были перечислены обществу 26.09.2011 ; доказательств, свидетельствующих о наличии спора и разногласий в отношении даты - 26.09.2011 - между лицами участвующими в деле не имеется и суду представлено не было; с учетом названных обстоятельств период начисления процентов на сумму - 46 082 руб. 56 коп. - оканчивается не в день фактического поступления денежных средств на расчетный счет общества, а на дату, предшествующую дню их фактического поступления.
Проверив расчет процентов, коллегия находит его правильным. Методика расчета суммы процентов, подлежащих выплате обществу, таможней не оспаривается.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2012 по делу N А32-18066/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 7 и 8 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. При признании недействительным ненормативного правового акта последний не подлежит применению со дня принятия арбитражным судом решения по делу.
...
Частью 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ предусмотрено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
...
Согласно статье 5 Таможенного кодекса Таможенного союза срок, установленный таможенным законодательством таможенного союза, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, днями или часами."
Номер дела в первой инстанции: А32-18066/2011
Истец: ООО "Фастентрейд"
Ответчик: Новороссийская таможня
Третье лицо: Новороссийкая таможня
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4114/12