г. Санкт-Петербург |
|
02 мая 2012 г. |
Дело N А42-921/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей И.Б. Лопато, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: А.С. Крыловой
при участии:
от истца (заявителя): представителя А.С. Тюкавина (доверенность от 12.12.2011)
от ответчика (должника): представителя О.Н. Марковой (доверенность от 10.01.2012 N 21/102/31/61)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4569/2012) Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.02.2012 по делу N А42-921/2011 (судья Л.П. Соломонко), принятое
по иску (заявлению) ООО "Арктическая Морская Компания"
к Пограничному управлению ФСБ России по Мурманской области
об отмене постановления от 02.02.2011 N 2109/51/11
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Арктическая Морская Компания" (место нахождения: 183032, Мурманская область, г. Мурманск, пр. Кирова, д. 32, корп.1, офис 7, ОГРН 1055194051373) (далее - заявитель, Общество, ООО "АМК") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области (место нахождения: 183338, г.Мурманск, ул.С.Перовской, д.13-а) (далее - административный орган, Управление) от 02.02.2011 по делу об
административном правонарушении N 2109/51/11 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Определением от 18.05.2011 суд первой инстанции приостановил производство по настоящему делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Мурманской области от 11.05.2011 по делу N А42-932/2011, в рамках которого рассматривался вопрос о подведомственности данной категории дел (дела об оспаривании постановлений по административным делам, состав которых предусмотрен главой 18 КоАП РФ "Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации") арбитражным судам. Определением от 10.01.2012 производство по делу возобновлено в связи с устранением обстоятельств, вызвавших приостановление производства по делу (т.2 л.д.25).
Решением суда от 09.02.2012 заявление Общества удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Суд пришел к выводу об отсутствии доказательств нарушения Обществом требований Закона N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" и Закона N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и, следовательно, об отсутствии события вменяемого Обществу правонарушения и его состава.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении требования. Податель жалобы указал также, что решение принято без учета положений пункта 16.2 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума ВАС РФ от 10.11.2011 N71).
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Управления по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки Управлением по факту несанкционированной остановки в территориальном море РФ 05.12.2010 судна М-0346 "Рейу" (ООО "АМК") было установлено, что указанное судно также осуществило остановку в территориальном море 03.12.2010 с 02:52 мск по 07:54 мск, уведомлений о вынужденной остановке или запрос разрешения на остановку в территориальном море РФ в указанный временной интервал 03.12.2010 от судна не поступало (т.1 л.д.64-65).
В результате проведенной проверки Общества административный орган установил, что судно М-0346 "Рейу", принадлежащее ООО "АМК", 03.12.2010 в 02:52 мск при следовании от места укрытия от шторма (Кильдинский пролив) к Государственной границе РФ прервало движение к Государственной границе РФ, в период времени с 02:52 до 07:54 останавливалось и маневрировало в территориальном море РФ в средних географических координатах 69°29'27'' СШ, 34°00'31'' ВД в течение 5 часов. Во временных интервалах с 03:52 мск по 04:54 мск и с 06:54 мск по 07:54 мск, расчетные скорости судна составляли 0,12 узлов и 0,48 узлов соответственно (т.1 л.д.95). Разрешение на остановку или осуществление какой-либо деятельности в указанных координатах территориального моря РФ судно от Управления не получало. Своими действиями Общество посредством судна М-0346 "Рейу" нарушило порядок следования от места укрытия от шторма до Государственной границы РФ.
Данные обстоятельства явились основанием для составления Управлением в отношении ООО "АМК" протокола N 2109/51/11 от 09.02.2011 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ (т.1 л.д.87-90).
Постановлением от 02.02.2011 по делу об административном правонарушении N 2109/51/11 заявитель признан виновным в совершении правонарушения в соответствии с вышеуказанной квалификацией и ему назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 400 000 руб. (т.1 л.д.15-22).
Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, Общество оспорило данное постановление в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции исходил из того, что факт остановки судна в территориальном море не подтвержден и носит предположительный характер, что свидетельствует о недоказанности события административного правонарушения.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2, пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 155-ФЗ) внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.
Согласно пункту "в" части 7 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" при следовании от пунктов пропуска через Государственную границу до Государственной границы (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) судам запрещается остановка.
Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом в силу части 7 статьи 210 АПК РФ суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Факт нарушения Обществом порядка следования судна М-0346 "Рейу" от места укрытия от шторма до Государственной границы РФ подтверждается собранными в ходе производства по административному делу доказательствами:
- схемой передвижения судна за период с 10:44 мск 02.12.2010 по 09:18 мск 05.12.2010 (т.1 л.д.54-55, 58-59), полученной на основании данных системы спутникового мониторинга ФГУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" Западный филиал (ФГУ ЦСМРС). Согласно данной схеме судно не передвигалось к Государственной границе РФ быстрым и непрерывным проходом, как предусмотрено частью 2 статьи 10 Закона N 155-ФЗ, а три раза останавливалось и маневрировало в территориальных водах РФ в одном и том же месте, в том числе и 03.12.2010;
- распечаткой спутниковых данных о позиции судна М-0346 "Рейу" и траектории его перемещения, предоставленных ФГУ ЦСМРС, согласно которой во временных интервалах с 03:52 мск по 04:54 мск и с 06:54 мск по 07:54 мск 03.12.2010 судно могло останавливаться и лежать в дрейфе, так как расчетные скорости составляют 0,12 узла и 0,48 узла соответственно (т.1 л.д.95-97);
- объяснениями капитана судна Карамова Ф.М. от 12.01.2011, который пояснил, что при следовании из укрытия после шторма 03.12.2010 в координатах 69°29'' СШ, 34°00'' ВД маневрировал в ожидании времени пересечения Государственной границы РФ (т.1 л.д.98-101).
Апелляционный суд учитывает также то обстоятельство, что решением Октябрьского суда города Мурманска от 11.03.29011 по жалобе Карамова Ф.М. в удовлетворении жалобы на постановление административного органа от 27.01.2011 N 2109/34/11 о привлечении капитана судна к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ отказано, данное решение вступило в законную силу 14.04.2011 (т.2 л.д.34-39).
Решением Октябрьского суда города Мурманска от 11.03.2011 установлено, что судно М-0346 "Рейу" в период времени с 02:52 мск по 07:54 мск 03.12.2010, то есть в течение пяти часов останавливалось и маневрировало в территориальном море РФ в нарушение требований части 2 статьи 10 Закона N 155-ФЗ, без соответствующего разрешения специально уполномоченных органов исполнительной власти на совершение остановки судна в территориальных водах РФ, в средних географических координатах 69°29'27'' СШ, 34°00'31'' ВД, в указанный промежуток времени.
Судом установлено в действиях капитана судна Карамова Ф.М. нарушение требований пункта "в" части 7 статьи 9 Закона РФ N 4730-1 и части 2 статьи 10 Закона N 155-ФЗ, нарушение которых вменяется Обществу оспариваемым постановлением. Из текста решения Октябрьского суда города Мурманска следует, что вывод суда о доказанности события правонарушения основан на оценке тех же доказательств, что представлены в материалы настоящего дела.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в пункте 16.2 Постановления N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (ред. 10.11.2011), арбитражным судом при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица следует принимать во внимание оценку суда общей юрисдикции, рассмотревшего дело об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности физического лица, обстоятельствам, которые установлены в рассмотренном им деле.
Анализируя представленные в материалы дела доказательства, а также вступивший в законную силу судебный акт суда общей юрисдикции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом доказано событие вменяемого правонарушения в действиях Общества.
Суд апелляционной инстанции находит, что довод Общества, изложенный суду апелляционной инстанции, о том, что маневрирование и остановка судна с целью подготовки к пересечению границы и заходу в порт не противоречит требованиям законодательства, основан на неправильном толковании пункта 2 статьи 10 Закона N 155-ФЗ, которым предусмотрено, что проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае ООО "АМК" ни в рамках административного производства, ни в ходе судебного разбирательства не представило доказательств, свидетельствующих, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Заявитель имел реальную возможность для обеспечения исполнения соответствующей публично-правовой обязанности, однако, не принял никаких мер по ее реализации. Направление факсимильного сообщения в адрес Управления 03.12.2010 в 10:30 мск с просьбой разрешить пересечение Государственной границы РФ в определенных координатах (т.1 л.д.68) не является обстоятельством, исключающим вину Общества в совершении правонарушения. Указание на какие-либо непредвиденные обстоятельства данное сообщение не содержит.
Суд учитывает, что капитан судна М-0346 "Рейу" перед выходом судна из порта, заранее зная планируемое время и координаты пересечения Государственной границы Российской Федерации, а также количество времени, которое потребуется судну на переход по расчетному маршруту с учетом скорости движения судна согласно техническим характеристикам, с учетом прогнозируемых гидрометеоусловий, имел возможность спланировать фактический выход из укрытия от шторма таким образом, чтобы исключить остановку и маневрирование судна в территориальном море РФ в течение 5 часов ожидания времени пересечения Государственной границы РФ.
Апелляционным судом проверено соблюдение административным органом процедуры привлечения лица к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконными.
Протокол об административном правонарушении N 2109/51/11 от 24.01.2011 и оспариваемое постановление составлены Управлением в присутствии законного представителя Общества и его представителя, действующего на основании доверенности. Протокол об административном правонарушении вручен законному представителю Общества, постановление о привлечении к административной ответственности было своевременно направлено Управлением в адрес Общества и получено им (т.1 л.д.24). Таким образом, Управлением при производстве по административному делу были в полной мере соблюдены процессуальные права лица, привлекаемого к ответственности.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания незаконным и отмены постановления Управления.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом при вынесении решения допущено нарушение норм материального права, в связи с чем обжалуемое решение в силу части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09 февраля 2012 года по делу N А42-921/2011 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Арктическая Морская Компания" (место нахождения: г. Мурманск, пр. Кирова, д.32, корп. 1, офис 7, ОГРН 1055194051373) о признании незаконным и отмене постановления Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области (место нахождения: г. Мурманск, ул. С. Перовской, д.13 "А") от 02.02.2011 N 2109/51/11 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, отказать.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции находит, что довод Общества, изложенный суду апелляционной инстанции, о том, что маневрирование и остановка судна с целью подготовки к пересечению границы и заходу в порт не противоречит требованиям законодательства, основан на неправильном толковании пункта 2 статьи 10 Закона N 155-ФЗ, которым предусмотрено, что проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
...
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
...
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Арктическая Морская Компания" (место нахождения: г. Мурманск, пр. Кирова, д.32, корп. 1, офис 7, ОГРН 1055194051373) о признании незаконным и отмене постановления Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области (место нахождения: г. Мурманск, ул. С. Перовской, д.13 "А") от 02.02.2011 N 2109/51/11 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, отказать.
Номер дела в первой инстанции: А42-921/2011
Истец: ООО "Арктическая Морская Компания", ООО "Арктическая Морская Компания"
Ответчик: Пограничное управление ФСБ России по Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14393/12
29.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14393/12
23.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14393/12
03.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1776/12
02.05.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4569/12