город Москва |
N 09АП-9711/2012-АК |
5 мая 2012 г. |
А40-135310/2011 |
резолютивная часть постановления оглашена 26.04.2012
Постановление изготовлено в полном объеме 05.05.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей Л.Г. Яковлевой, М.С. Сафроновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.А. Солодовником
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2012
по делу N А40-135310/11-129-561, принятое судьей Н.В. Фатеевой
по заявлению Открытого акционерного общества "НК "Роснефть" (ОГРН 1027700043502, 115035, Москва, Софийская набережная, дом 26/1)
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании незаконным бездействия, обязании возвратить проценты;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Цыб А.В. по доверенности N ЭХ-371/Д от 30.12.2011;
от заинтересованного лица - Северина И.Ю. по доверенности N 96 от 09.06.2011;
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2012 признано незаконным бездействие Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1, выразившегося в не проведении перерасчета и возврата излишне уплаченных процентов по заявлению ОАО "НК "Роснефть" от 20.04.2011 N 23-01/1399, на инспекцию возложена обязанность возвратить ОАО "НК "Роснефть" излишне уплаченные проценты в размере 152.340, 40 руб.
Инспекция не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
Представитель налогоплательщика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, мотивируя тем, что позиция налогового органа необоснованная.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей инспекции и налогоплательщика, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц при наличии одновременно двух условий: действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемым действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 20.07.2010 обществом представлена в инспекцию налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2010, согласно которой сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета составила 6.538.373.500 руб.
Руководствуясь ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик воспользовался правом на заявительный порядок возмещения НДС и обратился в инспекцию с заявлением о возврате НДС от 23.07.2010 N 23-01/2836, в соответствии с которым просил осуществить возврат суммы налога в размере 5.535.373.500 руб. на расчетный счет общества.
На основании решения инспекции от 30.07.2010 N 52-16-14/1244р/21 о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, платежными поручениями от 04.08.2010 N 753, от 05.08.2010 N 753 налоговым органом осуществлен возврат суммы налога в общей сумме 6.538.373.500 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации общества по НДС за 2 квартал 2010, инспекцией вынесено решение от 16.12.2010 N 52-16-14/1868-1Р/2303 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому инспекцией установлено необоснованное применение обществом налоговых вычетов по НДС в сумме 2.653.958 руб.
Одновременно вынесено решение от 16.12.2010 N 52-16-14/1868-2Р/3, согласно которому решение от 30.07.2010 N 52-16-14/1244р/21 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке отменено в части суммы НДС в размере 2.653.958 руб.
Налоговым органом выставлено требование от 23.12.2010 N 44 о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм НДС в размере 2.653.958 руб., а также об уплате процентов, начисленных в соответствии с п. 17 ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации в общей сумме 161.117, 37 руб.
Расчет процентов, подлежащих уплате налогоплательщиком, осуществлен исходя из сумм неподтвержденного НДС в размере 2.653.958 руб.
Платежным поручением от 23.12.2010 N 39 произведена уплата сумм НДС и процентов в полном объеме.
Общество, не согласившись с выводами инспекции по камеральной проверке налоговой декларации, направило апелляционную жалобу в Федеральную налоговую службу России.
Решением ФНС России от 01.04.2011 N СА-4-9/5155@ решения от 16.12.2010 N 52-16-14/1868-1Р/2303, N 52-16-14/1868-2Р/3 изменены путем отмены в части отказа в налоговых вычетах и возмещении сумм НДС в общем размере 2.508.406, 81 руб.
На основании решения ФНС России общество обратилось в инспекцию с письмом от 20.04.2011 N 23-01/1399 о возврате суммы НДС в размере 2.508.407 руб., о проведении перерасчета и возврате процентов, начисленных в соответствии с п. 17 ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации за 2 квартал 2010.
Письмом от 10.05.2011 N 52-12-11/09405 инспекцией отказано обществу в перерасчете и возврате процентов.
Основанием для отказа в возврате процентов послужили доводы инспекции о том, что действующее законодательство не содержит норм, регламентирующих возврат процентов, начисленных в порядке, предусмотренном п. 17 ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации и не предусматривает обязанность инспекции возвращать проценты, начисленные в порядке данной нормы на сумму налога, возмещенную в заявительном порядке, на основании решения налогового органа об отказе в возмещении указанной суммы, принятого по результатам камеральной проверки, которое впоследствии отменено вышестоящим налоговым органом.
Кроме того, в адрес общества направлено письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 27.09.2011 N 03-07-08/281, в котором подтверждена неурегулированность данного вопроса в законодательстве.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации заявительный порядок возмещения НДС представляет собой осуществление в порядке, предусмотренном данной статьей, зачета (возврата) суммы НДС, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со ст. 88 Кодекса на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.
В соответствии с положениями п. 15 ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если сумма налога, возмещенная налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей, превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием соответствующего решения, предусмотренного п. 14 ст. 176.1 Кодекса, принимает решение об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.
В соответствии с п. 17 ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации на подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка России, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.
В связи с тем, что инспекцией частично подтверждено право на возмещение НДС по декларации за 2 квартал 2010, обществом уплачены по требованию налогового органа проценты в порядке, установленном п. 17 ст. 176.1 Кодекса платежным поручением от 23.12.2010 N 39 в полном объеме. При этом зачисление процентов осуществлено по коду бюджетной классификации - КБК 182 1 03 01000 01 2000 110.
Таким образом, фактически, заявителем произведена оплата процентов, начисленных налоговым органом в соответствии с п. 17 ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации, на подлежащую возврату налогоплательщиком сумму налога.
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствуют положения, регламентирующие порядок возврата процентов, начисленных по п.17 ст.176.1 Кодекса и не предусматривающих обязанность инспекции возвращать проценты, начисленные в порядке данной нормы на сумму налога, возмещенную в заявительном порядке, на основании решения налогового органа об отказе в возмещении указанной суммы, принятого по результатам камеральной проверки, которое впоследствии отменено вышестоящим налоговым органом
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 и пп. 7 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном, в том числе ст. 79 Кодекса.
В соответствии с п. п. 1, 2, 5 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В пункте 9 ст. 79 Кодекса указано, что ее положения применяются в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов, авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов.
Судом первой инстанции обоснованно применены положения ст. ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих сходные отношения в сфере налоговых правоотношений, а именно порядок и условия возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы налога, сбора, пени и штрафа.
Согласно ст. 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджетов по доходам предусматривает возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Минфином России.
Принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет относится к полномочиям администратора доходов бюджета.
Пунктом 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что администратор доходов бюджета обладает полномочиями, в том числе, по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
В соответствии с пунктом 1 приказа ФНС от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ "О порядке осуществления территориальными органами федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы российской федерации" на территориальные органы федеральной налоговой службы возложены полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба".
В числе бюджетных полномочий администратора доходов бюджета, определенных п. 1 приказа ФНС от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ указаны, в том числе, полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
Таким образом, администраторы доходов бюджета в лице Федеральной налоговой службы и ее территориальных отделений наделены бюджетными полномочиями по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм процентов, начисленных в порядке п. 17 ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункт 7 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации допускает вынесение налоговым органом решения о возврате процентов, начисленных за несвоевременный возврат налога, классифицируемые по коду бюджетной классификации 182 1 03 01000 01 2000 110, а проценты, начисленные в порядке п. 17 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации также классифицируются по коду 182 1 03 01000 01 2000 110, соответственно налоговый орган, как администратор доходов бюджета, вправе вынести решение о возврате (выплате), в том числе, излишне уплаченных налогоплательщиком процентов.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, бездействие налогового органа по возврату налогоплательщику излишне уплаченных процентов в порядке п. 17 ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации является незаконным и нарушает права налогоплательщика.
Согласно произведенному заявителем расчету, сумма процентов, подлежащая уплате заявителем, составила 8.776, 97 руб. за период с 04.08.2010 по 23.12.2010, уплачена заявителем сумма процентов в размере 161.117, 37 руб., таким образом, сумма процентов, подлежащая возврату, составила 152.340, 40 руб., контррасчет процентов инспекцией не представлен.
При принятии обжалуемого решения судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2012 по делу N А40-135310/11-129-561 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.С. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что администратор доходов бюджета обладает полномочиями, в том числе, по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
...
В числе бюджетных полномочий администратора доходов бюджета, определенных п. 1 приказа ФНС от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ указаны, в том числе, полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
Таким образом, администраторы доходов бюджета в лице Федеральной налоговой службы и ее территориальных отделений наделены бюджетными полномочиями по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм процентов, начисленных в порядке п. 17 ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункт 7 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации допускает вынесение налоговым органом решения о возврате процентов, начисленных за несвоевременный возврат налога, классифицируемые по коду бюджетной классификации 182 1 03 01000 01 2000 110, а проценты, начисленные в порядке п. 17 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации также классифицируются по коду 182 1 03 01000 01 2000 110, соответственно налоговый орган, как администратор доходов бюджета, вправе вынести решение о возврате (выплате), в том числе, излишне уплаченных налогоплательщиком процентов.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, бездействие налогового органа по возврату налогоплательщику излишне уплаченных процентов в порядке п. 17 ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации является незаконным и нарушает права налогоплательщика."
Номер дела в первой инстанции: А40-135310/2011
Истец: ОАО "НК"Роснефть"
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, МИФНС ПО КН N1