город Омск |
|
03 мая 2012 г. |
Дело N А46-11571/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шаровой Н.А.,
судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бирюля К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-938/2012) Военного комиссариата Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26 декабря 2011 года по делу N А46-11571/2011 (судья Гущин А.И.), принятое по иску муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 9" (ИНН 5505023295, ОГРН 1025501173686) к Военному комиссариату Омской области (ИНН 5503019462, ОГРН 1025500745270) о взыскании 175 978 руб. 64 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Военного комиссариата Омской области - представитель Сергеева Е.Б. (по доверенности б/н от 26.05.2011 сроком действия три года);
от муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 9" - представитель не явился, извещено.
установил:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 9" (ИНН 5505023295, ОГРН 1025501173686), город Омск (далее - МУЗ "ГП N9", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением с Военному комиссариату Омской области (ИНН 5503019462, ОГРН 1025500745270), город Омск (далее Военный комиссариат) о взыскании 175 978 руб. 64 коп. задолженности за оказание медицинских услуг в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
До принятия судебного акта истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика 30 228 руб. 05 коп. компенсационных расходов, понесенных истцом в связи с реализацией ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", 99 550 руб. 69 коп. неосновательного обогащения за предоставление специалистов в январе-августе 2011 в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.12.2011 по делу N А46-11571/2011 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 30 228 руб. 05 коп. долга по компенсационным расходам, 99 550 руб. 69 коп. неосновательного обогащения, 4 893 руб. 36 коп. расходов по уплате государственной пошлины. Также суд первой инстанции возвратил МУЗ "ГП N 9" из федерального бюджета 1 386 руб. 64 коп. государственной пошлины,
Не соглашаясь с указанным решением суда первой инстанции, Военный комиссариат Омской области обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы, ссылаясь на Федеральный закон N 53-ФЗ от 28.02.1998 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ от 28.02.1998), пункт 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 704 от 01.12.2004 (далее - Правила компенсации расходов), указывает, что расходы, понесенные медицинскими учреждениями в результате медицинского освидетельствования граждан в связи с призывом их на военную службу, компенсируются военными комиссариатами за счет средств федерального бюджета. Следовательно, Военный комиссариат Омской области при заключении договора о предоставлении медицинских услуг от 01.01.2010 выступал в качестве государственного заказчика не от собственного имени и не в собственных интересах, а в качестве уполномоченного представителя Российской Федерации.
Сумма, взыскиваемая с Военного комиссариата Омской области, ошибочно отнесена истцом к денежным средствам, подлежащим компенсации военным комиссариатом согласно Правилам компенсации расходов.
Согласно положениям Федерального закона N 53-ФЗ от 28.02.1998, Правил компенсации расходов суммы среднего заработка, выплачиваемые врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ от 28.02.1998, за счет средств федерального бюджета не являются выплатами, осуществляемыми работодателем в оплату труда по трудовому договору. Это компенсационные выплаты, не подлежащие обложению единым социальным налогом и страховыми взносами.
Ввиду того, что у Военного комиссариата Омской области заключены не трудовые договоры, а договоры на компенсацию расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ от 28.02.1998, и Военный комиссариат Омской области является территориальным подразделением Министерства обороны Российской Федерации (государственным учреждением), он не может выйти за пределы специальной (целевой) правоспособности, приняв расходы, не предусмотренные объемом финансирования, то есть, не может перечислить денежные средства организации по КОСГУ 213.
Ответчик считает, что расходы МУЗ "Городская поликлиника N 6" в связи с предоставлением медицинского персонала для участия в военно-врачебной комиссии подлежат компенсации Российской Федерацией, поскольку это прямо предусмотрено действующим законодательством. Данная правовая позиция определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.09.2008 N 14167/07.
Податель жалобы также считает неправомерным взыскание с Военного комиссариата суммы неосновательного обогащения, поскольку согласно справки б/н от 11.01.2012, выданной Военным комиссариатом Омской области Военному комиссариату Омской области, выделяются лимиты бюджетных обязательств на основании сметы расходов ВКОО на компенсацию расходов в размере средней заработной платы, понесенных организациями, направляющих своих работников в ВКОО для исполнения государственной обязанности - обеспечения проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, следовательно денежных средств на лицевой счет Военного комиссариата Омской области поступают по заявке военного комиссариата и взысканная сумма неосновательного обогащения не является неосновательным обогащением, т.к. денежные средства не поступали на лицевой счет Военного комиссариата Омской области, в связи с отсутствием договора на компенсацию расходов понесенных медицинским учреждением за 2011 год. При наличии договора (денежного обязательства) средний заработок медицинскому персоналу, привлекаемому к участию в медицинском освидетельствовании был бы компенсирован в полном объеме (без учета страховых взносов).
Кроме того, ответчик полагает, что в заключенном сторонами договоре не согласовано условие о цене услуг, в то время как по правилам статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) данное условие является существенным для договоров возмездного оказания услуг.
Ссылается на то, что в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Военный комиссариат Омской области освобожден от уплаты государственной пошлины.
В дело поступили дополнение к апелляционной жалобе, в которых податель жалобы отмечает, что Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации обязаны предусматривать в федеральном бюджете на очередной год выделение средств на компенсацию расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ от 28.02.1998. Источник денежных средств, необходимых для проведения медицинского освидетельствования граждан (в связи с призывом их на военную службу), - казна - определяется также направленностью их расходования, каковой является осуществление военными комиссариатами публичной функции обеспечения исполнения воинской обязанности.
Истец в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МУЗ "Городская поликлиника N 9" преобразовано в бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Городская поликлиника N 9".
До начала судебного заседания от МУЗ "Городская поликлиника N 9" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
МУЗ "Городская поликлиника N 9", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Военного комиссариата Омской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель Военного комиссариата Омской области заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии реестра счетов-фактур, выставленных и оплаченных по Военному комиссариату Омской области за 2011 год.
Суд апелляционной инстанции в целях объективного рассмотрения дела, руководствуясь частью 2 статьи 268 АПК РФ, указанное ходатайство удовлетворил.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение Арбитражного суда Омской области подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, между МУЗ "Городская поликлиника N 9" (исполнитель) и Военным комиссариатом Омской области (заказчик) заключен договор от 01.01.2010 о компенсации расходов, понесенных организацией в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", со сроком действия по 31.12.2010.
В соответствии с п. 1.1, настоящий договор определяет порядок компенсации расходов, понесенных организацией, связанный с выплатой среднего заработка, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 года N 704.
Согласно пункту 2.1. договора, исполнитель обязался привлечь для заказчика граждан в количестве 4 человек к участию в мероприятиях по обеспечению исполнения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" по предварительной постановке граждан на воинский учет, призыву граждан призывного возраста на военную службу и предварительному отбору граждан на военную службу по контракту, с сохранением среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты, по месту их постоянной работы, за время участия в указанных мероприятиях.
Пунктами 2.2., 3.1. договора было определено, что Военный комиссариат обязуется возмещать МУЗ "ГП N 9" расходы на 4 человека, связанные с выплатой среднего заработка с учетом соответствующий начислений на фонд оплаты труда, путем перечисления на счет истца денежных средств в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным при условии предоставления истцом соответствующих документов в сроки, указанные в договоре.
Как указывает истец, в период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года в соответствии с условиями договора, истец принимал участие в мероприятиях по обеспечению Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Аналогичное участие в мероприятиях по обеспечению Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" принималось истцом и в период с января 2011 года по сентябрь 2011 года без предоставления доказательств заключения соответствующего договора.
Факт участия специалистов истца в мероприятиях по обеспечению Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" за указанный выше период подтверждается выставленными счетами-фактурами, табелями учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, расчетами оплаты, актами об оказании услуг.
По расчетам истца за ответчиком числится задолженность по возмещению компенсационных расходов за 2010 год в размере 30 228 руб. 05 коп., за 2011 год неосновательное обогащение ответчика по возмещению указанных расходов составило 99 550 руб. 69 коп.
Истцом направлена финансовая претензия N 296 от 31.08.2011 о возмещении компенсационных расходов ответчиком.
Отказ Военного комиссариата Омской области в компенсации на фонд оплаты труда (письмо N 302/ФЭО/3439 от 05.09.2011 - л.д.10) явился основанием для обращения МУЗ "Городская поликлиника N 9" в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из содержания апелляционной жалобы, ответчик не признает исковые требования, в том числе, по причине несогласования сторонами в договоре о предоставлении медицинских услуг такого существенного условия как цена.
Отношения сторон, возникшие из договора о предоставлении медицинских услуг от 01.01.2010, подлежат регулированию общими нормами об обязательствах, а также положениями главы 39 ГК РФ.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Требования к договору возмездного оказания услуг, на основании которых он считается заключенным, указаны в пункте 1 статьи 779 ГК РФ, по смыслу которого в договоре оказания услуг должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить содержание и объем подлежащих оказанию услуг.
Согласно иным положениям главы 39 ГК РФ, регулирующей отношения по возмездному оказанию услуг, цена (стоимость) услуг не указана в качестве существенного условия данного вида договора. Поэтому даже в отсутствие такого условия договора договоры о предоставлении медицинских услуг считаются заключенными. К тому же, сторонами в договоре согласован порядок расчета стоимости оказанных услуг.
Следовательно, доводы подателя жалобы в указанной части подлежат отклонению за необоснованностью.
По мнению подателя жалобы, спорная сумма не подлежит взысканию в связи с тем, что возмещенные им суммы по договорам о предоставлении медицинских услуг являются компенсационными выплатами, ввиду чего обязанность по возмещению начислений на фонд оплаты труда (единого социального налога и страховых взносов во внебюджетные фонды) отсутствует.
Суд апелляционной инстанции считает данную позицию правомерной.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.02.1998, компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В свою очередь порядок возмещения затрат, понесенных медицинскими учреждениями в результате освидетельствования граждан в связи с призывом на военную службу, определен в Правилах компенсации расходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Правил компенсации расходов, компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении, в том числе мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы.
На основании пункта 3 Правил компенсации расходов компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил компенсации расходов определено, что выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 2 настоящих Правил, - путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
С 01.01.2010 глава 24 "Единый социальный налог" Налогового Кодекса Российской Федерации утратила силу в связи с принятием Федерального закона N 213-ФЗ от 24.07.2009.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), который также вступил в действие с 01.01.2010 (статья 62 закона).
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Поскольку Военный комиссариат не является в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страхователем по отношению к привлеченным в связи с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ от 28.02.1998 медицинским работникам, исполнявшим государственную обязанность, то обязанность по оплате страховых взносов на ответчика не может быть возложена.
Дополнительных расходов, кроме выплаты медперсоналу заработной платы за период участия в призывной компании, которые подлежали бы компенсации сверх тех, что предусмотрены Правилами компенсации расходов и фактически произведены комиссариатом, участие в ней для больницы не создает. Уплата страховых взносов с фонда заработной платы дополнительным расходом не является, поскольку обязательна независимо от участия в деятельности Военного комиссариата Омской области.
Изложенная правовая позиция соответствует судебной практике (постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.02.2012 по делу N А46-5506/2011, от 13.04.2012 по делу N А46-10456/2011).
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.
Апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Омской области от 26.12.2011 по делу N А46-11571/2011 - отмене в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Поскольку в удовлетворении иска судом отказано, расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 АПК РФ относятся на истца.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 26 декабря 2011 года по делу N А46-11571/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Возвратить муниципальному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 9" (ИНН 5505023295, ОГРН 1025501173686) из федерального бюджета 1386 руб. 64 коп., излишне уплаченной государственной пошлины по квитанции ОАО "ПЛЮС БАНК" от 13.09.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шарова |
Судьи |
Л.И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), который также вступил в действие с 01.01.2010 (статья 62 закона).
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Поскольку Военный комиссариат не является в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страхователем по отношению к привлеченным в связи с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ от 28.02.1998 медицинским работникам, исполнявшим государственную обязанность, то обязанность по оплате страховых взносов на ответчика не может быть возложена."
Номер дела в первой инстанции: А46-11571/2011
Истец: Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 9"
Ответчик: Военный комиссариат Омской области
Хронология рассмотрения дела:
03.05.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-938/12
28.03.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-938/12
27.01.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-938/12
26.12.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-11571/11