Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 сентября 2007 г. N КА-А40/9210-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2007 г.
ОАО "Ростелеком" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 (далее - Налоговой инспекции) о признании недействительными решений N 16-85 и N 16-86 от 13.11.06 г., а также требования N 268 об уплате налога по состоянию на 17.11.06 г.
Решением от 13.03.07 г. Арбитражного суда г. Москвы заявленные требования удовлетворены. При принятии решения суд исходил из того, что оспариваемые решения и требование налогового органа незаконны, а представленными заявителем документами подтверждается, что документы, предусмотренные Постановлением Правительства N 1033, были представлены налогоплательщиком в налоговый орган.
Постановлением от 28.05.07 г. Девятого арбитражного апелляционного суда названное решение Арбитражного суда г. Москвы отменено, в удовлетворении требований ОАО "Ростелеком" отказано.
Суд апелляционной инстанции указал, что вывод суда первой инстанции о том, что заявитель представленным пакетом документов подтвердил правомерность применения налоговой ставки 0%, является необоснованным и не соответствует представленным в деле доказательствам, а оспариваемые решения и выставленное на основании решения налогового органа N 16-86 требование являются правомерными, соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах, в связи с чем оснований для удовлетворения требований ОАО "Ростелеком" не имеется.
На указанное постановление суда апелляционной инстанции ОАО "Ростелеком" подана кассационная жалоба. Заявитель просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование чего приводятся доводы о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права при рассмотрении вопроса о реализации услуг связи дипломатическим и приравненным к ним представительствам по ставке НДС 0%.
По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции в нарушение норм процессуального права не изложил оснований, по которым отверг доводы Общества и суда первой инстанции об изменении с 01.01.06 г. п. 1 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации касательно момента определения налоговой базы и, как следствие, не учел необходимость применения с 01.01.06 г. Правил применения нулевой ставки, утвержденных Постановлением Правительства N 1033 во взаимосвязи с измененной нормой п. 1 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявитель оспаривает выводы суда апелляционной инстанции о том, что отсутствие платежных документов означает отсутствие у заявителя подтверждения самого факта оказания услуг именно в адрес дип. представительств и о том, что в данном случае операции подлежат включению в декларацию за соответствующий налоговый период и налогообложению по ставкам 10 или 18%.
Приводятся доводы заявителем о не применении судом апелляционной инстанции норм права, подлежащих применению при рассмотрении данного дела, а также неправильном истолкование закона, о том, что не приведено никаких оснований, по которым суд апелляционной инстанции посчитал законным не только решения Налоговой инспекции, но также и требование N 268.
Выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Налоговой инспекции, возражавшего против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в обжалуемом судебном акте и в приобщенном к материалам дела отзыве на кассационную жалобу, изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Московского округа считает кассационную жалобу обоснованной и потому подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены обстоятельства, связанные с представлением заявителем в налоговые органы налоговых деклараций (в том числе уточненных) за спорный период - январь 2006 г. и соответствующих документов, подтверждающих применение ставки 0% по п.п. 7 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, а также установлены обстоятельства, которые послужили основанием для вынесения оспариваемых решений и выставления требования.
Принимая судебные акты по делу, и суд первой, и суд апелляционной инстанций правильно руководствовались положениями п.п. 7 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
Однако, при отмене решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг), указанных в названном подпункте, подлежит налогообложению по ставке 0 процентов в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств РФ, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре РФ. Порядок применения данной нормы закона установлен Правилами применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.00 г. N 1033.
Пункт 4 названных Правил обязывает организации выставлять иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам счета-фактуры с указанием нулевой налоговой ставкой с пометкой "Для дипломатических нужд" при наличии:
- договора, заключенного с дипломатическим представительством на поставку товаров (работ, услуг), включающего спецификацию поставляемых товаров (работ, услуг) с указанием их стоимости;
- официального письма дипломатического представительства (за подписью главы представительства или лица, его замещающего, заверенного печатью этого представительства) с указанием наименования, адреса организации, реализующего товары (работы, услуги), подтверждающего, что данные товары (работы, услуги) предназначены для официального использования дипломатическим представительством.
Из пункта 5 данных Правил следует, что для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки организации предоставляют в налоговые органы документы (их копии, заверенные в установленном порядке), указанные в пункте 4 настоящих правил, а также заверенные в установленном порядке копии платежного документа и приходного кассового ордера, подтверждающие фактическое перечисление дипломатическим или приравненным к ним представительствам денежных средств по оплате соответствующих товаров (работ, услуг); счет фактуру (копию счета-фактуры, заверенную в установленном порядке), выписанный дипломатическому или приравненному к нему представительству, в котором указано, что товар (работа, услуга) был реализован с применением нулевой налоговой ставки.
Судом установлено, что Общество в Налоговую инспекцию представило пакет документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, за исключением копий платежных документов, подтверждающих фактическое перечисление обществу денежных средств в оплату соответствующих товаров (работ, услуг).
Между тем, согласно п. 1 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации налог на добавленную стоимость должен исчисляться с момента определения налоговой базы по НДС, т.е. в том месяце, когда непосредственно произошло оказание услуг.
Поэтому исчисление НДС Обществом, оказывающим услуги для дипломатических представительств, должно производиться в периоде оказания услуг, вне зависимости от даты их фактической оплаты. Кроме того, в вышеназванных Правилах отсутствует указание на представление одновременно с нулевой налоговой декларацией пакета документов, подтверждающих применение ставки 0 процентов, и не установлен срок, когда налогоплательщик обязан подтвердить обоснованность применения нулевой ставки.
Следовательно, если услуги телефонной связи Обществом были оказаны в январе 2006 года, то данные такой реализации должны содержаться в налоговой декларации по НДС именно за январь 2006 года, поэтому Общество на законных основаниях включило в налоговую декларацию за спорный налоговый период реализацию услуг дипломатическим и приравненным к ним представительствам.
Общество в кассационной жалобе обоснованно указывает на то, что период оказания услуг и период их оплаты могут различаться: на территории Российской Федерации услуги связи с 01.01.06 г. оплачиваются после их оказания, поэтому, по состоянию на дату определения налоговой базы и исчисления налога Общество не сможет получить оплату услуг связи от дипломатических представительств, по независящим от него причинам.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что Общество подтвердило обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, выполнив все требования, предусмотренные действующим налоговым законодательством, и представило для налоговой проверки необходимые документы, является правильным.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции, которым правильно применены нормы материального права регулирующие спорное правоотношение.
В связи с изложенным постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
С Налоговой инспекции подлежат взысканию в пользу заявителя расходы на уплату государственной пошлины в сумме 1 000 руб. по подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление от 28.05.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6105/2007-АК по делу N А40-78508/06-14-467 отменить.
Решение от 13.03.2007 Арбитражного суда г. Москвы по названному делу оставить в силе.
Взыскать с Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 в пользу ОАО "Ростелеком" расходы на уплату гос. пошлины в размере 1 000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 сентября 2007 г. N КА-А40/9210-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании