г. Владимир |
|
11 мая 2012 г. |
Дело N А79-11254/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.05.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.05.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДианА" (ОГРН 1072130000535, ИНН 2130013011, г. Чебоксары, пр. 9 Пятилетки, д. 16/15) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.01.2012 по делу N А79-11254/2011, принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДианА"
о признании недействительным решения Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, выраженного в письме от 21.10.2011 N 09/26-7196, об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции,
при участии:
от Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики - Рябининой Т.А. по доверенности от 12.01.2012 N 27,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ДианА" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным решения Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее - Министерство), выраженного в письме от 21.10.2011 N 09/26-7196, об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Решением от 30.01.2012 Арбитражный суд Чувашской Республики -Чувашии отказал Обществу в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Представитель Министерства в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.01.2012 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Министерства, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, Общество осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии от 25.07.2007 N 00679, выданной Министерством, сроком действия до 24.07.2012.
В связи с открытием нового объекта по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 11, Общество обратилось в Министерство с заявлением от 19.09.2011 о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции
Письмом от 21.10.2011 N 09/26-7196 Министерство со ссылкой на подпункт 6 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" отказало Обществу в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в связи с тем, что им представлен документ, подтверждающий наличие у заявителя стационарного торгового объекта и складского помещения в аренде, срок которого определен договором и составляет менее одного года.
Посчитав отказ Министерства в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 11, пункту 1 статьи 16 данного Федерального закона поставка и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются организациями только при наличии соответствующий лицензий.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ определено, что розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Порядок получения лицензии на производство и оборот алкогольной продукции, основания для отказа в выдаче лицензии, переоформления лицензии регулируются статьей 19 Федерального закона N 171-ФЗ.
В пункте 12 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения наименования организации (без ее реорганизации), изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. Указанные документы могут быть направлены лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 настоящей статьи. В предусмотренных настоящим пунктом случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.
Следовательно, в случае открытия нового обособленного подразделения, в котором планируется продажа алкогольной продукции, переоформление лицензии осуществляется путем выдачи организации новой лицензии с сохранением указанного в лицензии срока ее действия.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ) для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган документы, предусмотренные в указанном пункте, в числе которых документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (подпункт 3).
Несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ является основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (подпункт 6 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в отношении нового обособленного подразделения по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 11, в котором планируется продажа алкогольной продукции, заявителем в лицензирующий орган представлен договор аренды от 15.06.2011, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Астория". Согласно пункту 6.7 данного договора определено, что он заключается сроком на 360 дней с даты его подписания сторонами.
Следовательно, Обществом не выполнено условие, предусмотренное подпунктом 3 пункта 3.2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ.
На этом основании Министерство правомерно отказало заявителю в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в соответствии с подпунктом 6 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм права суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что решение Министерства об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выраженное в письме от 21.10.2011 N 09/26-7196, не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано, установленные судом обстоятельства и сделанные на их основе выводы не опровергнуты.
Доводам Общества судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам, основанным на неверном толковании норм действующего законодательства, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.01.2012 по делу N А79-11254/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДианА" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ является основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (подпункт 6 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в отношении нового обособленного подразделения по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 11, в котором планируется продажа алкогольной продукции, заявителем в лицензирующий орган представлен договор аренды от 15.06.2011, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Астория". Согласно пункту 6.7 данного договора определено, что он заключается сроком на 360 дней с даты его подписания сторонами.
Следовательно, Обществом не выполнено условие, предусмотренное подпунктом 3 пункта 3.2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ.
На этом основании Министерство правомерно отказало заявителю в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в соответствии с подпунктом 6 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ.
...
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования."
Номер дела в первой инстанции: А79-11254/2011
Истец: ООО "ДианА"
Ответчик: Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики
Хронология рассмотрения дела:
11.05.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1159/12