г. Москва |
|
21 мая 2012 г. |
Дело N А40-106554/11-17-940 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей |
Каменецкого Д.В., Пронниковой Е.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Яцевой В.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Страховая компания "ИННОГАРАНТ" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.02.2012 по делу N А40-106554/11-17-940, принятое судьей Поляковой А.Б.,
по заявлению ООО "Страховая компания "ИННОГАРАНТ" (ОГРН 1027739650729; 123242, г.Москва, ул.Зоологическая, д.4)
к Федеральной службе по финансовым рынкам
третье лицо: РО ФСФР в Юго-Восточном регионе
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Кузнецова Н.В. по доверенности от 01.08.2011; Белозеров А.Г. по доверенности от 01.07.2011; Метелев А.Г. по доверенности от 20.01.2012; |
от заинтересованного лица: |
Шерстнев А.В. по доверенности от 13.04.2012; |
от третьего лица: |
Беньковская В.Г. по доверенности от 13.04.2012; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "ИННОГАРАНТ" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной службы по финансовым рынкам (далее - административный орган, заинтересованное лицо), оформленного приказом от 24.05.2011 N 11-1239/пз-и "Об отзыве лицензии на осуществление страхования и перестрахования Общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "ИННОГАРАНТ".
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 29.02.2012 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта заинтересованного лица, с учетом пропуска заявителем и отсутствия оснований для восстановления процессуального срока на его обжалование.
Административным органом, а также третьим лицом: Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе представлен письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу Общества в порядке ст.262 АПК РФ.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, указав на наличие оснований для отмены оспариваемого судебного акта, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица поддержал решение суда первой инстанции, возражал относительно доводов апелляционной жалобы и удовлетворения заявленных в ней требований, просил об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Представитель третьего лица: Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе с решением суда первой инстанции согласна, возражала относительно доводов апелляционной жалобы и удовлетворения заявленных в ней требований, просила об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу, что оснований для отмены (изменения) принятого по делу судебного акта не имеется.
Согласно системному толкованию ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Как следует из материалов дела, в целях практической реализации Обществом страховой и перестраховочной деятельности 10.08.2008 административным органом осуществлена выдача лицензий С N 345577 и П N 3455.
Входе проверочных мероприятий Инспекцией страхового надзора по Приволжскому федеральному округу (далее - Инспекция) были выявлены многочисленные факты систематического нарушения Обществом срока, установленного п.2 ст.13 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", в течении которого страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в такой выплате.
В силу ст. 3 Закона об организации страхового дела под целью организации страхового дела подразумевают обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.
По результатам рассмотрения Инспекцией страхового надзора по Приволжскому федеральному округу (далее - Инспекция) документов, представленных Обществом в ответ на ранее направленные запросы от 06.08.2010 N И4-ЗП2649/07, от 10.08.2010 NЗП2693/07, от 10.08.2010 NИ4-ЗП2692/07, от 11.08.2010 NИ4-ЗП2700/07, от 26.08.2010 NИ4-ЗП2865/07, от 26.08.2010 NИ4-ЗП2867/07, от 26.08.2010 NИ4-ЗП2868/07, от 26.08.2010 NИ4-ЗП2874/07, от 30.09.2010 NИ4-ЗП3153/07 и от 30.09.2010 NИ4-ЗП3150/07 были установлены факты систематического нарушения заявителем срока, установленного п.2 ст.13 Федерального закона от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", в течении которого страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в такой выплате.
С учетом установления вышеуказанных нарушений Инспекцией было вынесено предписание об устранении нарушений страхового законодательства от 19.11.2010 N ИН4-П404/03, в соответствии с которым Обществу надлежало совершить следующий комплекс мероприятий по их устранению:
- в срок до 13.12.2010 представить в Инспекцию информацию о принятых мерах по недопущению нарушения действующего законодательства впредь с обязательным представлением подробного плана мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, со сроком реализации не позднее 31.01.2011 г.. (п.1);
- в срок до 15.02.2011 представить в Инспекцию информацию о выполнении плана мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений с приложением всех подтверждающих документов (п.2);
- ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Инспекцию информацию за декабрь 2010, январь 2011, февраль 2011 по заявлениям потерпевших, поступивших с территории Приволжского федерального округа с указанием номера и даты страхового полиса, фамилии, имени и отчества потерпевшего, даты получения информации о наступлении страхового события, даты поступления заявления на выплату страхового возмещения, даты поступления полного пакета документов, необходимого для осуществления страховой выплаты, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", даты произведенной страховой выплаты либо даты направления извещения об отказе (частичном отказе) в выплате страхового возмещения (п.3).
Посредством направления административным органом письма от 07.02.2011 N С-946/03 Общество уведомлено о том, что информацию за февраль 2011 по заявлениям потерпевших, поступивших с территории Приволжского федерального округа, следует представлять в Инспекцию в срок до 04.03.2011.
В ответ на указанное предписание Инспекции Обществом направлены письма от 15.12.2010 N И4-СК-8955, 14.12.2011 N И4-СК-177, 19.01.2011 N И4-СК-318, 16.02.2011 N И4-СК-1250, 09.03.2011 N И4-СК-1674, направленных на устранение выявленных нарушений с приложением всех подтверждающих документов.
Однако, среди представленной заявителем информации за январь и февраль 2011 г. отсутствовали сведения о произведенных страховых выплатах потерпевшим по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
С учетом изложенного 24.03.2011 Инспекцией заявителю было направлено письмо N И4-1999/03 о неисполнении надлежащим образом предписания от 19.11.2010 N ИН4-П404/03.
Кроме того, в ходе рассмотрения Инспекцией представленных документов установлено наличие фактов систематического нарушения Обществом требований, установленных для выдачи лицензии согласно п.3 ст.3 и ст.32 Закона об организации страхового дела, п.10.17 Правил комплексного страхования средств наземного транспорта (далее - Правила), утвержденных генеральным директором ООО "СК "ИННОГАРАНТ" 20.07.2009.
В адрес Общества 24.03.2011 было направлено письмо N И4-1998/03 о неисполнении надлежащим образом предписания от 19.11.2010 N ИН4-П403/03.
Согласно пункту 4 статьи 32.6. Закона об организации страхового дела в случае неисполнения субъектом страхового дела предписания надлежащим образом или в установленный срок, действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном настоящим Законом.
В связи с неисполнением надлежащим образом в установленный срок предписаний Инспекции от 19.11.2010 N N ИН4-П403/03 и ИН4-П404/03, на основании приказа административного органа от 07.04.2011 N 11-834/пз-и действие лицензий Общества на осуществление страховой и перестраховочной было приостановлено в соответствии со ст. 30, п.п.1,п.2, п.4 ст.32.6 Закона об организации страхового дела, п.п. "б" п.4 Указа Президента Российской Федерации от 04.03.2011 N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации.
О факте приостановления действия лицензий Общество уведомлено посредством направления заказным письмом от 19.04.2011 N 11-БХ-БХ/9297. В этом письме было указано, что в случае не устранения заявителем допущенных нарушений в течение 14 календарных дней со дня вступления в силу приказа от 07.04.2011 N 11-834/пз-и лицензии могут быть отозваны.
С учетом неустранения Обществом выявленных нарушений законодательства в области регулирования страховой и перестраховочной деятельности, 24.05.2011 административным органом вынесен приказ N 11-1239/пз-и "Об отзыве лицензий на осуществление страхования и перестрахования Общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "ИННОГАРАНТ".
Считая вышеуказанный ненормативный правовой акт административного органа не соответствующим требованиям закона и влекущем нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в суд с заявлением в целях защиты и восстановления нарушенного права.
По результатам исследования имеющихся в деле доказательств, доводов апелляционной жалобы и пояснений участников процесса, коллегия приходит к выводу что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
В соответствии с п.1 ст.30 Закона об организации страхового дела государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Согласно п.п.2 п.4 ст.30 Закона об организации страхового дела страховой надзор включает в себя контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности.
В силу п.5 ст.30 Закона об организации страхового дела субъекты страхового дела обязаны представлять органу страхового надзора установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении; соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства; представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).
В силу п. 1, 2 ст. 1 Закона об организации страхового дела) настоящий закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
В соответствии с Указом Президента РФ от 04.03.2011 N270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" Федеральная служба страхового надзора присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам. Федеральной службе по финансовым рынкам переданы функции присоединяемой Федеральной службы страхового надзора по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Федеральная служба по финансовым рынкам является правопреемником Федеральной службы страхового надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
До издания Указа Президента РФ от 04.03.2011 N 270 федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) являлась Федеральная служба страхового надзора.
В соответствии с Положением о Федеральной службе страхового надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 330, в ее полномочия входило, в частности, осуществление контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела (страховыми организациями, обществами взаимного страхования, страховыми брокерами и страховыми актуариями) страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности, за исполнением плана восстановления платежеспособности страховой организации, а также получение, обработка и анализ отчетности и иных сведений, предоставляемых субъектами страхового дела, принятие решений об ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий, выданных субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев.
Ввиду изложенного, судебная коллегия считает, что оспариваемый ненормативный акт вынесен должностным лицом административного органы в рамках предоставленных ему полномочий.
Доводы Общества о том, что перечень документов, представляемых страховой компанией по исполнению плана мероприятий не регламентирован законодательством, в том числе, поскольку не указаны документы, которыми должно подтверждаться его исполнение, судебная коллегия отклоняет, поскольку из содержания направленных Инспекцией писем явно следует, какие именно документы, подтверждающие исполнение плана мероприятий, не были представлены Обществом.
Письменные обращения Общества, адресованные административному органу рассмотрены полно и всесторонне с приведением конкретного перечня действий, совершения которых требовалось от заявителя. Таким образом, Общество не было ограничено в выборе способов исполнения как в формулировках предложенного административным органом плана мероприятий по устранению последствий нарушения требований законодательства в области страхового дела, так и способах его исполнения.
Как следует из материалов дела и имеющихся в деле доказательств, выдавая Обществу предписания, административный орган преследовал цель защиты прав и охраняемых законом интересов страхователей и выгодоприобретателей по заключенным заявителем договорам страхования. Утвержденный Инспекцией план мероприятий направлен на устранение выявленных нарушений, согласно отраженным выше обстоятельствам.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, поскольку направлены на их переоценку, следовательно, указанные доводы не могут служить основанием для отмены или изменения принятого по делу и оспариваемого заинтересованным лицом судебного акта.
Судебная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что заявителем пропущен срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ на обжалование оспариваемого ненормативного правового акта, поскольку, как усматривается из материалов дела в соответствии с пояснениями представителя Общества об отзыве лицензий заявителю стало известно 24.05.2011, уведомление об отзыве лицензии заявитель получил 18.06.2011, в то время, как заявление об оспаривании приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 24.05.2011 N 11-1239/пз-и подано представителем Общества в суд лишь 26.09.2011.
Основания для восстановления пропущенного процессуального срока отсутствуют.
В связи с изложенным, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств дела. Принимая во внимание относимость и допустимость имеющихся в нем доказательств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.02.2012 по делу N А40-106554/11-17-940 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"До издания Указа Президента РФ от 04.03.2011 N 270 федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) являлась Федеральная служба страхового надзора.
В соответствии с Положением о Федеральной службе страхового надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 330, в ее полномочия входило, в частности, осуществление контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела (страховыми организациями, обществами взаимного страхования, страховыми брокерами и страховыми актуариями) страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности, за исполнением плана восстановления платежеспособности страховой организации, а также получение, обработка и анализ отчетности и иных сведений, предоставляемых субъектами страхового дела, принятие решений об ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий, выданных субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев.
...
Судебная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что заявителем пропущен срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ на обжалование оспариваемого ненормативного правового акта, поскольку, как усматривается из материалов дела в соответствии с пояснениями представителя Общества об отзыве лицензий заявителю стало известно 24.05.2011, уведомление об отзыве лицензии заявитель получил 18.06.2011, в то время, как заявление об оспаривании приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 24.05.2011 N 11-1239/пз-и подано представителем Общества в суд лишь 26.09.2011."
Номер дела в первой инстанции: А40-106554/11-17-940
Истец: ООО "Страховая компания "ИННОГАРАНТ"
Ответчик: Федеральная служба по финансовым рынкам
Третье лицо: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8357/12