г.Москва |
|
21 мая 2012 г. |
А40-8774/12-120-81 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.
судей: |
Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.03.2012 по делу N А40-8774/12-120-81, судьи Блинниковой И.А.,
по заявлению ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" (ОГРН 5077746679907, 109029, г.Москва, ул. Нижегородская, дом 32, стр. 15 )
к 1) Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, 2) Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области
о признании незаконным решения и постановления
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчиков: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ХУАШЭН Международные перевозки" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Росфиннадзора во Владимирской области от 19.07.2011 по делу об административном правонарушении N 10103000-62/2011 и решения Росфиннадзора от 07.12.2011 N 43-00-11/419Р, принятое по жалобе на указанное постановление.
Решением от 19.03.2012 суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы доказанностью состава вмененного Обществу административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, соблюдением процедуры и срока давности привлечения к ответственности, а также порядка рассмотрения жалобы заявителя на указанное постановление.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Не оспаривая наличия в его действиях вмененного состава правонарушения, указывает на то, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом.
Представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает необходимым отменить решение суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из фактических обстоятельств и материалов дела, ООО "Хуашэн" Международные перевозки" (резидент - Покупатель) и компания "WENZHOU JUCHUN IMPORT AND EXPORT CO., LTD" (нерезидент, Китай - Продавец) 10.03.2010 заключили контракт N H/032/WJIEC (далее - Контракт). Общая стоимость Контракта составляет 25 000 000 долларов США (п. 2.1 Контракта). Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 10.03.2011 (п. 10.1 Контракта).
ООО "Хуашэн" Международные перевозки" 22.07.2010 оформило по Контракту паспорт сделки N 10070014/3291/0000/2/0 в ООО "ПЧРБ".
17.02.2011 ООО "Хуашэн" Международные перевозки" перевело контракт на обслуживание в ООО КБ "Новый век", оформив паспорт сделки N 11020017/3417/0000/2/0.
В рамках исполнения обязательств по Контракту на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар по ГТД N 10103010/300910/0002528 общей стоимостью 35 532,60 доллара США.
Таким образом, в соответствии с п.2.4 Положения Центрального Банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П заявитель обязан был представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы в срок не позднее 19.10.2010.
Между тем справка о подтверждающих документах с указанием в ней ГТД N 10103010/300910/0002528 представлена Обществом в уполномоченный банк только 24.02.2011, то есть с нарушением установленного срока.
По данному факту 01.07.2011 должностным лицом Владимирской таможни с участием законного представителя Общества был составлен протокол об административном правонарушении по делу N 10103000-62/2011, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
19.07.2011 руководителем ТУ Росфинандзора во Владимирской области с участием законного представителя Общества Мороза М.А. по дов. от 19.07.2011 рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление, которое решением Росфиннадзора от 07.12.2011 N 43-00-11/419Р оставлено без изменения, а жалоба Общества- без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, исследовав доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (действовавшей в редакции на момент совершения правонарушения) предусмотрена административная ответственность, в том числе, за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Суд первой инстанции, достоверно установив, что срок подачи справок о подтверждающих документах, о совершении внешнеторговых операций Обществом нарушен, сделал вывод о правомерности его привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Состав вмененного Обществу административного правонарушения доказан имеющимися в материалах дела доказательствами, что заявителем не оспаривается.
Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В соответствии с п.80 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным ст.15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.
Согласно п.3 ст. 22 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" агентами валютного контроля являются, в том числе и таможенные органы.
Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Подпунктом 1 пункта 1 приказа Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 N 125 "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (далее - Приказ N 125) начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, незаконных валютных операций, а также признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования, в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, включая нарушения установленных правил оформления паспортов сделок, и направление в подразделение валютного контроля соответствующей таможни в течение трех рабочих дней со дня выявления информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства для проведения проверки в установленном порядке, а в случае, если государственная регистрация участника внешнеэкономической деятельности осуществлена в регионе деятельности иного таможенного органа, - в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля, выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, незаконных валютных операций, а также признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования, в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, включая нарушения установленных правил оформления паспортов сделок, и направление в подразделение валютного контроля соответствующей таможни в течение трех рабочих дней со дня выявления информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства для проведения проверки в установленном порядке, а в случае, если государственная регистрация участника внешнеэкономической деятельности осуществлена в регионе деятельности иного таможенного органа,- в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля.
В данном случае протокол о нарушении валютного законодательства (ч.6 ст.15.25 КоАП РФ) составлен в отношении Общества Владимирской таможней.
Учитывая положения указанного Приказа, поскольку Общество зарегистрировано в качестве юридического лица в г.Москве, то есть, в регионе деятельности иного таможенного органа, сотрудники Владимирской таможни не имели полномочий возбуждать в отношении него дело об административном правонарушении, а обязаны были направить документы о предполагаемом нарушении Обществом валютного законодательства в установленном порядке.
Кроме того, согласно Приказу N 125 таможенные органы выявляют признаки нарушений резидентами валютного законодательства в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями контрактов должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.
При этом из материалов дела следует, что таможенная декларация N 10103010/3600910/0002528 принята таможенным органом 04.10.2010 и ввоз товаров на таможенную территорию РФ осуществлен в указанный срок.
Учитывая данные обстоятельства, Владимирская таможня была не уполномочена, в данном случае, возбуждать в отношении Общества дело об административном правонарушении в отношении валютной операции, относящейся к передаче товара по названной декларации и осуществляемой начиная с этой даты.
Данная правовая позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 07.06.2011 N 901/11 по делу N А40-58381/10-17-333.
Таким образом, административным органом допущены нарушения порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
Заявленный в отзыве ТУ Росфиннадзором по Владимирской области довод об отсутствии основания для применения к спорным отношениям Приказа N 125, в связи с прекращением его действия изданием приказа ФТС России от 16.07.2010 N 1355дсп, а также ссылка на необходимость применения приказа ФТС России от 15.03.2005 N 198 "От должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" (далее - приказ N 198), судом апелляционной инстанции отклонены в связи со следующим.
В силу пункта 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, ФТС России осуществляет контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в пределах своей компетенции.
Из приказа N 125 усматривается, что его издание обусловлено необходимостью урегулирования вопросов организации работы таможенных органов и их должностных лиц по выявлению нарушений валютного законодательства при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации.
Данный приказ на момент рассмотрения настоящего дела размещен на сайте Федеральной таможенной службы в сети Интернет в базе таможенного законодательства без отметки об его отмене и воспринимается участниками внешнеэкономических отношений в качестве акта, устанавливающего порядок действий таможенных органов при выявлении незаконных валютных операций.
Ссылка в таком случае на иной приказ для пользования должностными лицами таможенной службы судом не может быть принята, поскольку данный приказ не доступен для иных участников спорного правоотношения.
Приказ N 198 предусматривает порядок действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях согласно установленной компетенции, тогда как в настоящем случае Владимирская таможня вышла за ее пределы.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, установленных названным законом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В настоящем случае административное дело возбуждено, и протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, в связи с чем оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности также вынесено с нарушением процедуры административного производства, что влечет признание его незаконным.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ, п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а требования заявителя подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.211, ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.03.2012 по делу N А40-8774/12-120-81 отменить.
Признать незаконным и отменить решение Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 07.12.2011 г.. N 43-00-11/419Р и постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Владимирской области от 19.07.2011 г.. по делу об административном правонарушении N 10103000-62/2011.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, ФТС России осуществляет контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в пределах своей компетенции.
Из приказа N 125 усматривается, что его издание обусловлено необходимостью урегулирования вопросов организации работы таможенных органов и их должностных лиц по выявлению нарушений валютного законодательства при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации.
...
Приказ N 198 предусматривает порядок действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях согласно установленной компетенции, тогда как в настоящем случае Владимирская таможня вышла за ее пределы.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, установленных названным законом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
...
В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ, п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа."
Номер дела в первой инстанции: А40-8774/12-120-81
Истец: ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки"
Ответчик: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Территориальное управление во Владимирской области, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Территориальное управление по городу Москве, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора по городу Москве
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10725/12