г. Чита |
|
18 мая 2012 г. |
Дело N А58-92/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей В.А. Сидоренко, Г.Г. Ячменёва,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2012 года по делу N А58-92/2012 по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435155072, ОГРН 1041402194657, адрес места нахождения: г. Якутск, ул. Лермонтова, 25) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия) (Росфиннадзор) (ИНН 143501965300 ОГРН 1041402044540, адрес места нахождения: г. Якутск, ул. Дзержинского, 22/7) о признании недействительным пункта 4 предписания по устранению выявленных нарушений от 03.11.2011 N 37,
принятое судьей Е.Б. Бадлуевой,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
установил:
Заявитель, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия), обратился в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия) о признании недействительным пункта 4 предписания по устранению выявленных нарушений от 03.11.2011 N 37.
Решением суда первой инстанции от 20 февраля 2012 года требования заявителя удовлетворены полностью.
Суд первой инстанции, проверив пункт 4 раздела 1 предписания по устранению выявленных нарушений от 3 ноября 2011 года на соответствие Трудовому кодексу Российской Федерации, Закону Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", признал его недействительным.
Суд первой инстанции обязал Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия) (Росфиннадзор) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия).
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Требования УФССП по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным предписания Росфиннадзора N 37 от 03.11.2011 по устранению выявленных нарушений в части признания незаконным использования средств федерального бюджета, не являющегося нецелевым использованием по оплате стоимости проезда к месту отпуска и обратно членов семей сотрудников Усенко В.В., Абрамова Н.А., Дегтярева Я.В., Богодуховой Л.Н., Шамаевой Е.И., Павлова А.Ф., Балаевой И.А. в сумме 103 437,10 рублей, признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Росфиннадзор, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Росфиннадзора в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200048593181.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции неправильно установил фактические обстоятельства дела и дал им ненадлежащую оценку.
Представитель Службы судебных приставов в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200048593204.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Служба судебных приставов просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 10.04.2012.
Согласно пункту 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как правильно установил суд первой инстанции, в период с 14.09.2011 по 21.10.2011, на основании приказа временно исполняющего обязанности руководителя ТУ Росфиннадзора в Республике Саха (Якутия) от 12.09.2011 N 16-01-17/137 Тихоновым Н.Н., во исполнения пункта 102 раздела 2 Плана контрольной и надзорной работы на 2011 год и программой проверки, утвержденной 06.09.2011 также Тихоновым Н.Н., проведена документарная ревизия финансово-хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) за 2010 год (т.1, л.д. 98-109).
По результатам документальной ревизии должностными лицами органами финансового надзора составлен акт от 21.10.2011 (т.1, л.д. 59-97), из которого следует, что документальной ревизией установлено (в оспариваемой части) неправомерное расходование средств в сумме 103 437,10 рублей в виде компенсаций по проезду до места отдыха членов семей сотрудников, проводивших отпуск в других населенных пунктах от места проведения отпуска сотрудника, в том числе авансовым отчетам (т.1, л.д. 90):
от 29.09.2010 N 725 Усенко В.В. по приказу от 14.05.2010 N 620-О оплачен проезд в отпуск члену семьи (дочери) в сумме 28 978,30 рублей по маршруту Нерюнгри - Анапа и обратно без предоставления отпуска работнику;
от 27.10.2010 N 772 Абрамову Н.А. оплачен проезд в отпуск члену семьи (сыну) в сумме 16 540 рублей по маршруту "г. Якутск - г. Москва" и обратно, сотрудник не поехал;
от 09.11.2010 N 878 Дегтяреву Я.В. по приказу от 28.08.2010 N 1216-О по приказу 10.11.2010 N 1685-О оплачен проезд в отпуск члену семьи (супруге) на сумму 1 217,50 рублей по маршруту "г.Алдан - г. Хабаровск" и обратно, тогда как сотрудник провел отпуск в г.Нерюнгри; от 15.09.2010 N 891 Богодуховой Л.Н. по приказу от 04.03.2010 оплачен проезд до места отпуска члену семьи (дочери) на сумму 20 711,30 рублей по маршруту "Полярный - Киров", сотрудник фактически в отпуск не выезжал;
от 08.11.2010 N 893 Шамаевой Е.И. по приказу от 21.07.2010 оплачен проезд члену семьи (сын) на сумму 16 500 рублей по маршруту "г. Якутск - Москва" и обратно, тогда как сотрудник имела право на право на компенсацию проезда на себя т трех своих сыновей только по маршруту "п. Самкылах - г. Якутск", поскольку она сама (с двумя сыновьями) фактически провела отпуск в г. Москва;
от 30.11.2010 N 940 Павлову А.Ф. по приказу от 03.09.2010 N1348-О оплачен проезд члену семьи (дочери) на сумму 12 740 рублей по маршруту "г. Якутск - г. Москва" и обратно, тогда как сотрудник в отпуск не выезжал;
от 23.06.2010 N 1023 Балаевой И.В. оплачен проезд в отпуск члену семьи (дочери) на сумму 6 750 рублей по маршруту "г. Якутск - п. Зырянка", тогда как сотруднику оплачен проезд по маршруту "п. Зырянка - г. Якутск - г. Харбин (до границы) и обратно, то есть работник съездил к месту проведения отпуска без указанного члена семьи.
03.11.2011 Росфиннадзором вынесено предписание по устранению выявленных нарушений N 37 (т.1, л.д. 14-18).
Предписанием указано, что Службой судебных приставов неправомерно произведены компенсации проездов в отпуск членов семьи в других населённых пунктах от места проведения отпуска сотрудника на сумму 103 437, 10 рублей, чем нарушен пункт 3 Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 (в редакции от 17.12.2010).
Пунктом 4 раздела I предписания по устранению выявленных нарушений N 37 от 03.11.2011 Службу судебных приставов в срок до 25.12.2011 обязали произвести работы по взысканию неправомерно израсходованных сумм с дальнейшим перечислением в доход федерального бюджет.
УФССП по Республики Саха (Якутия), не согласившись с предписанием по устранению выявленных нарушений N 37 от 03.11.2011 в указанной части, обратилось в арбитражный суд с заявлением от 19.12.2011 N 14/6-12/8259 к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Саха Якутия о признании недействительным пункта 4 предписания по устранению выявленных нарушений от 03.11.2011 N 37 (т.1, л.д. 10-12).
Согласно статье 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее Закон N 4520-1) лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет предприятий, учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 кг.
Абзацем 3 статьи 33 Закона N 4520-1 предусмотрено, что предприятия, учреждения, организации также оплачивают стоимость проезда и провоза багажа членам семей своих работников независимо от времени использования ими отпуска.
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации (абзац 5 статьи Закона N 4520-1).
Согласно Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 (в редакции от 17.12.2010), к членам семьи работника учреждения, имеющим право на компенсацию расходов, относятся неработающие муж (жена), несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные), фактически проживающие с работником.
Оплата стоимости проезда и провоза багажа членам семьи работника учреждения производится при условии их выезда к месту использования отпуска работника (в один населенный пункт по существующему административно-территориальному делению) и возвращения (как вместе с работником, так и отдельно от него) (пункт 3 Порядка).
Право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника учреждения одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы.
В дальнейшем у работника учреждения возникает право на компенсацию расходов за третий и четвертый годы непрерывной работы в указанном учреждении - начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы - начиная с пятого года работы и т.д.
Право на оплату стоимости проезда и провоза багажа у членов семьи работника организации возникает одновременно с возникновением такого права у работника организации (пункт 4 Порядка).
18.03.2009 решением Верховного суда Российской Федерации N ГКПИ09-92 со дня вступления данного решения суда в законную силу абзац второй пункта 3 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года N 455, в части, предусматривающей условия оплаты стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно членам семьи работника в период нахождения работника в отпуске, признан недействующим, как противоречащий смыслу норм Трудового кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", исходя из которых следует, что право работодателя оплатить работнику проезд к месту использования самим работником и неработающими членами его семьи отпуска и обратно не ставится в зависимость от одновременного и совместного использования отпуска этими лицами.
В силу указанного, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что предоставление компенсаций работникам и членам их семей на основании Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", не может быть поставлено в зависимость от одновременного и совместного использования отпуска этими лицами.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о непринятии во внимание судом первой инстанции того, что решением Верховного суда Российской Федерации от 18.03.2009 N ГКПИ09-92 признан недействующим пункт 3 Правил в части, предусматривающей условия оплаты стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно членами семьи работника в период нахождения работника в отпуске, тогда как, по мнению Росфиннадзора, в данном случае Службой судебных приставов нарушен пункт 3 Правил в части, касающейся оплаты проездов в отпуск членов семей сотрудников в другие населенные пункты от места проведения отпусков сотрудников, поскольку принцип оплаты работнику проезда к месту использования самим работником и неработающими членами его семьи отпуска и обратно, состоящий в том, что данные выплаты не ставятся в зависимость их предоставления от одновременного и совместного использования отпуска этими лицами, является общеотраслевым и распространяемым на все случае финансирования на основании Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Указанный принцип не позволяет устанавливать ограничений на предоставление выплат по указанному закону в зависимости от того, выезжали ли неработающие члены семьи работника во время отпуска в иное место отдыха от места отдыха самого работника, при отсутствии выезда в данную точку отдыха самого работника.
Не имеют также ни какового правого содержания и доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу, что законодательство не содержит обязанности по проведению работником и членам его семьи отпуска в пределах одной административно-территориальной единицы, поскольку действительно законодательство Российской Федерации, в том числе, как и Трудовой Кодекс Российской Федерации, так и Закон Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не возлагает обязанности на лиц, получающим компенсации по данном закону, проводить отпуск в пределах единой административно-территориальной единицы, поскольку в противном случае, это являлось бы прямым нарушением Конституции Российской Федерации, предоставляющей свободу передвижения гражданам Российской Федерации и распоряжения полученным имуществом, а также противоречило бы принципу установлению такой выплаты, направленной на создание благоприятных условий отдыха работникам Крайнего севера и членом их семей.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предписание Росфиннадзора N 37 от 03.11.2011 в оспоренной части нарушает права и законные интересы заявителя и не соответствует нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "20" февраля 2012 года по делу N А58-92/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о непринятии во внимание судом первой инстанции того, что решением Верховного суда Российской Федерации от 18.03.2009 N ГКПИ09-92 признан недействующим пункт 3 Правил в части, предусматривающей условия оплаты стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно членами семьи работника в период нахождения работника в отпуске, тогда как, по мнению Росфиннадзора, в данном случае Службой судебных приставов нарушен пункт 3 Правил в части, касающейся оплаты проездов в отпуск членов семей сотрудников в другие населенные пункты от места проведения отпусков сотрудников, поскольку принцип оплаты работнику проезда к месту использования самим работником и неработающими членами его семьи отпуска и обратно, состоящий в том, что данные выплаты не ставятся в зависимость их предоставления от одновременного и совместного использования отпуска этими лицами, является общеотраслевым и распространяемым на все случае финансирования на основании Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
...
Не имеют также ни какового правого содержания и доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу, что законодательство не содержит обязанности по проведению работником и членам его семьи отпуска в пределах одной административно-территориальной единицы, поскольку действительно законодательство Российской Федерации, в том числе, как и Трудовой Кодекс Российской Федерации, так и Закон Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не возлагает обязанности на лиц, получающим компенсации по данном закону, проводить отпуск в пределах единой административно-территориальной единицы, поскольку в противном случае, это являлось бы прямым нарушением Конституции Российской Федерации, предоставляющей свободу передвижения гражданам Российской Федерации и распоряжения полученным имуществом, а также противоречило бы принципу установлению такой выплаты, направленной на создание благоприятных условий отдыха работникам Крайнего севера и членом их семей."
Номер дела в первой инстанции: А58-92/2012
Истец: Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия), Управление Федеральной службы судебных приставов по РС (Я)
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия), Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РС(Я) (Росфиннадзор)