г. Вологда |
|
12 мая 2012 г. |
Дело N А05-10632/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 февраля 2012 года по делу N А05-10632/2011 (судья Пигурнова Н.И.),
установил:
открытое акционерное общество "Концерн "Океанприбор" (ОГРН 1067847424160; далее - общество, ОАО "Концерн "Океанприбор") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - территориальное управление, ТУ ФАУГИ, ТУ Росимущества) о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении в администрацию муниципального образования "Северодвинск" (далее - администрация, орган местного самоуправления) в месячный срок, предусмотренный пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс), обращения за утверждением и выдачей обществу схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка, общей площадью 817 кв.м, определяемого точками: 11- н1 -н2 -н3 -н4 -н5 -н6 - 20 - 19 -18 -17 -16 -15 -14 -13 -12, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, пр. Победы, д. 1, а также действия, выразившегося в отказе, изложенном в письме от 20.09.2011 N 7795, в рассмотрении обращения от 06.09.2011 N 057-257 о формировании и последующей передаче в собственность общества вышеуказанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06 февраля 2012 года по делу N А05-10632/2011 требования общества удовлетворены.
Территориальное управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность ТУ ФАУГИ по направлению заявления в орган местного самоуправления, обязанность по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка, в силу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ, возложена на муниципальное образование; указывает, что общество с заявлением о приобретении прав на земельный участок представило неполный пакет документов.
ОАО "Концерн "Океанприбор" в отзыве с доводами жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, общество заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей, поэтому разбирательство по делу произведено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ОАО "Концерн "Океанприбор" на праве собственности принадлежит здание цеха стирки, химчистки, ремонта одежды и обуви, площадью 1294,3 кв.м, расположенное по адресу: Архангельская обл., г. Северодвинск, пр. Победы, д. 1 (свидетельство от 26.04.2011 N 29-АК 600562).
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 29:28:104167:109 (площадь 67 911 кв.м), правообладателем которого является Российская Федерация.
В целях приобретения земельного участка, на котором расположен названный объект недвижимости, общество обратилось в ТУ Росимущества с заявлением от 26.05.2011 N 057-245 об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, общей площадью 852 кв.м, определяемого точками: 11- н1 -н2 - 20 - 19 -18 -17 -16 -15 -14 -13 -12, согласно схеме раздела земельного участка с кадастровым номером 29:28:104167:109.
В ответе от 23.06.2011 N 5254 ТУ ФАУГИ разъяснило порядок оформления схемы раздела участка.
Общество повторно обратилось в территориальное управление с заявлением от 06.09.2011 N 057-257 об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, общей площадью 817 кв.м, определяемого точками: 11- н1 -н2 -н3 -н4 -н5 -н6 - 20 - 19 -18 -17 -16 -15 -14 -13 -12, согласно схеме раздела земельного участка с кадастровым номером 29:28:104167:109.
Письмом от 20.09.2011 N 7795 ТУ ФАУГИ сообщило о невозможности согласования раздела земельного участка с кадастровым номером 29:28:104167:109, так как не приложены правоустанавливающие документы на земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка, обоснование площади образуемых участков, выписки из Единого государственного реестра прав на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом участке, кадастровые паспорта на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, документ, подтверждающий наличие или отсутствие на образуемых земельных участках объектов недвижимости, в том числе объектов, принадлежащих третьим лицам.
Таким образом, территориальное управление не обратилось в орган местного самоуправления за утверждением и выдачей обществу схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка.
Письмом от 20.09.2011 N 7795 территориальное управление фактически отказало ОАО "Концерн "Океанприбор" в рассмотрении обращения о формировании и последующей передаче в собственность общества вышеуказанного земельного участка.
Общество не согласилось с таким бездействием (действиями) ТУ ФАУГИ и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены этим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Кодекса в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, утверждение и выдача схемы расположения земельного участка производятся органом местного самоуправления в том числе на основании обращения исполнительного органа государственной власти.
В силу статьи 29 ЗК РФ исполнительным органом государственной власти применительно к настоящему делу является ТУ Росимущества.
Таким образом, бездействие ТУ ФАУГИ, выразившееся в ненаправлении в администрацию на основании заявления ОАО "Концерн "Океанприбор" обращения об утверждении и выдаче обществу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, является незаконным.
На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
Материалами по делу подтверждается, что общество представило в ТУ ФАУГИ имеющийся у него пакет документов, предусмотренный Перечнем документов.
Не принимается во внимание довод, содержащийся в апелляционной жалобе, о том, что среди необходимых документов не представлены документы, подтверждающие полномочия генерального директора ОАО "Концерн "Океанприбор".
В ответах территориального управления замечаний по непредставлению таких документов не имеется.
Кроме того, в настоящее время решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 февраля 2012 года по делу N А05-10632/2011 исполнено.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ОАО "Концерн "Океанприбор".
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина ТУ ФАУГИ в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 февраля 2012 года по делу N А05-10632/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены этим Кодексом, федеральными законами.
...
В силу статьи 29 ЗК РФ исполнительным органом государственной власти применительно к настоящему делу является ТУ Росимущества.
...
На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов)."
Номер дела в первой инстанции: А05-10632/2011
Истец: ОАО "Концерн "Океанприбор"
Ответчик: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области