Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 октября 2007 г. N КА-А40/9446-07
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2008 г. N КА-А40/6603-08-П
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2007 г.
По делу объявлялся перерыв на 03.10.2007.
Открытое акционерное общество "Владивостокский морской торговый порт" (далее - ОАО "ВМТП", общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Федеральной службы по тарифам (далее - ФТС России), выразившихся в отказе в исключении его из Реестра субъектов естественных монополий на транспорте. Также просило обязать ФТС России исключить ОАО "ВМТП" из названного Реестра.
Решением названного арбитражного суда от 10.04.2007, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2007, заявленное по делу требование удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФСТ России подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные.
В отзыве на жалобу ОАО "ВМТП" возражало против ее удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители ФСТ России поддержали жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ОАО "ВМТП" возражал против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит подлежащими отмене обжалованные по делу судебные акты по следующим основаниям.
Предметом оспаривания по настоящему делу являются действия ФСТ России по отказу в исключении ОАО "ВМТП" из Реестра субъектов естественных монополий на транспорте.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды первой и апелляционной инстанции признали письмо ФСТ России от 04.12.2006 N ЕВ-5503/10 в качестве отказа в исключении ОАО "ВМТП" из Реестра субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль. При этом отметили, что письмо свидетельствует о рассмотрении обращения общества от 12.10.2006 N ЮД-262 по конкретному вопросу (об исключении из реестра субъектов естественной монополии на транспорте в связи с осуществлением деятельности в условиях конкуренции, исключающих состояние естественной монополии на рынке услуг по перевалке и возможностью для потребителей замены погрузочно-разгрузочных работ, оказываемых обществом, аналогичными услугами, оказываемыми другими юридическими лицами - конкурентами), подписано должностным лицом ФСТ России и содержит сведения о проведении комплекса мер по унификации железнодорожных тарифов на перевозки грузов во внутригосударственном и международном сообщении (за исключением транзитных железнодорожных перевозок).
Суды двух инстанций на основе оценки отчета ООО "АССО-Инвест Консалтинг" по анализу и оценке конкурентной среды на товарном рынке услуг по перевалке грузов на морском транспорте, выполненного с участием Управления по Приморскому краю Федеральной антимонопольной службы, данных таможенных органов и ТО ФС государственной статистики по Приморскому краю, справок Владивостокского филиала ФГУП "Росморпорт" от 10.10.2006 N 15/1341, от 20.12.2006 N 15/1566 пришли к выводу о том, что ОАО "ВМТП" не обладает признаками субъекта естественной монополии, установленными Федеральным законом "О естественных монополиях", поскольку осуществляет свою деятельность в условиях конкуренции.
Суды сослались также на нарушение ФСТ России порядка рассмотрения заявления ОАО "ВМТП" об исключении его из реестра субъектов естественной монополии на транспорте, выразившегося в непроведении анализа конкурентной среды, в которой осуществляет свою деятельность общество, и рассмотрении по существу заявления общества об исключении его реестра. При этом отметили, что ФСТ России, не проведя анализ конкурентной среды, отказал обществу в исключении из реестра, сославшись лишь на нецелесообразность рассмотрения вопроса о дерегулировании деятельности.
Между тем при рассмотрении спора судами двух инстанций не учтено, что предметом настоящего спора являются не письмо ФСТ России от 04.12.2006 N ЕВ-5503/10 и не бездействие названной службы по неисключению ОАО "ВМТП" из Реестра субъектов естественных монополий на транспорте, а действия ФСТ России по совершению указанных действий.
Порядок исключения хозяйствующих субъектов, прекративших осуществление регулируемой деятельности в условиях естественной монополии, из Реестра субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, установлен Временным положением о Реестре субъектов естественной монополии, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, утвержденным приказом ФСТ России от 26.08.2004 N 59, Административным регламентом исполнения государственной функции Федеральной службой по тарифам по формированию и ведению Реестра субъектов естественной монополии, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, утвержденным приказом ФСТ России от 27.10.2006 N 208.
Соответствие оспариваемых действий установленным требованиям не было предметом надлежащей проверки судов двух инстанций.
Делая вывод о нарушении ФСТ России порядка рассмотрения заявления ОАО "ВМТП" об исключении его из реестра субъектов естественной монополии на транспорте, выразившегося в непроведении анализа конкурентной среды, в которой осуществляет свою деятельность общество, и нерассмотрении по существу заявления общества об исключении его реестра, суды по существу высказались по вопросу бездействия службы по несовершению предусмотренных законодательством действий, которое не является предметом оспаривания по данному делу.
Кроме того, придя к выводу о том, что ОАО "ВМТП" не обладает признаками субъекта естественной монополии, установленными Федеральным законом "О естественных монополиях", суды двух инстанций фактически самостоятельно провели анализ осуществляемой обществом деятельности на товарном рынке услуг по перевалке грузов на морском транспорте, подменив собой федеральный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией - ФСТ России, и, соответственно, выйдя за пределы предоставленных полномочий.
При изложенных обстоятельствах принятые по делу судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2007 по делу N А40-3290/07-148-30, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2007 N 09АП-7137/2007-АК по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2007 г. N КА-А40/9446-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании