г. Челябинск |
|
22 мая 2012 г. |
Дело N А47-11425/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Махровой Н.В., Рачкова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Якушевой К.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Управляющая компания жилищным фондом "СВС-Жилсервис" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.03.2012 по делу N А47-11425/2011 (судья Гильмутдинов В.Р.).
В заседании приняли участие представители:
АНО "УКЖФ "СВС-Жилсервис" - Моисеева Н.В. (доверенность от 10.05.2012).
Автономная некоммерческая организация "Управляющая компания жилищным фондом "СВС-Жилсервис", г. Оренбург (ОГРН 1075600002180) (далее - АНО "УКЖФ "СВС-Жилсервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к обществу с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал", г. Оренбург (ОГРН 1035605520334) (далее - ООО "Оренбург Водоканал", ответчик) с исковым заявлением о взыскании 1 315 388 руб. 60 коп., составляющих 1 201 953 руб. 44 коп. - неосновательное обогащение за период с декабря 2008 года по октябрь 2011 года, 113 435 руб. 16 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с декабря 2008 года по май 2011 года (т. 1, л.д. 6-9).
Кроме того, истец ходатайствовал о взыскании в его пользу расходов по уплате государственной пошлины - 26 153, 88 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.03.2012 (резолютивная часть от 29.02.2012) исковые требования АНО "УКЖФ "СВС-Жилсервис" оставлены без удовлетворения (т. 2, л.д. 125-126).
В апелляционной жалобе АНО "УКЖФ "СВС-Жилсервис" просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт (т. 6, л.д. 2-14).
В обоснование доводов апелляционной жалобы АНО "УКЖФ "СВС-Жилсервис" сослалось на то, что в спорный период при установлении тарифов тарифным органом учитывался НДС, в силу чего, предъявляя к оплате суммы за водоснабжение и водоотведение, ответчик должен был их исчислять расчетным путем.
Полагает, что ответчиком, органом регулирования предоставлены сведения о невключении НДС в тарифы без документального подтверждения расчетных данных.
Считает, что надбавки к тарифам на воду и стоки в период с 01.01.2010 по 01.10.2010 начислены ответчиком неправомерно.
До начала судебного заседания ООО "Оренбург Водоканал" представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу (т.6 л.д.17-23).
При этом ответчик в отзыве пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным. При утверждении тарифа на холодную воду и водоотведение его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, соответственно предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. ООО "Оренбург Водоканал" обратилось в Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, администрацию города Оренбурга за разъяснениями правомерности предъявления к оплате потребителю коммунальной услуги соответствующей суммы НДС. Из представленных ответов следует, что сумма НДС при расчете и утверждении тарифа не учитывалась и ООО "Оренбург Водоканал" правомерно предъявлял к оплате потребителю коммунальной услуги соответствующую сумму НДС.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание ответчик не явился. С учетом мнения истца в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств - расчет иска, отчеты о прибылях и убытках (от 25 марта 2011, от 01 февраля 2010 года, содержание программы, производственная программа ООО "Оренбург Водоканал" в сфере водоснабжения на 2010 год).
Суд, совещаясь на месте, руководствуясь ч.2 ст. 268 АПК РФ, п.26 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 учитывая, что истец не обосновал уважительность причин не предоставления дополнительных документов в суд первой инстанции, определил: отказать в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств (расчет иска, отчеты о прибылях и убытках (от 25 марта 2011, от 01 февраля 2010 года, содержание программы, производственная программа ООО "Оренбург Водоканал" в сфере водоснабжения на 2010 год).
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АНО "УКЖФ "СВС-Жилсервис" заключен договор с ООО "Оренбург Водоканал" N 3119/56 от 16.10.2008 на поставку воды и прием сточных вод, предметом которого являются обязательства по отпуску (получению) питьевой воды из системы водопровода и приему (сбросу) сточных вод в канализацию (т.1 л.д. 18-24), а также дополнительные соглашения N3 от 18.03.2009, N3/1 от 01.06.2009 к указанному договору (т.1 л.д.25, 27).
При исполнении договора ответчиком выставлялись и истцом оплачивались счета-фактуры за водоснабжение и водоотведение в период с декабря 2008 года по октябрь 2011 года с учетом НДС и надбавки к тарифам на холодную воду и водоотведение (т.1 л.д. 29-111).
Ссылаясь на то, что в состав тарифа уже включена сумма НДС, и, таким образом, ответчик неосновательно обогатился за указанный период, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. В качестве правового обоснования указал ст.ст.395, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо.
Оставляя исковые требования без удовлетворения в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в спорном периоде тарифным органом установлены тарифы без учета НДС, предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате стоимости услуг дополнительно к тарифу суммы НДС является обоснованным. Выставленные ответчиком счета-фактуры за спорный период судом проверены, превышение тарифов не установлено.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на представленных сторонами доказательствах и требованиях закона.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Таким образом, по смыслу вышеуказанной нормы права юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении указанного спора, являются обстоятельства приобретения или сбережения ответчиком имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований за счет истца.
В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Стороны согласно ст. ст. 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В пункте 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, при расчетах истца с ответчиком, являющимся исполнителем коммунальных услуг, за водоснабжение и водоотведение должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами.
В силу пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).
В п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 72 от 17.11.2011 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" судам разъяснено, что если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
Постановлением главы г. Оренбурга от 30.11.2007 г.. N 7533п "Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение" ООО "Оренбург Водоканал" установлены и введены в действие с 01.01.2008 тарифы на услуги: - водоснабжения в размере 8,82 руб. за 1м (без НДС), - водоотведения 5,86 руб. за 1м3 (без НДС).
Постановлением главы г. Оренбурга от 09.02.2009 г.. N 751-п "Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение" ООО "Оренбург Водоканал" установлены и введены в действие с 01.01.2009 г.. тарифы на услуги: - водоснабжения в размере 11,06 руб. за 1м3 (без НДС), водоотведения 7,35 руб. за 1м3 (без НДС).
Постановлением главы г. Оренбурга от 16.11.2009 г.. N 279-п "Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение" ООО "Оренбург Водоканал" установлены и введены в действие с 01.01.2010 г.. тарифы на услуги: - водоснабжения в размере 12,04 руб. за 1м3 (без НДС), - водоотведения 8,00 руб. за 1м3 (без НДС).
Постановлением администрации г. Оренбурга от 27.11.2009 г.. N 755-п ООО "Оренбург Водоканал" установлены и введены в действие с 01.01.2010 г.. на срок действия инвестиционной программы надбавки к тарифам на: - холодную воду 0,45 руб. за 1м"5 (без НДС), - водоотведения 0,31 руб. за 1м3 (без НДС).
С 01.10.2010 г.. на основании постановления администрации г. Оренбурга от 31.08.2010 г.. N 6255-п - утратило силу.
Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 14.10.2010 г. N 01-15В/15 утверждены и введены в действие с 01.01.2011 г.. тарифы на: за 1 м3(без НДС) на холодную воду - 14,21 руб. за 1 м3 (без НДС), на водоотведение 9,33 руб. за 1 м3 (без НДС)
Постановлением администрации г. Оренбурга от 31.08.2010 г.. N 6255-п ООО "Оренбург Водоканал" установлены и введены в действие с 01.10.2010 г.. по 31.12.2015г. (на период действия инвестиционной программы ООО "Оренбург Водоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования "город Оренбург" на 2010 - 2015 годы") надбавки к тарифам на: - на холодную воду - 0,45 руб. за 1 м'' (без НДС), - на водоотведение - 0,31 руб. за 1 м (без НДС).
Указанные нормативные документы истцом в установленном порядке не оспорены.
На запрос суда Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов представлено экспертное заключение, свидетельствующее об отсутствии суммы НДС в устанавливаемом тарифе на холодную воду и водоотведение (т.2 л.д. 88-92).
На основании изложенного довод подателя апелляционной жалобы о том, что в спорный период при установлении тарифов тарифным органом учитывался НДС, в силу чего, предъявляя к оплате суммы за водоснабжение и водоотведение, ответчик должен был их исчислять расчетным путем, не соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
Поскольку при расчетах между АНО "УКЖФ "СВС-Жилсервис" и ООО "Оренбург Водоканал" (налогоплательщиком) подлежал применению тариф, устанавливаемый без включения в него НДС, истцом обоснованно при расчете платы за водоснабжение и водоотведение в спорный период увеличен тариф на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18 процентов.
Таким образом, выставление ответчиком счетов-фактур за спорный период с учетом тарифа, установленного для ресурсоснабжающей организации, увеличенного на сумму НДС, соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307. Оснований для удовлетворения исковых требований судом первой инстанции правомерно не установлено.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что ответчиком, органом регулирования предоставлены сведения о невключении НДС в тарифы без документального подтверждения расчетных данных, отклоняется, так как нормативные документы об установлении тарифа в спорный период являлись действующими, истцом в установленном порядке не оспорены.
Ссылка АНО "УКЖФ "СВС-Жилсервис" в апелляционной жалобе на то, что надбавки к тарифам на воду и стоки в период с 01.01.2010 по 01.10.2010 начислены ответчиком неправомерно, является несостоятельной.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение и период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса не могут быть менее трех лет каждый и должны соответствовать срокам реализации их инвестиционных программ (этапов их инвестиционных программ).
Решение Оренбургского городского Совета от 19.08.2010 N 1161 утверждена инвестиционная программа ООО "Оренбург Водоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования "город Оренбург" на 2010 - 2015 годы", то есть на период более трех лет.
Инвестиционная программа на 2007-2010 годы, утвержденная Решением Оренбургского городского Совета N 124 от 17.10.2006 г.. на срок более трех лет, утратила силу в связи с принятием Постановления администрации г. Оренбурга от 31.08.2010 г.. N 6255-п ООО "Оренбург Водоканал".
Таким образом, включение надбавки к тарифу в счета - фактуры не является нарушением норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.03.2012 по делу N А47-11425/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Управляющая компания жилищным фондом "СВС-Жилсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А.Карпусенко |
Судьи |
Н.В.Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).
В п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 72 от 17.11.2011 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" судам разъяснено, что если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
...
Поскольку при расчетах между АНО "УКЖФ "СВС-Жилсервис" и ООО "Оренбург Водоканал" (налогоплательщиком) подлежал применению тариф, устанавливаемый без включения в него НДС, истцом обоснованно при расчете платы за водоснабжение и водоотведение в спорный период увеличен тариф на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18 процентов.
Таким образом, выставление ответчиком счетов-фактур за спорный период с учетом тарифа, установленного для ресурсоснабжающей организации, увеличенного на сумму НДС, соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307. Оснований для удовлетворения исковых требований судом первой инстанции правомерно не установлено."
Номер дела в первой инстанции: А47-11425/2011
Истец: АКО "УК жилищным фондом "СВС-Жилсервис", АНО "Управляющая компания жилищным фондом "СВС-Жилсервис"
Ответчик: ООО "Оренбург Водоканал"
Третье лицо: Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, Управление ЖКХ Администрации г. Оренбурга
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12516/12
25.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12516/12
14.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12516/12
16.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6231/12
14.08.2012 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-11425/11
22.05.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3686/12
02.03.2012 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-11425/11