город Омск |
|
17 мая 2012 г. |
Дело N А46-11139/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Сердитовой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2146/2012) Главного управления по земельным ресурсам Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 06.02.2012 по делу N А46-11139/2011 (судья Суставова О.Ю.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Остров сокровищ" (ОГРН, 1095543025511, ИНН, 5501219931) (далее - ООО "Остров Сокровищ", общество) к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее - ГУЗР по Омской области)
3-е лицо Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Министерство природных ресурсов и экологии Омской области
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - Сотниковой Н.В. (удостоверение, по доверенности N 0402/4 от 10.01.2012 сроком действия до 31.12.2012);
от ООО "Остров сокровищ" - Мотос А.А. (паспорт, по доверенности б/н от 30.08.2011 сроком действия на один год);
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Акйурек Н.В. (удостоверение, по доверенности б/н от 11.05.2012 сроком действия на один год);
от Министерства природных ресурсов и экологии Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Решением от 06.02.2012 по делу N А46-11139/2011 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования ООО "Остров сокровищ", уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал незаконным бездействие ГУЗР по Омской области, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Остров сокровищ" от 04.05.2011 Вх.04-02/668.
Обязал Главное управление по земельным ресурсам Омской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества: в месячный срок с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора, либо решение об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на непринятие административным органом ни одного из решений, предусмотренных п. 6 ст. 31 ЗК РФ, что является бездействием, нарушающим права и интересы заявителя.
В апелляционной жалобе ГУЗР по Омской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на отсутствие у него полномочий на принятие каких-либо решений в отношении водного объекта, в том числе и в порядке ст. 31 ЗК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Остров сокровищ" с ее доводами не согласилось, считает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство природных ресурсов и Экологии Омской области в отзыве указывает на то, что на землях покрытых поверхностными водами не осуществляется образование земельных участков.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
В судебном заседании представитель ГУЗР по Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Остров сокровищ" зарегистрировано в качестве юридического лица при создании путем реорганизации в форме слияния 21.08.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1095543025511.
04.05.2011 ООО "Остров сокровищ" обратилось в ГУЗР Омской области с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения парка (с аттракционами, кафе, ресторанами, гостиницей) с указанием предполагаемого местоположения земельного участка: 400 м восточнее 2-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: ул.1-я Островская, д.4а.
Письмом от 06.05.2011 N 0202/4218 ГУЗР Омской области направило в адрес департамента архитектуры и градостроительства Администрации города заявление и приложенные к нему документы с просьбой обеспечить выбор земельного участка для строительства объекта - парк (с аттракционами, кафе, ресторанами, гостиницей).
Письмом от 02.06.2011 N 06/6126 департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сообщил ГУЗР Омской области о том, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки испрашиваемый земельный участок определен как река и иные водные объекты. В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель, покрытых поверхностными водами. В связи с изложенным, размещение парка (аттракционов, кафе, ресторанов, гостиниц) на испрашиваемом участке невозможно. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации река Иртыш находится в федеральной собственности, государственные полномочия в области водных объектов осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Омской области.
Письмом от 17.06.2011 N 0202/5760 ГУЗР Омской области проинформировало ООО "Остров сокровищ" о результатах рассмотрения заявления о выборе земельного участка от 04.05.2011, с приложением ответа департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
ООО "Остров сокровищ", считая, что в результате рассмотрения заявления общества ГУЗР Омской области не были проведены предусмотренные законом процедуры, чем допущено бездействие, нарушающее его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
06.02.2012 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Исходя из ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган, осуществляющий публичные полномочия, должностное лицо, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Российской Федерации, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95 "О создании Главного управления по земельным ресурсам Омской области", ГУЗР Омской области является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется:
1) с предварительным согласованием мест размещения объектов;
2) с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов.
Правовая регламентация первой из названных процедур предоставления земельных участков заключается в следующем.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, - в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 3 статьи 30 Кодекса).
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому первым этапом является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, затем выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 названного Кодекса.
В силу статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6-8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно пункту 1 статьи 32 ЗК РФ принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет и на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок (пункт 2 статьи 32 Кодекса).
Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п "О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска" утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, включающий в себя раздел 2, определяющий порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 8 данного Порядка специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области на основании полученного заявления в течение семи дней направляет обращение в администрацию города Омска, получает оформленный акт о выборе земельного участка для строительства, осуществляет содействие в реализации согласительных процедур при возникновении разногласий в процессе согласования и утверждения необходимых документов.
При это, согласно пункту 3 статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения.
Согласно пункту 9 Порядка предоставления земельных участков находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п, специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта в течение месяца со дня поступления оформленного акта о выборе земельного участка для строительства.
Заверенная копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или копия решения об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. При этом копия такого решения направляется также в администрацию города Омска.
Судом первой инстанции верно установлено и следует из материалов дела, что ООО "Остров сокровищ" 04.05.2011 (вх. 04-02/668) обратилось в ГУЗР Омской области с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство парка (с аттракционами, кафе, ресторанами, гостиницей) с указанием предполагаемого местоположения земельного участка: 400 м восточнее 2-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: ул.1-я Островская, д.4а.
Письмом от 06.05.2011 N 0202/4218 ГУЗР Омской области направило в адрес департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска заявление и приложенные к нему документы с просьбой обеспечить выбор земельного участка для строительства объекта - парк (с аттракционами, кафе, ресторанами, гостиницей).
Согласно пункту 9.1 Положения о департаменте архитектуры, утвержденного постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 N 396-п, департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска осуществляет подготовку заключений о градостроительных условиях использования территории в соответствии с требованиями документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории, региональных нормативов градостроительного проектирования при осуществлении выбора земельных участков.
Реализуя указанные полномочия, письмом от 02.06.2011 N 06/6126 департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сообщил ГУЗР Омской области о том, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки испрашиваемый земельный участок определен как река и иные водные объекты. В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель, покрытых поверхностными водами. В связи с изложенным, размещение парка (аттракционов, кафе, ресторанов, гостиниц) на испрашиваемом участке невозможно. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации река Иртыш находится в федеральной собственности, государственные полномочия в области водных объектов осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Омской области.
Письмом от 17.06.2011 N 0202/5760 ГУЗР Омской области проинформировало ООО "Остров сокровищ" о результатах рассмотрения заявления о выборе земельного участка от 04.05.2011, с приложением ответа департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска. В ходе судебного разбирательства заинтересованное лицо подтвердило, что указанное письмо не является решением в смысле 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 9 Порядка предоставления земельных участков находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п, специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта в течение месяца со дня поступления оформленного акта о выборе земельного участка для строительства.
Из анализа вышеназванных норм права судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что по результатам рассмотрения заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в течение месяца со дня поступления оформленного акта о выборе земельного участка для строительства принимает одно из двух возможным вариантов решения:
1) решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка;
2) решение об отказе в размещении объекта.
Возможность не принятия какого-либо решения по результатам рассмотрения заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта действующим законодательством не предусмотрена.
ГУЗР Омской области в суде первой инстанции указало на то, что в адрес специально уполномоченного органа исполнительной власти Омской области от департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска не поступил акт о выборе земельного участка и это явилось препятствием для принятия какого-либо решения.
Суд первой инстанции в обоснование неправомерности указанного вывода верно сослался на следующее.
Любое обстоятельство, с учетом того нормативного регулирования, что законодательно не предусмотрена возможность бездействия специально уполномоченного органа исполнительной власти (т.е. нерассмотрения заявления о выборе земельного участка и непринятие одного из двух возможных решений), препятствующее принятию положительного решения, следует рассматривать как обстоятельство, свидетельствующее о наличии оснований для принятия отрицательного решения по заявлению, то есть, решения об отказе.
В рассматриваемом случае ГУЗР Омской области по результатам рассмотрения заявления ООО "Остров сокровищ" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения парка, не приняло ни одного из возможных решений в порядке пункта 6 статьи 31 ЗК РФ, тогда как заявитель обратился в ГУЗР Омской области в полном соответствии с установленным действующим законодательством порядком, следовательно, факт бездействия ГУЗР Омской области является установленным.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы об отсутствии у него полномочий на принятие каких-либо решений в отношении водного объекта, в том числе и в порядке ст. 31 ЗК РФ, поскольку как ранее было указано возможность не принятия какого-либо решения по результатам рассмотрения заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, действующим законодательством не предусмотрена.
Заинтересованным лицом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 06.02.2012 г. по делу N А46-11139/2011-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Письмом от 17.06.2011 N 0202/5760 ГУЗР Омской области проинформировало ООО "Остров сокровищ" о результатах рассмотрения заявления о выборе земельного участка от 04.05.2011, с приложением ответа департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска. В ходе судебного разбирательства заинтересованное лицо подтвердило, что указанное письмо не является решением в смысле 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
...
В рассматриваемом случае ГУЗР Омской области по результатам рассмотрения заявления ООО "Остров сокровищ" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения парка, не приняло ни одного из возможных решений в порядке пункта 6 статьи 31 ЗК РФ, тогда как заявитель обратился в ГУЗР Омской области в полном соответствии с установленным действующим законодательством порядком, следовательно, факт бездействия ГУЗР Омской области является установленным.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы об отсутствии у него полномочий на принятие каких-либо решений в отношении водного объекта, в том числе и в порядке ст. 31 ЗК РФ, поскольку как ранее было указано возможность не принятия какого-либо решения по результатам рассмотрения заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, действующим законодательством не предусмотрена."
Номер дела в первой инстанции: А46-11139/2011
Истец: ООО "Остров сокровищ"
Ответчик: Главное управление по земельным ресурсам Омской области
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Министерство природных ресурсов и экологии Омской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области