город Ростов-на-Дону |
|
24 мая 2012 г. |
дело N А53-904/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.,
судей Ломидзе О.Г., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой А.В.,
при участии:
от заявителя: директор Леонов Виктор Петрович (выписка из ЕГРЮЛ от 13.01.2012 N 102), представитель Верещагин Валерий Николаевич (доверенность от 09.04.2012), представитель Зубков Юрий Леонидович (доверенность от 09.04.2012),
от заинтересованных лиц: от Комитета по управлению имуществом г. Таганрога - представитель Барсуков Станислав Васильевич (доверенность от 13.04.2012 N 450),
от администрации г. Таганрога - представитель Барсуков Станислав Васильевич (доверенность от 13.02.2012 N 799),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каскад Сервис"
на решение Арбитражного суда Ростовской области (судья Смолькова А.В.) от 19 марта 2012 года по делу N А53-904/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каскад Сервис" (ИНН 6154078625) ( г.Таганрог)
к заинтересованным лицам: Комитету по управлению имуществом г. Таганрога, администрации г. Таганрога
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Каскад Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом г. Таганрога (далее - комитет), администрации г. Таганрога (далее - администрации) о признании незаконным отказа Комитета по управлению имуществом г. Таганрога N 8877 от 18.10.2011 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005264:83, общей площадью 496 кв. м, расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. Сызранова, 2-3-Б, для размещения АГЗС.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал, что обществом пропущен трехлетний срок обращения, установленный абзацем 1 пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указал, что земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 19.09.2008, общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 15.08.2011, т.е. трехлетний срок принятия решения о предоставлении участка для строительства не истек.
Кроме того, общество указало, что решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) земельных участков оформляется постановлением администрации г. Таганрога, а не Комитетом по управлению имуществом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители общества поддержали доводы жалобы, представитель заинтересованных лиц просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Каскад Сервис" обратилось в администрацию г. Таганрога с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 496 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: около ул. Сызранова, 2-3, для строительства автосервисного комплекса.
Постановлением мэра г. Таганрога от 07.06.2008 N 2779 утвержден акт выбора и проект границ земельного участка с присвоением адреса: ул. Сызранова, 2-3-б, площадью 496 кв. м, для строительства автосервисного комплекса и предварительно согласовано место размещения объекта общества с ограниченной ответственностью "Каскад Сервис" на период проведения проектно-изыскательских работ, обществу с ограниченной ответственностью "Каскад Сервис" рекомендовано обратиться в Территориальный отдел N 20 Управления Роснедвижимости по Ростовской области для постановки на кадастровый учет земельного участка; разработать проектно-сметную документацию на строительство автосервисного комплекса в организации, имеющей лицензию на данный вид работ и предоставить в Комитет по архитектуре и градостроительству полный пакет документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
26.06.2009 общество с ограниченной ответственностью "Каскад Сервис" обратилось в администрацию г. Таганрога с заявлением об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка с "для строительства автосервисного комплекса" на вид использования земельного участка "для строительства АГЗС".
Постановлением администрации г. Таганрога от 03.11.2009 N 5323 изменен вид разрешенного использования земельного участка общей площадью 496 кв. м с кадастровым номером 61:58:0005264:83, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Сызранова, 2-3-б - с "для строительства автосервисного комплекса" на "для размещения АГЗС". Обществу с ограниченной ответственностью "Каскад Сервис" рекомендовано обратиться в Территориальный отдел N 20 Управления Роснедвижимости по Ростовской области для внесения изменений в государственный кадастровый учет; обратиться в Комитет по архитектуре и градостроительству для согласования размещения АГЗС вместо ранее предварительно согласованного места размещения объекта в соответствии с постановлением мэра г. Таганрога от 07.06.2008 N 2779 "О предварительном согласовании места размещения объекта для проведения проектно-изыскательских работ для строительства автосервисного комплекса по адресу: ул. Сызранова, 2-3-б" с последующим согласованием в установленном порядке.
15.08.2011 общество с ограниченной ответственностью "Каскад Сервис" обратилось в администрацию г. Таганрога с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Таганрога, ул. Сызранова, 2-3-б, для строительства АГЗС, сроком на 5 лет.
Письмом от 18.10.2011 N 8877 Комитет по управлению имуществом г. Таганрога отказал заявителю в предоставлении в аренду спорного земельного участка. Отказ мотивирован пропуском трехлетнего срока с момента выхода постановления о предварительном согласовании места размещения объекта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с ограниченной ответственностью "Каскад Сервис" в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 5, 6 и 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии со статьей 19 Решения городской Думы города Таганрога Ростовской области от 17.12.2010 N 250 "Об утверждении Положения "О регулировании земельных отношений в г. Таганроге" решение о предоставлении земельного участка оформляется постановлением администрации города Таганрога на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Заявление подается в Отдел по координации. К заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка.
В двухнедельный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка для строительства Отдел по координации оформляет постановление администрации города Таганрога о предоставлении земельного участка для строительства.
В случае принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду или в безвозмездное срочное пользование КУИ г. Таганрога в недельный срок со дня принятия соответствующего постановления администрации города Таганрога направляет заявителю подписанный проект договора аренды земельного участка или договора безвозмездного срочного пользования земельным участком в четырех экземплярах с уведомлением о необходимости возврата одного экземпляра договора, содержащего подписи обеих сторон, в КУИ г. Таганрога после осуществления государственной регистрации такого договора.
Акт выбора и проект границ земельного участка с присвоением адреса: ул. Сызранова, 2-3-б, площадью 496 кв. м, для строительства автосервисного комплекса утвержден постановлением мэра г. Таганрога от 07.06.2008 N 2779.
Общество с ограниченной ответственностью "Каскад Сервис" обратилось в администрацию г. Таганрога с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Таганрога, ул. Сызранова, 2-3-б, для строительства АГЗС, 15.08.2011, то есть по истечении установленного пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации трехлетнего срока.
Постановление мэра города Таганрога от 07.06.2008 N 2779 не является решением о предоставлении земельного участка для целей строительства, поскольку земельный участок еще не был поставлен на кадастровый учет на день принятия постановления.
Из материалов дела не следует, что общество обращалось в администрацию с заявлением о продлении действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о правомерности отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005264:83, общей площадью 496 кв. м, расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. Сызранова, 2-3-Б, для размещения АГЗС.
Довод апеллянта о том, что земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 19.09.2008, общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 15.08.2011, т.е. трехлетний срок принятия решения о предоставлении участка для строительства не истек, основан на неверном понимании заявителем норм материального права и отклоняется судом апелляционной инстанции.
Так, в силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Таким образом, процедура установления границ земельного участка и постановка его на учет осуществляются после утверждения акта о выборе земельного участка и в рамках трехлетнего срока, установленного пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, указанный срок начинает течь с момента утверждения акта о выборе земельного участка ( постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.05.2011 по делу А12-6109/08, постановление того же суда от 24.03.2011 по делу А12-12639/2010, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 02.11.2010 по делу А76-45937/2009).
Довод общества о том, что срок необходимо исчислять с даты принятия постановления администрации об изменении разрешенного вида использования, не соответствует норме, установленной пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод общества о том, что решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) земельных участков оформляется постановлением администрации г. Таганрога, а не Комитетом по управлению имуществом, также отклоняется судом апелляционной инстанции.
Администрация привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Комитет наделен правами в отношении регулирования земельных отношений, является арендодателем муниципальной земли и органом администрации.
Представитель администрации в судебном заседании указал, что администрации поддерживает принятое комитетом решение об отказе в предоставлении в аренду обществу земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19 марта 2012 года по делу N А53-904/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
О.Г. Ломидзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод апеллянта о том, что земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 19.09.2008, общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 15.08.2011, т.е. трехлетний срок принятия решения о предоставлении участка для строительства не истек, основан на неверном понимании заявителем норм материального права и отклоняется судом апелляционной инстанции.
Так, в силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Таким образом, процедура установления границ земельного участка и постановка его на учет осуществляются после утверждения акта о выборе земельного участка и в рамках трехлетнего срока, установленного пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, указанный срок начинает течь с момента утверждения акта о выборе земельного участка ( постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.05.2011 по делу А12-6109/08, постановление того же суда от 24.03.2011 по делу А12-12639/2010, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 02.11.2010 по делу А76-45937/2009).
Довод общества о том, что срок необходимо исчислять с даты принятия постановления администрации об изменении разрешенного вида использования, не соответствует норме, установленной пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А53-904/2012
Истец: ООО "Каскад Сервис"
Ответчик: Администрация г. Таганрога, Комитет по управлению имуществом г. Таганрога
Третье лицо: КУИ г. Таганрога, Леонов Виктор Петрович (представитель ООО "Каскад Сервис")
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15687/12
15.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15687/12
31.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3945/12
24.05.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4998/12