Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 1 октября 2007 г. N КГ-А40/6843-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2007 г.
Администрация Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) с иском о взыскании за счет казны Российской Федерации 340 319 руб. 78 коп. убытков, связанных с компенсацией расходов по выезду неработающих пенсионеров и работников бюджетных учреждений, не финансируемых из федерального бюджета, из районов Крайнего Севера.
Дело из Арбитражного суда Хабаровского края поступило в Арбитражный суд города Москвы по подсудности в соответствии со ст. 39 АПК РФ.
По инициативе истца к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора- Министерство финансов Хабаровского края.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2007, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 г., в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы выводами о том, что истец не является субъектом спорных правоотношений, поскольку предусмотренная ст. 34 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" компенсация, в части касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию, осуществляется за счет средств Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Заявленные требования носят межбюджетный характер, вытекают из положений бюджетного законодательства РФ и являются требованием о перераспределении средств между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
На указанные судебные акты Администрацией подана кассационная жалоба, в которой заявитель ставит вопрос об отмене решения и постановления и принятии нового судебного акта об удовлетворении иска.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Мотивированные отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Оценив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления в связи со следующим.
Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года установлена на федеральном уровне Законом Российской Федерации от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и является расходным обязательством Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) предусмотрено, что расходными обязательствами Российской Федерации являются гарантии и компенсация в части, касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, суды правомерно указал на то, что компенсация расходов предусматривается Пенсионному фонду Российской Федерации в Федеральном законе о бюджете Пенсионного фонда на соответствующий год в сумме, соответствующей объему средств, передаваемому Пенсионному фонду из федерального бюджета.
В целях реализации статьи 34 указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
В пункте 4 указанного Постановления установлено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 г. Пунктами 7, 9 Правил предусмотрено, что заявление о компенсации пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного Фонда.
Следовательно, законом не установлено право муниципального образования на судебную защиту по выплате указанной компенсации. Материалами дела также не подтверждается наличие правовых основания по выплате компенсаций для работников бюджетных учреждение за счет ответчика.
Таким образом, выводы судов о том, что истец не является субъектом спорных правоотношений, является правомерными. Субъект Российской Федерации вправе установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 22 января 2007 г. Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 18 мая 2007 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-70191/06-370-525 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Советско-Гаванского муниципального образования Хабаровского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 октября 2007 г. N КГ-А40/6843-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании