г. Самара |
|
01 июня 2012 г. |
Дело N А65-30398/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием:
от ОАО "Таттеплосбыт" - представителя Мирсияпова Р.Р. (доверенность от 11 января 2012 года N 119-15/61-1),
от ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - представителя Шишовой Е.В. (доверенность от 16 декабря 2011 года N 17/3194),
от МУП "Производственное объединение "Казэнерго" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Таттеплосбыт"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 февраля 2012 года по делу N А65-30398/2011 (судья Галиуллин Э.Р.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" (ИНН 1659065386, ОГРН 1061684096583), Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение "Казэнерго", Республика Татарстан, г. Казань,
открытое акционерное общество "Таттеплосбыт", Республика Татарстан, г. Казань,
об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" (далее - ООО "УК ЖКХ Приволжского района", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановлений от 16.11.2011 N 1234/з, от 16.11.2011 N 1233/з, от 05.10.2011 N 1002/з Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Управление Роспотребнадзора по РТ, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2012 ООО "УК ЖКХ Приволжского района" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Открытое акционерное общество "Таттеплосбыт" обратилось с апелляционной жалобой, пояснением к ней, в которых, ссылаясь на правильность расчета ООО "УК ЖКХ Приволжского района" тарифа за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" и отсутствие в действиях указанного лица состава вменяемого правонарушения, просит отменить решение суда от 20.02.2012, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Представитель административного органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения по основаниям, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу, содержащем подробное изложение позиции ответчика и анализ расчета тарифа за коммунальную услугу "горячее водоснабжение", производимого заявителем.
В судебное заседание представители ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района", муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение "Казэнерго", не явились.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в ходе рассмотрения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, на основании обращений граждан, документов, представленных ООО "УК "ЖКХ Приволжского района", расположенном по адресу: г.Казань, ул. Ипподромная, д. 17, установлено, что ООО "УК "ЖКХ Приволжского района" допущено нарушение установленного порядка ценообразования: а именно: при расчете тарифа за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" применяется не нормативное количество теплоэнергии, расходуемое на приготовление 1 куб, метра горячей воды, утвержденное постановлением Руководителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 07.06.2008 г.. N 2777 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение", а количество теплоэнергии, выставленное ресурсоснабжающей организацией для оплаты ООО "УК ЖКХ Приволжского района", рассчитываемое в соответствии с договором между данными организациями, что противоречит п.8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.06г. N 307, жильцу кв. N92 дома N18 по ул. Ак. Парина. г.Казань, в августе 2011 г. тариф за единицу услуги "горячее водоснабжение" был рассчитан в размере 65 руб. 32 коп., при расчете тарифа с применением норматива 566. 4 руб./гКал х 0,05889 гКал + 14.69=48,05 руб/куб.м., что привело к завышению размера платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение".
Также допущено нарушение установленного порядка ценообразования в части начисления платы за отопление жилых помещений кв.9, 15, 21, д. 256 по ул. Габишева, г.Казань, путем непредоставления в расчетный отдел сведений о размере платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенную расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для произведения корректировки размера платы за отопление жилого помещения за период отопления с 2008 по 2010 г.г., которая должна производиться 1 раз в год.
ООО "УК ЖКХ Приволжского района" допущено нарушение установленного порядка ценообразования: а именно, при расчете тарифа за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" применяется не нормативное количество теплоэнергии, расходуемое на приготовление 1 куб, метра горячей воды, утвержденное постановлением Руководителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 07.06.2008 г.. N 2777 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение", а количество теплоэнергии, выставленной для оплаты МУП ПО "Казэнерго" ООО "УК ЖКХ Приволжского района", рассчитываемое в соответствии с договором между данными организациями, что противоречит п.8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.06г. N 307, жильцам д. 19 по пр. Победы, г.Казань, в августе 2011 г.. тариф за единицу услуги "горячее водоснабжение" был рассчитан в размере 172,65 руб., в сентябре 2011 г.. тариф за единицу услуги "горячее водоснабжение" был рассчитан в размере 175,85 руб. при расчете тарифа с применением норматива 1169,26 руб./гКал х 0.05889 гКал + 14,69=83,55 руб/куб.м., что привело к завышению размера платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" жильцам вышеуказанного дома.
Также ООО "УК ЖКХ Приволжского района" допущено нарушение установленного порядка ценообразования: а именно, при расчете тарифа за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" применялось не нормативное количество теплоэнергии, расходуемое на приготовление 1 куб, метра горячей воды, утвержденное постановлением Руководителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 07.06.2008 г.. N 2777 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение", а количество теплоэнергии, выставленной для оплаты ОАО "Таттеплосбыт" ООО "УК ЖКХ Приволжского района", рассчитываемое в соответствии с договором между данными организациями, что противоречит п.8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.06г. N 307. В результате жильцу кв.241, д. 23 по ул. Габишева, г.Казань, в августе 2011 г.. тариф за единицу услуги "горячее водоснабжение" был рассчитан в размере 67,96 руб., в сентябре 201 I г. тариф за единицу услуги "горячее водоснабжение" был рассчитан в размере 64,46 руб. при расчете тарифа с применением норматива 566,40 руб./гКал х 0,05889 гКал + 14,69=48,05 руб/куб.м, что привело к завышению размера платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение".
ООО "УК ЖКХ Приволжского района" допущено нарушение установленного порядка ценообразования в части начисления платы за отопление жилого помещения кв.241, д. 23 по ул. Габишева. г, Казань, путем не предоставления, в расчетный отдел сведении о размере платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенную расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для произведения корректировки размера платы за отопление жилых помещений за период с января 2008 г.. по декабрь 2010 г.., которая должна производиться 1 раз в год.
ООО "УК ЖКХ Приволжского района" допущено нарушение установленного порядка ценообразования: а именно, при расчете тарифа за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" применяется не нормативное количество теплоэнергии, расходуемое на приготовление 1 куб. метра горячей воды, утвержденное постановлением Руководителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 07.06.2008 г.. N 2777 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение", а количество теплоэнергии, выставленной для оплаты МУП ПО "Казэнерго" ООО "УК ЖКХ Приволжского района", рассчитываемое в соответствии с договором между данными организациями, что противоречит п.8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.06г. N 307, жильцу кв. N36 дома N 63/2 по ул. Карбышева, г.Казань, в августе 2011 г.. тариф за единицу услуги "горячее водоснабжение" был рассчитан в размере 124,53 руб., при расчете тарифа с применением норматива 1169,26 руб./ТКал х 0,05436 гКал + 14,69=78,25 руб/куб.м., что привело к завышению размера платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение".
Ответчик на основании материалов об административных правонарушениях, постановлениями о назначении штрафа по делам об административных правонарушениях N 1234/з от 16.11.2011 г., N 1233/з от 16.11.2011 г., N 1002/з от 05.10.2011 г. привлек заявителя к ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Не согласившись с данными постановлениями, заявитель обратился в арбитражный суд.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ч.2 ст.14.6 Кодекса занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.157 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее- Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
В соответствии с п.8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно п.16 данных Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Согласно п.19 указанных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Как следует из материалов дела, в многоквартирных домах, указанных в оспариваемых постановлениях о привлечении к административной ответственности - дом N 63/2 по ул.Карбышева г.Казани, дом N 19 по пр.Победы г.Казани, дом N 18 по ул.Ак.Парина г.Казани, дом N 23 по ул.Габишева - общедомовые приборы учета отсутствуют.
Таким образом, в данном случае размер платы за коммунальные услуги "горячее водоснабжение" в жилых помещениях должен определяться в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно данного подпункта 3 пункта 1 приложения N 2 к указанным Правилам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) в i-том нежилом помещении многоквартирного дома определяется в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил, в жилом доме или в i-том жилом помещении многоквартирного дома - по формуле:
, (3)
где:
- количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
- норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт·час в месяц на 1 чел.);
- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).
Постановлением Руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 07.06.2008 N 2777 (ред. от 13.10.2008) "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение" установлен норматив потребления тепловой энергии на нагрев воды: для изолированных трубопроводов горячего водоснабжения без полотенцесушителей - 0,04983 Гкал; для изолированных трубопроводов горячего водоснабжения с полотенцесушителями, а также для неизолированных трубопроводов без полотенцесушителей 0,05436 Гкал; для неизолированных трубопроводов горячего водоснабжения с полотенцесушителями - 0,05889 Гкал.
Расчет тарифа на "горячее водоснабжение" должен производиться исходя из тарифа на подогрев, установленного Постановлением Руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 07.06.2008 N 2777.
Административным органом установлено, что при расчете тарифа за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" заявителем применяется не нормативное количество теплоэнергии, расходуемое на приготовление 1 куб, метра горячей воды, утвержденное постановлением Руководителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 07.06.2008 г.. N 2777 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение", а количество теплоэнергии, выставленной для оплаты МУП ПО "Казэнерго" ООО "УК ЖКХ Приволжского района", рассчитываемое в соответствии с договором между данными организациями, что противоречит п.8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.06г. N 307 и приведенным нормам права.
С учетом изложенного, судом сделан обоснованный вывод о наличии в действиях заявителя составов вменяемых административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Нарушений процессуального характера при привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено. Штрафы назначены в минимальных размерах, предусмотренных санкцией ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, постановления вынесены в пределах срока давности для привлечения к административной ответственности установленного ст.4.5 КоАП РФ.
В соответствии с п.3 ст.211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Доводы и расчеты, приведенные ОАО "Таттеплосбыт" в апелляционной жалобе и пояснениях к ней, не могут быть приняты во внимание, поскольку они противоречат вышеприведенным правовым нормам и не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена. Государственная пошлина в размере 2 000 рублей подлежит возврату ОАО "Таттеплосбыт" из федерального бюджета, как ошибочно уплаченная по платежному поручению от 13.03.2012 N 911.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 февраля 2012 года по делу N А65-30398/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Таттеплосбыт" (ИНН 1657092881), Республика Татарстан, г. Казань, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи) рублей, ошибочно уплаченную по платежному поручению от 13.03.2012 N 911.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административным органом установлено, что при расчете тарифа за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" заявителем применяется не нормативное количество теплоэнергии, расходуемое на приготовление 1 куб, метра горячей воды, утвержденное постановлением Руководителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 07.06.2008 г.. N 2777 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение", а количество теплоэнергии, выставленной для оплаты МУП ПО "Казэнерго" ООО "УК ЖКХ Приволжского района", рассчитываемое в соответствии с договором между данными организациями, что противоречит п.8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.06г. N 307 и приведенным нормам права.
С учетом изложенного, судом сделан обоснованный вывод о наличии в действиях заявителя составов вменяемых административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Нарушений процессуального характера при привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено. Штрафы назначены в минимальных размерах, предусмотренных санкцией ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, постановления вынесены в пределах срока давности для привлечения к административной ответственности установленного ст.4.5 КоАП РФ.
В соответствии с п.3 ст.211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя."
Номер дела в первой инстанции: А65-30398/2011
Истец: ООО "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор), г. Казань
Третье лицо: МУП "ПО "Казэнерго", ОАО "Таттеплосбыт"
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6490/12
01.06.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3668/12
16.04.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3172/12
20.02.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-30398/11