г. Чита |
|
28 мая 2012 г. |
Дело N А19-20012/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей В.А. Сидоренко, Д.Н. Рылова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Лиходиевской Зинаиды Максимовны, Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 марта 2012 года по делу N А19-20012/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Лиходиевской Зинаиды Максимовны (ОГРН 307381126400010, ИНН 240100252203, адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Байкальская, 312-51) о признании незаконным решения Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Ленина, 14) об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю Лиходиевской Зинаиде Максимовне земельного участка, ориентировочной площадью 3500-4000 кв.м. в районе земельного участка по адресу: г. Иркутск, ул. Челябинская, 26 с кадастровым номером 38:36:000012:0083, выраженного в письме и.о. заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска от 30.09.2011 N 945-70-6429/11, как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации, об обязании Администрации города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Лиходиевской Зинаиды Максимовны, третьи лица: Правительство Иркутской области (ОГРН 1073808005534, ИНН 3808163259, адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Ленина, 1 А), Общество с ограниченной ответственностью "Чекотова П.А. Фортуна" (ОГРН 1023801020737, ИНН 3808051530, адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Октябрьской Революции, 1),
принятое судьей О.П. Сураевой,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
от третьих лиц:
Правительства Иркутской области: не было;
ООО "Чекотова П.А. Фортуна": не было;
установил:
Заявитель, индивидуальный предприниматель Лиходиевская Зинаида Максимовна, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации города Иркутска об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю Лиходиевской Зинаиде Максимовне земельного участка, ориентировочной площадью 3500-4000 кв.м. в районе земельного участка по адресу: г. Иркутск, ул. Челябинская, 26 с кадастровым номером 38:36:000012:0083, выраженного в письме и.о. заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска от 30.09.2011 N 945-70-6429/11, как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации; об обязании Администрации города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Лиходиевской Зинаиды Максимовны.
Решением суда первой инстанции от 05 марта 2012 года требования заявителя удовлетворены полностью.
Суд признал незаконным решение Администрации города Иркутска об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю Лиходиевской Зинаиде Максимовне земельного участка, ориентировочной площадью 3500-4000 кв.м. в районе земельного участка по адресу: г. Иркутск, ул. Челябинская, 26 с кадастровым номером 38:36:000012:0083, выраженное в письме и.о. заместителя 10 Мэра - председателя комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска от 30.09.2011 N 945-70-6429/11, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Администрацию города Иркутска, в срок до 15 мая 2012 года, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Лиходиевской Зинаиды Максимовны.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 14 сентября 2010 года N 4224/10, по смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения, о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный Кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Несмотря на то, что позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации основывается на анализе положений статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок предоставления земельных участков для строительства, суд полагает возможным распространить данный правовой подход и на рассмотрение законности отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в порядке статьи 34 Земельного кодекса РФ.
Недостаточно мотивированный отказ в предоставлении заинтересованному лицу предусмотренного Законом права порождает необходимость обращения заинтересованного лица в суд даже для того, чтобы уже в ходе судебного разбирательства выяснить действительные причины отказа в предоставлении ему законного права, что, по мнению суда, является недопустимым.
На основании вышеизложенного, с учетом правового подхода, сформулированного в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 года N 4224/10, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанное в письме Администрации от 30.09.2011N 945-70-6429/11 основание для отказа и, соответственно, само решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствуют положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления N N 67200048596373, 67200049618951, 67200048596366, 67200049618968.
Из апелляционной жалобы следует, что судом дано неправильное токование норм права и Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 4224/2010.
Суд первой инстанции не принял во внимание, что предприниматель не доказала нарушения её прав письмом Администрации от 30.09.2011.
Суд первой инстанции дал неправильную оценку обстоятельствам дела, поскольку предприниматель должна была обратиться в Правительство Иркутской области, а данным письмом ей разъяснили, что испрашиваемый земельный участок формируется для строительства производственной базы, поскольку у Администрации отсутствовала возможность предоставить указанный земельный участок предпринимателю, в силу статьи 5 Закона Иркутской области N 99-оз от 21.12.2006 года, так как земельные участки на территории Иркутской области предоставляет Правительство Иркутской области.
Предприниматель, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит исключить из мотивировочной части решения ряд выводов, в связи с неправильным применением норм материального права.
Представитель предпринимателя судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления N 67200048596397, 67200049619002, 67200048596403.
Представитель ООО "Чекотова П.А. Фортуна" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления N 67200049619019, 67200048596410.
Представленным ходатайством ООО "Чекотова П.А. Фортуна" просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представленным отзывом на апелляционные жалобы ООО "Чекотова П.А. Фортуна" указывает, что оспариваемое решение Администрации является законным и обоснованным.
Представитель Правительства Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления N N 67200048596380, 67200048596343, 67200049618975, 67200049618982.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" 11.04.2012, 20.04.2012.
Согласно пункту 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела, предприниматель 19.09.2011 обратился с заявлением (т. 1, л.д. 21) в Администрацию города Иркутска о предоставлении в собственность земельного участка, примерной площадью 35000- 4000 кв.м., в районе земельного участка по адресу г. Иркутск, ул. Челябинская, 26, с кадастровым номером 38:36:000012:0083, для благоустройства территории, согласно прилагаемой схемы. К заявлению приложены схема испрашиваемого земельного участка, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок.
Администрация в ответ на указанное заявление, письмом от 30.09.2011 (т. 1, л.д. 30) уведомило предпринимателя о том, что, рассмотрев обращение о предоставлении указанного земельного участка для благоустройства территории, не имеет возможности его предоставить, поскольку испрашиваемый земельный участок в настоящее время по заявлению ООО "Чекотова П.А. Фортуна" сформирован для строительства производственной базы.
Предприниматель посчитав, что указанное письмо является отказом ему в предоставлении испрашиваемого земельного участка, нарушает права и законные интересы заявителя и не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, обратился с настоящим заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
На основании пункта 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе и на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности осуществляется соответствующими органами исполнительной власти в пределах их полномочий, определенных статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона (находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и собственности поселений, городских округов, муниципальных районов), осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно части 2 статьи 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" органы местного самоуправления муниципального образования "Город Иркутск" осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена:
1) для целей, не связанных со строительством;
2) для целей предоставления земельных участков гражданам, садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан";
3) для целей предоставления земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения;
4) для целей осуществления прав и исполнения обязанностей по сделкам, заключенным до вступления в силу настоящего Закона, в отношении предоставления земельных участков для целей, установленных пунктами 1 - 3 части 2 настоящей статьи.
Поскольку предприниматель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, следовательно, органом, уполномоченным рассматривать вопрос о предоставлении в аренду указанного земельного участка, является Администрация города Иркутска.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 данной нормы, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (часть 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (часть 6).
Решением Думы города Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 "Об утверждении порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска" утвержден, в том числе, Порядок прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с пунктом 1 Порядка, земельные участки, расположенные на территории города Иркутска, находящиеся в муниципальной собственности города Иркутска или не разграниченные в установленном законодательством порядке, предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - заявителям), для организации открытых автостоянок, благоустройства и иных целей, не связанных со строительством (далее - для целей, не связанных со строительством).
Предоставление таких земельных участков осуществляется посредством продажи земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) либо путем предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Иркутска.
Настоящий Порядок предусматривает прохождение документов при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование (пункт 2 Порядка).
При этом, порядок подготовки документов при организации и проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка установлен в Приложении N 6 к решению Думы города Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9.
Из названных норм следует, что предоставление земельных участков для организации открытых автостоянок, благоустройства и иных целей, не связанных со строительством, осуществляется либо посредством продажи права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах), либо путем предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Между тем, ни одна из названных норм не содержит прямого указания, в каком случае предоставление земельных участков для организации открытых автостоянок, благоустройства и иных целей, не связанных со строительством, осуществляется посредством продажи права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах), а в каких случаях путем предоставления земельного участка для данных целей, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Учитывая, что на 15.09.2011, момент обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении в собственность названного земельного участка для целей, не связанных со строительством, Постановлением Администрации города Иркутска от 13.05.2011 N 031-06-883/11 была утверждена схема расположения земельного участка, расположенного в Куйбышевском районе г. Иркутска по ул. Челябинская, в связи с рассмотрением в Министерстве имущественных отношений Иркутской области вопроса о предоставлении указанного земельного участка под строительство по заявлению ООО "Чекетова П.А. Фортуна" (т. 1, л.д. 54-55, 63), то есть на указанный земельный участок имелись иные претенденты, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в данном случае способ предоставления земельного участка должен отвечать принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, порядок предоставления земельного участка в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц с различными целями использования, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьями 31, 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции правомерно указал, что изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 года N 4224/10, в котором указано, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии у Администрации оснований для отказа предпринимателю в предоставлении указанного земельного участка, лишь на том основании, что испрашиваемый земельный участок на момент обращения предпринимателя формировался для предоставления третьему лицу.
Довод апелляционной жалобы о том, что предприниматель просила указанный земельный участок в собственность, что противоречит Порядку прохождения документов, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку указанное требование предпринимателя не противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что Администрация не имела возможности предоставить указанный земельный участок предпринимателю для целей, не связанных со строительством, поскольку одновременно распоряжение указанным земельным участком осуществляет Правительство Иркутской области в виде предоставления его для целей, связанными со строительством, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данный вопрос относится к межведомственному взаимоотношению органов государственной власти и органов местного самоуправления, а граждане и юридические лица не могут терпеть нарушение своих прав и законных интересов лишь на том основании, что указанные органы не разрешили данный вопрос на межведомственном уровне.
Довод апелляционной жалобы о том, что Правительство Иркутской области приняло решение о предварительном согласовании третьему лицу места размещения производственной базы, исполнение настоящего решения суда об устранении нарушенных прав предпринимателя неисполнимо, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку Правительство Иркутской области является третьим лицом по настоящему делу, в связи с чем, также обязано содействовать исполнению Администрацией города Иркутска данного решения суда.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации.
Относительно доводов апелляционной жалобы предпринимателя суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы предпринимателя о том, что вопрос о законности предоставления земельного участка третьему лицу не может быть рассмотрен в настоящем деле, поскольку данный вопрос не является предметом рассмотрения настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы о том, что в деле отсутствуют доказательства публичного информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка третьему лицу, поскольку данное обстоятельство не влияет на права заявителя и не ограничивает его обращение с собственным заявлением о предоставлении земельного участка.
Как считает суд апелляционной инстанции, Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование права на обращение за получением земельного участка во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в уполномоченный орган за его предоставлением и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Относительно неправомерности выводов суда о предоставлении указанного земельного участка на торгах, суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы предпринимателя по основаниям, указанным выше. При этом разрешение вопроса о приоритетном предоставлении земельного участка на заседании земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области, с учетом мнения претендентов, не установлено нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы предпринимателя.
Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "05" марта 2012 года по делу А19-20012/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьями 31, 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции правомерно указал, что изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 года N 4224/10, в котором указано, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
...
Довод апелляционной жалобы о том, что предприниматель просила указанный земельный участок в собственность, что противоречит Порядку прохождения документов, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку указанное требование предпринимателя не противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
Как считает суд апелляционной инстанции, Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование права на обращение за получением земельного участка во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в уполномоченный орган за его предоставлением и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Относительно неправомерности выводов суда о предоставлении указанного земельного участка на торгах, суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы предпринимателя по основаниям, указанным выше. При этом разрешение вопроса о приоритетном предоставлении земельного участка на заседании земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области, с учетом мнения претендентов, не установлено нормами Земельного кодекса Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А19-20012/2011
Истец: Лиходиевская Зинаида Максимовна
Ответчик: Администрация г. Иркутска, Администрация города Иркутска, Правительство Иркутской области в лице Министерства имущественных и земельных отношений Иркутской области
Третье лицо: ООО "Чекотова П. А. ФОРТУНА", Представитель заявителя Башкова И. Н.