город Воронеж |
|
31 мая 2012 г. |
Дело N А64-5653/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Бауман Л.В., Щеголевой Е.В.,
при участии:
от муниципального образования город Рассказово в лице администрации города Рассказово Тамбовской области: Полякова С.А., доверенность N 2 от 10.01.2012 г.
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Тамбовской области: Балабанова М.Г. доверенность N 32 от 27.04.2012 г.
от ООО "Жилищное коммунальное хозяйство": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от муниципального казенного учреждения "ГЕО": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования город Рассказово в лице администрации города Рассказово Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.02.2012 по делу N А64-5653/2011 (судья Тишин А.А.) по заявлению муниципального образования город Рассказово в лице администрации города Рассказово Тамбовской области к ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области о признании недействительным решения и обязании устранить допущенные нарушения, с участием третьих лиц - ООО "Жилищное коммунальное хозяйство", г. Рассказово Тамбовской области, муниципального казенного учреждения "ГЕО",
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование город Рассказово в лице администрации города Рассказово Тамбовской области (далее - Администрация, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области о признании недействительным решения ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости от 29.03.2011 г.. N 6828/401/11-293; об обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области устранить допущенные нарушения прав муниципального образования город Рассказово Тамбовской области, с учетом принятых судом уточнений.
Определением арбитражного суда от 21.11.2011 г.. к участию в деле N А64-5653/2011 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ООО "Жилищное коммунальное хозяйство", муниципальное учреждение "ГЕО".
Судом в порядке ст. 48 АПК РФ было осуществлено процессуальное правопреемство - произведена замена третьего лица - муниципального учреждения "ГЕО" на муниципальное казенное учреждение "ГЕО".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.02.2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация города Рассказово Тамбовской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене принятого решения.
В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на положения п. 3 ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому, в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся в том числе, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. В этой связи полагает, что с момента постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, он является муниципальной собственностью города Рассказово в силу закона. Считает, что государственная регистрация прав муниципальной собственности на него носит не правоустанавливающий, а правоудостоверяющий характер.
Со ссылкой на положения ч. 4 ст. 24, ч.ч. 1,2 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", заявитель жалобы полагает, что законом предусмотрена возможность снятия с государственного кадастрового учета только земельных участков, образованных из других объектов недвижимости (преобразуемых земельных участков). Администрация также полагает, что спорный земельный участок нельзя отнести к преобразуемому участку, поскольку он образован непосредственно из земель общего пользования.
Податель жалобы приходит к выводу о том, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, при их постановке на кадастровый учет и при отсутствии государственной регистрации прав собственности на них, не могут быть отнесены к земельным участкам, имеющим статус "временных", в связи с чем, к таким участкам неприменимы положения ч. 4 ст. 24 Закона о государственном кадастре недвижимости о снятии их с учета. Таким образом, Администрация полагает оспариваемое решение о снятии с учета объекта недвижимости незаконным.
Представитель заявителя жалобы в судебном заседании апелляционного суда доводы своей апелляционной жалобы поддержал, просил суд обжалуемое решение отменить.
Определением суда апелляционной инстанции от 25.04.2012 произведена процессуальная замена лица, участвующего в деле, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области, в связи с реорганизацией Учреждения, на правопреемника - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Тамбовской области.
Представитель бюджетного учреждения в судебном заседании апелляционного суда против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, полагая принятое решение неподлежащим отмене.
Полагает, что заявителем неправильно истолкован Закон "О государственном кадастре недвижимости", а именно статьи 24 и 25 закона, считает, что законодатель связывает обязанность по аннулированию и исключению из ГКН сведений, носящих временный характер, именно с фактом отсутствия государственной регистрации прав на такие объекты. Указывает, что на органы кадастрового учета возложена императивная обязанность по самостоятельному аннулированию сведений в отношении земельных участков, права на которые не зарегистрированы по истечении двух лет с даты их постановки на кадастровый учет. Учитывая отсутствие сведений о государственной регистрации вещных прав или права аренды на спорный участок, бюджетное учреждение полагает оспариваемое решение от 29.03.2011 соответствующим требованиям законодательства.
Кроме того, орган кадастрового учета считает, что заявителем не доказан факт нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Указывает, что решение от 29.03.2011 не препятствует заинтересованным лицам вновь обратиться в уполномоченные органы с заявлением о постановке участка на кадастровый учет и зарегистрировать права на него.
ООО "Жилищное коммунальное хозяйство", МКП "ГЕО" доводы апелляционной жалобы не отклонили, отзывы суду не направили, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 21.05.2012 по 28.05.2012.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции неподлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, с целью проведения государственного кадастрового учета Постановлением Администрации города Рассказово Тамбовской области N 187 от 18.02.2009 г.. был образован земельный участок площадью 4 091 кв.м. под производственной территорией (земли населенных пунктов) по ул. Фабричный проезд, 17, с выделением его из земель населенных пунктов с кадастровым номером 68:28:0000017:172 общей площадью 23 106 кв.м.
Впоследствии данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер 68:28:0000017:199.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 68:28:0000017:199, расположенном по адресу: Тамбовская область, г. Рассказово, ул. Фабричный проезд, д.17, площадью 4 091 кв.м., с разрешенным использованием: под производственной территорией и категорией земель: земли населенных пунктов, были внесены в государственный кадастр недвижимости 26.03.2009 г.. в соответствии с решением ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области N 6828/401/09-433 от 26.03.2009 г.. "О постановке на кадастровый учет объекта недвижимости", которое было принято на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 10.03.2009 г.. N 28.1/11/08-325 и документа о межевании земельного участка - описания от 03.03.2009 г..
Как следует из выписки N 319 от 29.06.2011 из реестра муниципальной собственности города Рассказово, составляющей муниципальную казну, в муниципальной собственности находятся объекты недвижимости: здание столярной мастерской - 1956 года постройки, контора ЖКО - 1958 года постройки, склад для хранения материалов - 1958 года постройки, расположенные на выделенном земельном участке.
Выявив, что по истечении двух лет со дня завершения учета земельного участка с кадастровым номером 68:28:0000017:199 не была осуществлена государственная регистрация права, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области 29.03.2011 г.. было принято решение N 6828/401/11-293 о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 68:28:0000017:199.
Полагая, что оспариваемое решение не соответствует закону, иным нормативным правовым актам, нарушает права и законные интересы Администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд за судебной защитой.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что спорный земельный участок был снят с кадастрового учета при наличии законных оснований, учел отсутствие государственной регистрации прав собственности на спорный земельный участок. Также суд области пришел к выводу о том, что оспариваемое решение от 29.03.2011 не затрагивает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает позицию суда области верной исходя из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу части 1 статьи 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона N 221-ФЗ, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Правовым последствием постановки объекта на кадастровый учет является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом (статья 1 Федерального закона N 221-ФЗ).
Частью 1 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ, сведения, которые носят временный характер до утраты ими в установленном настоящем законом порядке временного характера, не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
К этим сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 24 названного закона, такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Пунктом 53 "Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 г.. N 42, установлено, что "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный" в том числе в случае истечения срока действия "временного" статуса сведений ГКН и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него.
Из анализа приведенных норм следует, что законодательством предусмотрено основание для снятия земельного участка с кадастрового учета - аннулирование и исключение временных сведений о земельном участке в случае неосуществления государственной регистрации прав на него в установленный законом срок.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что образованный из земель населенных пунктов земельный участок площадью 4 091 кв.м. был поставлен муниципальным образованием на государственный кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер 68:28:0000017:199. На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности г. Рассказово Тамбовской области. Сведения о земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости 26.03.2009.
При этом, доказательств осуществления государственной регистрации прав муниципального образования на спорный земельный участок материалы дела не содержат. Подателем жалобы отсутствие государственной регистрации права не оспаривается.
Таким образом, поскольку по истечении двух лет со дня внесения сведений о спорном земельном участке, государственная регистрация права на него не была осуществлена, орган кадастрового учета, правомерно, руководствуясь ч. 4 ст. 24 Закона N 221-ФЗ, 29.03.2011 снял с государственного учета земельный участок с кадастровым номером 68:28:0000017:199.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что с момента постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, он является муниципальной собственностью города Рассказово в силу закона, а также, что каких-либо сроков и обязанностей по государственной регистрации прав муниципальной собственности в законе не установлено, отклоняется апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно п. 3. ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся в том числе земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Поскольку на земельном участке площадью 4 091 кв.м. кадастровый номер 68:28:0000017:199 находятся объекты недвижимости, принадлежащие г. Рассказово на праве муниципальной собственности, данный земельный участок в силу закона относится к собственности муниципального образования.
Из п. 10 ч. 3 названного закона следует, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 данного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если данным Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Вместе с тем, как следует из ч. 1 ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Частью 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" также установлена обязанность регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества, осуществляемой правообладателем на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Таким образом, не смотря на возникновение у муниципального образования права распоряжения вновь образованным земельным участком, необходимость государственной регистрации прав на него вытекает из норм закона.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на п. 17 ст. 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в обоснование доводов Администрации также не принимается апелляционным судом.
Согласно положениям п. 17 ст. 3 названного закона, допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки.
Однако, из приведенной нормы не следует отсутствие обязанности государственной регистрации права на вновь образуемый земельный участок.
Довод Администрации о том, что законом предусмотрена возможность снятия с государственного кадастрового учета только преобразуемых земельных участков обоснованно отклонен судом первой инстанции, как основанный на неверном понимании ст.ст. 24, 25 Закона "О государственном кадастре недвижимости".
Частью 2 ст. 25 Федерального закона N 221-ФЗ установлен лишь частный случай, при котором орган кадастрового учета может снять земельный участок с учета, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости.
В рассматриваемом случае спорный земельный участок не является преобразуемым объектом недвижимости, что сторонами не оспаривается. Вместе с тем, как было указано выше, к рассматриваемым отношениям подлежат применению правила, установленные частью 4 статьи 24 названного федерального закона.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение принято органом кадастрового учета в пределах его полномочий, обосновано истечением двухгодичного срока действия внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о спорном земельном участке и отсутствием государственной регистрации прав на последний.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований Администрации.
Вынося обжалуемое решение, суд области верно исходил из отсутствия нарушений оспариваемым решением от 29.03.2011 прав и законных интересов заявителя.
Правовым последствием снятия объекта недвижимости с кадастрового учета является прекращение существования такого объекта, однако снятие с учета не свидетельствует об отсутствии у Администрации права распоряжения выделенным ему Постановлением N 187 от 18.02.2009 земельным участком, а также о лишении заявителя его прав на недвижимое имущество.
Кроме того, податель жалобы имеет право вновь обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о постановке спорного земельного участка на государственный кадастровый учет и зарегистрировать свои права на такой участок в установленном законом порядке.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, сделанные с учетом установленных обстоятельств дела, а только выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального законодательства, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах решение суда отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.02.2012 по делу N А64-5653/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования город Рассказово в лице администрации города Рассказово Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через суд первой инстанции в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
В.А. Сергуткина |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из п. 10 ч. 3 названного закона следует, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 данного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если данным Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Вместе с тем, как следует из ч. 1 ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Частью 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" также установлена обязанность регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества, осуществляемой правообладателем на основании документов, подтверждающих факт его создания.
...
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на п. 17 ст. 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в обоснование доводов Администрации также не принимается апелляционным судом.
...
Довод Администрации о том, что законом предусмотрена возможность снятия с государственного кадастрового учета только преобразуемых земельных участков обоснованно отклонен судом первой инстанции, как основанный на неверном понимании ст.ст. 24, 25 Закона "О государственном кадастре недвижимости".
Частью 2 ст. 25 Федерального закона N 221-ФЗ установлен лишь частный случай, при котором орган кадастрового учета может снять земельный участок с учета, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости."
Номер дела в первой инстанции: А64-5653/2011
Истец: МО г. Рассказово в лице администрации г. Рассказово Тамбовской обл., Муниципальное образование город Рассказово Тамбовской области в лице администрации города Рассказово Тамбовской области
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской обл., ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области
Третье лицо: МКУ "ГЕО", Муниципальное казенное учреждение "ГЕО", Муниципальное учреждение "ГЕО", ООО "Жилищное коммунальное хозяйство"
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18127/12
27.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3365/12
31.05.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1709/12
15.02.2012 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-5653/11