г. Воронеж |
|
30 мая 2012 г. |
Дело N А14-13492/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от ИП Соболевой В.П.: Соболева В.П., выписка из ЕГРЮЛ N 523 от 29.06.2007 г..,
от ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Панинскому району Воронежской области: Кучина А.И. - ведущего специалиста-эксперта, доверенность от 15.05.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Соболевой Валентины Петровны на решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.02.2012 по делу N А14-13492/2011 (судья Медведев С.Ю.) по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Панинскому району Воронежской области к индивидуальному предпринимателю Соболевой Валентине Петровне (ОГРНИП 30460113900050) о взыскании финансовых санкций в сумме 1039,20 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Панинскому району Воронежской области (далее - Управление Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Соболевой Валентине Петровне (далее - ИП Соболева В.П., ответчик, предприниматель) о взыскании финансовых санкций в сумме 1039,20 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.02.2012 заявленные органом Пенсионного фонда РФ требования удовлетворены; суд взыскал с ИП Соболевой В.П. в пользу Управления Пенсионного фонда финансовые санкции в сумме 1039,20 руб.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ИП Соболева В.П. обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Соболева В.П. указывает, что она является главой крестьянского фермерского хозяйства. Однако фактически предпринимательская деятельность ею не осуществляется в связи с отсутствием у крестьянского (фермерского) земельного участка.
Представитель Управления Пенсионного фонда возражал против доводов апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Соболева Валентина Петровна является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного 18 мая 2004 г..
В результате проведенной Управлением Пенсионного фонда проверки своевременности представления страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования было установлено, что Соболева В.П. в нарушение п.5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не представила до 01.03.2011 г.. необходимые сведения за 2010 г...
По результатам проведенной проверки Управлением был составлен акт N 108 от 09.06.2011 г.. и принято решение N 103 от 12.07.2011 г.. о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания финансовых санкций в размере 1039 руб. 20 коп.
На основании указанного решения в адрес предпринимателя было выставлено требование N 108 от 18.08.2011 г., которым ответчику предлагалось в добровольном порядке уплатить финансовые санкции в размере 1039 руб. 20 коп. в срок до 09.09.2011 г..
Поскольку указанное требование не было исполнено ответчиком в установленный срок, Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы штрафа в размере 1039 руб. 20 коп.
Рассматривая заявленные Управлением Пенсионного фонда требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности привлечения ИП Соболевой В.П. к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год, и как следствие, об обоснованности требований пенсионного фонда о взыскании финансовых санкций в полном размере.
Вместе с тем, арбитражным судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
При этом на основании ст. 2 Федерального закона N 212-ФЗ к индивидуальным предпринимателям для целей указанного закона относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
В абзаце 5 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" указано, что индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ, признаются застрахованными лицами как физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.
При этом из содержания положений ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что граждане, в том числе индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к категории "страхователи" в соответствии с Законом N 27-ФЗ только в том случае, если они осуществляют прием на работу по трудовому договору, а также заключают договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что главы крестьянских (фермерских) хозяйств, приравненные по статусу к индивидуальным предпринимателям, в том случае, если они не осуществляют прием на работу по трудовому договору и не производят соответствующих выплат по договорам гражданско-правового характера, не относятся к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Законом N 27-ФЗ, а признаются застрахованными лицами как физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действующей до 01.01.2012 г..) была предусмотрена обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, по представлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные данной нормой сведения.
В абз.3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность, применяемая к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из решения Управления N 103 от 12.07.2011 г.., состав вменяемого ответчику правонарушения заключается в непредставлении в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции учтено, что согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2012, в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" внесены изменения, в частности пункты 5 и 6 ст. 11 закона, предусматривающие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представлять в Пенсионный фонд РФ перечисленные в данных нормах сведения (документы), утратили силу.
Таким образом, обязанность по представлению физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, сведений индивидуального учета с 01.01.2012 устранена.
В силу части 2 статьи 54 Конституции РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Принимая во внимание, что устранение ответственности имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена, суд апелляционной инстанции полагает, что после 31.12.2011 г.. решение о привлечении к ответственности за непредставление в Пенсионный фонд РФ упомянутыми лицами соответствующих сведений (документов) за предыдущие годы не может быть вынесено, равно как и взыскание ранее наложенных штрафов (осуществляемое в судебном порядке) не может быть произведено.
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения Арбитражным судом Воронежской области дела о взыскании с ИП Соболевой В.П. финансовых санкций обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять сведения персонифицированного учета, была устранена в связи с вступлением в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, у суда первой инстанции отсутствовали основания для взыскания с ответчика в судебном порядке штрафных санкций, наложенных до принятия Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ.
В силу изложенного требования Управления Пенсионного фонда о взыскании с ИП Соболевой В.П. штрафа в размере 1039,20 руб. удовлетворению не подлежат.
Исходя из чего, решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.02.2012 по делу N А14-13492/2011 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что заявителю апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Соболевой Валентины Петровны удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.02.2012 по делу N А14-13492/2011 отменить.
В удовлетворении требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Панинскому району Воронежской области к индивидуальному предпринимателю Соболевой Валентине Петровне о взыскании финансовых санкций в сумме 1039,20 руб. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из решения Управления N 103 от 12.07.2011 г.., состав вменяемого ответчику правонарушения заключается в непредставлении в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции учтено, что согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2012, в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" внесены изменения, в частности пункты 5 и 6 ст. 11 закона, предусматривающие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представлять в Пенсионный фонд РФ перечисленные в данных нормах сведения (документы), утратили силу.
...
В силу части 2 статьи 54 Конституции РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Принимая во внимание, что устранение ответственности имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена, суд апелляционной инстанции полагает, что после 31.12.2011 г.. решение о привлечении к ответственности за непредставление в Пенсионный фонд РФ упомянутыми лицами соответствующих сведений (документов) за предыдущие годы не может быть вынесено, равно как и взыскание ранее наложенных штрафов (осуществляемое в судебном порядке) не может быть произведено.
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения Арбитражным судом Воронежской области дела о взыскании с ИП Соболевой В.П. финансовых санкций обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять сведения персонифицированного учета, была устранена в связи с вступлением в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, у суда первой инстанции отсутствовали основания для взыскания с ответчика в судебном порядке штрафных санкций, наложенных до принятия Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ."
Номер дела в первой инстанции: А14-13492/2011
Истец: ГУ - УПФ РФ по Панинскому району ВО, ГУ УПФ Рф по Панинскому р-ну Воронежской обл
Ответчик: Соболева В. П.
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1383/12