Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 ноября 2007 г. N КГ-А41/11586-07-1,2
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 сентября 2008 г. N КГ-А41/7969-08-П
Резолютивная часть постановления объявлена 8 ноября 2007 г.
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании незаконными действий Управления федеральной регистрационной службы по Московской области (далее - УФРС по МО) по регистрации права собственности Российской Федерации (регистрационная запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 19.01.2004 N 50-01/32-01/2004-167) на земельный участок за кадастровым номером 50:32:003 02 25:0001 общей площадью 103484 кв.м., расположенный в Московской области, Серпуховском районе, в районе деревни Съяново 1, и обязании ответчика погасить регистрационную запись, неправомерно внесенную в ЕГРП.
Требования мотивированы тем, что регистрация права собственности Российской Федерации в отношении указанного земельного участка и внесение записи в ЕГРП в нарушение статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" осуществлены ответчиком при отсутствии правового основания в виде соответствующего акта Правительства Российской Федерации о разграничении государственной собственности на землю и с нарушением порядка проведения государственной регистрации, установленного Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Третьими лицами к участию в деле привлечены ОАО "Рубеж" и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области (далее - ТУ ФАУФИ по МО).
Решением от 21.05.2007 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд исходил из того, что оспариваемая государственная регистрация и внесение записи в ЕГРП произведены ответчиком в отсутствие оснований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и с нарушением порядка государственной регистрации, установленного статьями 12, 16, 18 названного Закона.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Рубеж" просит решение' и постановление отменить, в удовлетворении заявления Министерство имущественных отношений Московской области отказать.
ОАО "Рубеж" указывает на то, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права. Суд неправомерно отклонил довод ОАО "Рубеж" о пропуске заявителем установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока на подачу заявления о признании незаконными действий регистрирующего органа по регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. Ссылаясь на пункты 1 и 5 статьи 2 и пункт 3 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ОАО "Рубеж" полагает, что заявитель выбрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права, которым, по мнению ОАО "Рубеж", могла бы быть подача иска о признании права собственности Московской области на спорный земельный участок либо о прекращении права собственности Российской Федерации на него.
В кассационной жалобе УФРС по МО также просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
УФРС по МО указывает, что суд неправомерно применил нормы Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и при этом не применил пункт 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ), в силу которых спорный земельный участок является муниципальной собственностью. В связи с этим у Министерства имущественных отношений Московской области отсутствовали законные основания для обращения в суд с настоящим заявлением в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ОАО "Рубеж" и УФРС по МО поддержали свои кассационные жалобы по изложенным в них доводам.
УФРС по МО представило отзыв, в котором согласилось с доводами кассационной жалобы ОАО "Рубеж".
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области возражал против доводов кассационных жалоб, просил отказать в их удовлетворении.
ТУ ФАУФИ по МО, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в суд кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Московского округа приходит к выводу, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, 19.01.2004 в ЕГРП была внесена запись N 50-01/32-01/2004-167 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 103484 кв.м., кадастровый номер N 50:32:003 02 25:0001, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе деревни Съяново 1.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно пункту 1 статьи 16 названного Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено законом.
В случае государственной регистрации прав на недвижимость имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Разрешая спор, суды установили, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельный участок общей площадью 103484 кв.м., кадастровый номер 50:32:003 02 25:0001, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе деревни Съяново 1, была произведена УФРС по МО в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также без подачи надлежащего заявления о государственной регистрации права в соответствии с требованиями статьи 16 названного Закона.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о нарушении УФРС по МО требований Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при проведении 19.01.2004 государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок и внесении записи в ЕГРП.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции полагает, что принятые по результатам разрешения спора по настоящему делу решение и постановление не могут быть оставлены в силе.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются, в том числе, нарушение либо неправильное применение норм материального права.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 288 названного Кодекса неправильным применением норм материального права является применение закона, не подлежащего применению.
При разрешении спора и принятии решения суд первой инстанции применил положения статьи 30.1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Названная статья была включена в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Федеральным законом 17.04.2006 N 53-ФЗ и введена в действие с 01.01.2006. Однако оспариваемая государственная регистрация права и внесение записи в ЕГРП были осуществлены регистрирующим органом 19.01.2004.
Следовательно, суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению, а апелляционный суд никак не отразил это в своем постановлении.
Кроме того, определением Арбитражного суда Московской области от 21.03.2007 ТУ ФАУФИ по МО было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица. Вместе с тем, как следует из заявленного Минимущества по МО по настоящему делу требования, заявитель просил признать незаконными действия УФРС по МО и погасить регистрацию запись в ЕГРП о регистрации права собственности Российской Федерации. Поскольку процессуальное положение в судебном процессе третьего лица и ответчика различаются по объему прав и обязанностей, то в силу положений части 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд должен был привлечь ТУ ФАУФИ по МО к участию в деле в качестве ответчика, в статусе которого ТУ ФАУФИ по МО могло бы более полно осуществить защиту своих прав.
При указанных обстоятельствах, решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное; применить закон, подлежащий применению; проверить правильность определения процессуального положения ТУ ФАУФИ по МО, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.05.2007 по делу N А41-К1-3692/07 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007 по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 ноября 2007 г. N КГ-А41/11586-07-1,2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании