г. Хабаровск |
|
05 июня 2012 г. |
А73-13529/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т. Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.,
при участии в заседании:
от Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Комсомольский": Осколва Людмила Леонидовна, представитель по доверенности от 10.10.2011 N 592;
от Отделения надзорной деятельности по Комсомольскому району Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю: представитель не явился;
от третьего лица Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратуры: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Комсомольский"
на решение от 20.02.2012
по делу N А73-13529/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Комсомольский"
к Отделению надзорной деятельности по Комсомольскому району Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления Отделения надзорной деятельности по Комсомольскому району МЧС России от 29.06.2011
третьи лица Комсомольская-на-Амуре межрайонная природоохранная прокуратура
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение "Государственный природный заповедник "Комсомольский" (далее - ФГУ "Заповедник "Комсомольский", заповедник, учреждение) обратилось в суд с требованием отменить постановление Отделения надзорной деятельности по Комсомольскому району МЧС России (далее - Отделение, административный орган) от 29.06.2011, которым учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Комсомольская-на-Амуре природоохранная прокуратура.
Решением суда от 20.02.201 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель ФГУ "Заповедник "Комсомольский" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, проверкой, проведенной Комсомольской-на-Амуре природоохранной прокуратурой в период с 03.06.2011 г.. по 06.06.2011 г.. установлено, что 28.05.2011 г.. в 16 час. 10 мин. силами авиалесоохраны на территории Лесничества "Государственный природный заповедник "Комсомольский" (координаты 50:47:48 северной широты и 137:25:35 восточной долготы) в Комсомольском муниципальном районе Хабаровского края обнаружен лесной пожар площадью 0,1 га в квартале 59 Северного участкового лесничества.
Сообщение о факте лесного пожара должностные лица авиалесоохраны представили в Заповедник в 16 час. 20 мин. того же дня.
Получив сообщение о пожаре в 16 час. 20 мин. 28 мая 2011 года, руководство Заповедника не приступило к незамедлительному тушению пожара. К формированию пожарной команды для направления ее к месту тушения возникшего пожара приступили лишь спустя более 3-х часов, в связи с чем пожарная команда Заповедника несвоевременно прибыла на место пожара для развертывания работ по тушению участка, поскольку силы и средства пожаротушения, в том числе резервные, не находились в состоянии готовности к тушению пожаров.
Кроме того, имея достоверную информацию о наличии на территории Заповедника 28.05.2011 действующего лесного пожара, заявитель не составил прогноз поведения данного пожара с учетом возможного изменения обстановки и всех сложившихся условий, не применил тактические приемы, что способствовало распространению пожара на значительную территорию и невозможности его быстрой ликвидации.
Согласно постановлению главы Комсомольского муниципального района от 11.05.2011 N 277, с 11.05.2011 на территории Комсомольского района введен особый противопожарный режим.
21.06.2011 Комсомольской-на-Амуре природоохранной прокуратурой по факту нарушения правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима в отношении ФГУ "Заповедник "Комсомольский" (ИНН 2712001209, ОГРН 1022700758189) возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, о чем в присутствии законного представителя учреждения - директора Головешко О.М. вынесено соответствующее постановление, которое направлено для рассмотрения по существу в Отделение.
29.06.2011 административным органом по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление, которым Заповедник признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Заповедник обжаловал его в суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов (часть 6 статьи 1 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 51 ЛК РФ, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Частью 1 статьи 52 ЛК РФ определено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов (часть 2 статьи 53 ЛК РФ).
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 ЛК РФ).
Тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара. Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара (статья 53.3 ЛК РФ).
Согласно части 2 статьи 53.4 ЛК РФ лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно пункту 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г.. N 417 (далее - ППБ в лесах) меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в числе прочего, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке, немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять вес возможные меры к недопущению распространения лесного пожара (пункт 13 ППБ в лесах).
В силу подпунктов "а", "б", "д" пункта 1 Требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды, утвержденных Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 16.12.2008 N 532 (далее - Требования), в целях пожарной безопасности в лесах осуществляются следующие мероприятия: противопожарное обустройство лесов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; тушение лесных пожаров.
При этом, противопожарное обустройство лесов включает: разграничение территории лесов по способам обнаружения и тушения лесных пожаров на зоны наземной и авиационной охраны; распределение лесов по классам их природной пожарной опасности; строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения; устройство посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам воды(пункт 2 Требований).
Меры по созданию и содержанию систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров заключаются в: приобретении и поддержании в исправном состоянии пожарной техники, оборудования, снаряжения и инвентаря; организации системы связи и оповещения; строительстве и содержании пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, пожарных химических станций (пункт 3 Требований).
В соответствии с пунктом 6 Требований, тушение лесных пожаров включает: обследование (наземное или авиационное) очага лесного пожара с целью уточнения вида и интенсивности пожара, его границ, направления движения, выявления возможных опорных рубежей для локализации, источников воды, подъездов к ним и к очагу пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения огня; доставку людей и средств к месту тушения пожара и обратно.
К иным мерам пожарной безопасности в лесах, в силу пункта 7 Требований, относится создание пожарных формирований для тушения лесных пожаров.
В соответствии с пунктами 13, 14 Требований, при IV-V классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды силы и средства пожаротушения, в том числе резервные должны находиться в состоянии готовности к тушению пожаров.
Кроме того, требования в части обнаружения и тушения лесных пожаров содержатся в Приказе Рослесхоза от 30.06.1995 N 100 "Об утверждении Указаний по обнаружению и тушению лесных пожаров", а также в Рекомендациях по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденных Рослесхозом 17.12.1997 (далее - Указания по тушению лесных пожаров и Рекомендации по тушению пожаров), которыми прописаны все стадии работ по предупреждению лесных пожаров, а также по обнаружению и полной ликвидации лесных пожаров с целью минимизировать возможные негативные последствия от лесных пожаров.
Под понятием "лесхоз" подразумеваются все владельцы лесного фонда - национальные парки, учебные лесные и опытные лесные хозяйства, колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования, осуществляющие ведение лесного хозяйства (пункт 3 Указаний по тушению лесных пожаров).
Разделами 4 Указаний по тушению лесных пожаров и Рекомендаций по тушению пожаров предусмотрены обязательные организационные мероприятия по тушению лесных пожаров.
Так, согласно пункту 4.1 Указаний по тушению лесных пожаров и Рекомендаций по тушению пожаров, руководитель лесхоза или лесничий, получив сообщение о пожаре, обязан немедленно принять меры к его тушению. Для чего в течение 3 часов прибыть на место пожара и развернуть работы по тушению участка, так как в силу Рекомендаций по обнаружению и тушению лесных пожаров для обеспечения быстрой ликвидации пожара силами одной бригады (6-10 человек) эта бригада должна прибыть на место пожара и развернуть работы по тушению на участках (выделах), отнесенных к 3-4 классам природной пожарной опасности, не позднее 3 часов после возникновения пожара.
В периоды 4 и 5 классов пожарной опасности по условиям погоды предельное время на доставку к месту пожара и развертывание работ по тушению на участках (выделах) 1-3 классов природной пожарной опасности леса должно быть сокращено не менее чем в 2 раза, а при невозможности такого сокращения времени должны быть увеличены не менее чем в 2 раза численность рабочих и количество средств пожаротушения, направленных на пожар. При решении этого вопроса руководитель лесхоза или лесничий, пользуясь планом лесонасаждений и таблицами 4-6 Приложений к Рекомендациям по тушению пожаров, должен составить прогноз поведения пожара с учетом возможного изменения обстановки и погоды.
Согласно пунктам 11, 12 Приказа N 181 от 16.07.2007 N 181, которым утверждены "Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" (далее - Приказ N 181), леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации. Единые требования к пожарной безопасности в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
В соответствии с пунктом 2.1. Положения "О Федеральном государственном учреждении "Государственный природный заповедник "Комсомольский", утвержденного Приказом МПР N 368 от 29.04.2003 (далее - Положение), на Учреждение, в числе прочего, возлагается задача по осуществлению охраны территории в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.
При этом, согласно пункту 6.2. Положения, на территории Заповедника допускается осуществление мероприятий и деятельности, направленных на:
- сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление, а также предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
- поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность людей, животных, природных комплексов и объектов;
- предотвращение опасных природных явлений (снежных лавин, камнепадов, селей и других), угрожающих жизни людей и населенным пунктам.
В соответствии со статьями 87, 88 ЛК РФ Учреждением разработаны локальные правовые акты об охране расположенных в Заповеднике лесов от лесных пожаров и тушение возникших лесных пожаров, а именно:
-лесохозяйственный регламент лесничества ФГУ "Заповедник "Комсомольский";
- проект освоения лесов ФГУ "Заповедник "Комсомольский";
- план мероприятий по обеспечению охраны лесов от пожаров в пожароопасный сезон 2011 года на территории ФГУ "Заповедник "Комсомольский".
В силу пункта 5.11 Проекта освоения лесов в соответствии с Положением о Заповеднике, основная работа отдела охраны связана с профилактикой и пресечением нарушений, профилактикой и тушением лесных пожаров.
При планировании и осуществлении роботы по охране лесов от пожаров необходимо руководствоваться Правилами пожарной безопасности в лесах, иными ведомственными нормативными актами.
Согласно пункту 2.16.1 Лесохозяйственного регламента, время доставки сил и средств пожаротушения к месту возникновения пожара не должно превышать 3 часов с момента обнаружения пожара. А для участков высокой пожарной опасности - не более 0.5 - 1.0 часа.
Из анализа данных норм следует, что Учреждение фактически является пользователем лесов, расположенных на территории заповедника. Учреждение наделено правами, предусмотренными законом в сфере лесопользования по выполнению мероприятий по сохранению природных комплексов, проведение мероприятий по охране, защите лесов предусмотренных лесным законодательством.
Таким образом, Учреждение обязано самостоятельно осуществлять охрану лесов, расположенных на территории Заповедника от лесных пожаров и производить тушение возникших лесных пожаров, с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов, что является его основной задачей.
Проверкой, проведенной прокуратурой в период с 3 июня 2011 года по 6 июня 2011 года, установлено, что 28.05.2011 в 16 часов 10 минут авиалесоохраной в заповеднике, на территории с координатами 50:47:48: северной широты и 137:25:35 восточной долготы, обнаружен лесной пожар площадью 0,1 га в квартале Северного участкового лесничества, о чем в 16 часов 20 минут того же дня было сообщено заповеднику. Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями директора Заповедника Головешко О.М., информацией командира звена Нижнетамбовского отделения КГУ "ДВ база авиационной охраны лесов" Ежкова А.В., начальника Нижнетамбовского отделения КГУ "ДВ база авиационной охраны лесов" Плоскова О.Н. от 06.06.2011. Указанными доказательствами подтверждается и то обстоятельство, что пожарная команда Заповедника не своевременно, т.е. спустя 3 часа, прибыла на место пожара для развертывания работ по тушению.
Таким образом, проверкой установлено, что в нарушение вышеприведенных нормативных положений 28.05.2011 Учреждением не в полном объеме были проведены организационные мероприятия по локализации и тушению лесного пожара, возникшего в Комсомольском муниципальном районе Хабаровского края (квартал 59 Северного участкового лесничества, координаты 50:47:48 северной широты и 137:25:35 восточной долготы), что привело к распространению небольшого лесного пожара с площади 0,1га на площадь 600 га по состоянию на 06.06.2011. Руководство заповедника не приступило к незамедлительному тушению пожара, а именно: пожарная команда заповедника не своевременно, т.е. спустя 3 часа, прибыла на место пожара для развертывания работ по тушению, поскольку силы и средства пожаротушения не находились в состоянии готовности к тушению, несмотря на то, что постановлением главы Комсомольского муниципального района от 11.05.2011 N 277 на территории Комсомольского района с 11.05.2011 был введен особый противопожарный режим.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Заповедник в условиях особого противопожарного режима допустило нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина учреждения подтверждаются материалами дела, в частности, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.06.2011, объяснением директора Заповедника Головешко О.М. от 21.06.2011, информацией командира звена Нижнетамбовского отделения КГУ "ДВ база авиационной охраны лесов" Ежкова А.В., начальника Нижнетамбовского отделения КГУ "ДВ база авиационной охраны лесов" Плоскова О.Н. от 06.06.2011, постановлением главы комсомольского муниципального района от 11.05.2011 N 277, решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 05.08.2011, решением Хабаровского краевого суда от 11.10.2011 по делу N 21-533/11, Положением "О Федеральном государственном учреждении "Государственный природный заповедник "Комсомольский", утвержденным Приказом МПР N 368 от 29.04.2003, лесохозяйственным регламентом лесничества ФГУ "Заповедник "Комсомольский".
Вина юридического лица состоит в том, что оно не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах, хотя имело для этого реальную возможность. Доказательств невозможности соблюдения учреждением данных правил со своей стороны в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, заявителем не представлено. При этом, следует отметить, что отсутствие финансовой и технической возможности для своевременного обеспечения скорейшей локализации и тушения пожара не освобождает юридическое лицо от исполнения требований лесного законодательства и не может служить основанием для освобождения юридического лица от ответственности.
Порядок и сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что постановление от 29.06.2011 административного органа о привлечении Заповедника к административной ответственности по части 3 статьи 8.32. КоАП РФ является законным и обоснованным, в связи с чем отказала в удовлетворении заявленных требований.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.02.2012 по делу N А73-13529/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13529/2011
Истец: ФГУ "Государственный природный заповедник "Комсомольский", ФГУ "Заповедник "Комсомольский"
Ответчик: МЧС России Главное управление министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю Отделение надзорной деятельности по Комсомольскому району, МЧС России Отделение Государственного пожарного надзора по Комсомольскому району
Третье лицо: Комсомольская-на-Амуре природоохранная прокуратура, Прокуратура Хабаровского края Комсомольская-на-Амуре межрайонная природоохранная прокуратура
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2012 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5676/12
05.06.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1858/12
30.03.2012 Определение Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1337/12
09.02.2012 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-13529/11