г. Москва |
|
15 июня 2012 г. |
Дело N А41-36981/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Черниковой Е.В.,
судей Епифанцевой С.Ю., Ивановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Дробышевой А.В.,
при участии в заседании:
от истца - ГУП МО "Мособлгаз" (ОГРН: 1025006176216): Гриб М.М., представитель по доверенности N 20-15/512 от 30.12.2011 г., Савченко Т.В., представитель по доверенности N 20-15/518 от 30.12.2011 г.,
от ответчика - Управления лесного хозяйства по Московской области и г.Москва (ОГРН: 1047796657369): Прискарь А.А., представитель по доверенности N 10/7807 от 14.11.2011 г.,
от третьего лица - Министерства имущественных отношений Московской области (ИНН: 7725131814): Астафьев В.Б., представитель по доверенности N ИС-18561 от 30.12.2011 г., Губанов С.А., представитель по доверенности N ИС-18505 от 29.12.11 г.,
от третьего лица - Администрации Истринского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области "Мособлгаз" на решение Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2012 года по делу N А41-36981/11, принятое судьей Федуловой Л.В.,
по иску государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области "Мособлгаз" Управлению лесного хозяйства по Московской области и г.Москва с участием в качестве третьих лиц: Министерства имущественных отношений Московской области, Администрации Истринского муниципального района Московской области об установлении местоположения границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие газового хозяйства Московской области "Мособлгаз" (далее - ГУП МО "Мособлгаз") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г.Москва об установлении местоположения границ земельного участка площадью 3 796 кв.м. с кадастровым номером 50:08:0050229:133, находящегося по адресу: Московская область, Истринский район, г.Дедовск, ул.Красного Октября, д.14, в соответствии с границами земельного участка, обозначенными в межевом плане (характерные точки границы земельного участка 1, 2, 3, н6, н7, н8, н9, н10, н11, н12, н1, н2, н3, н4, н5) (том 1 л.д.5-8).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области и Администрация Истринского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2012 года в удовлетворении иска отказано (том 1 л.д.75-76).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ГУП МО "Мособлгаз" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (том 1 л.д.81-84).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Представители Министерства имущественных отношений Московской области поддержали доводы заявителя апелляционной жалобы.
Представитель Управления лесного хозяйства по Московской области и г.Москва против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Администрации Истринского муниципального района Московской области, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, 06 января 1993 года Красногорскому тресту газового хозяйства Постановлением Главы Администрации Истринского района Московской области N 26/1, на праве постоянного бессрочного пользования был предоставлен земельный участок общей площадью 3918 кв.м. находящийся по адресу: г.Дедовск, ул.Красного Октября, д.14 (том 1 л.д.33).
Право постоянного бессрочного пользования Красногорского треста газового хозяйства зарегистрировано в Районном комитете по земельным ресурсам, о чем выдано Свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей N МО-8-01-012176 от 29.01.1993 г. (том 1 л.д.34).
В соответствии с Постановлением Правительства Московской области N 153/38 от 15.12.2000 г. "О реорганизации государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области" ГУП "Красногорский межрайонный трест газового хозяйства" реорганизован в ГУП МО "Мособлгаз".
На вышеуказанном земельном участке расположено здание Дедовской РЭС общей площадью 444 кв.м., находящееся в собственности Московской области и закрепленное на праве хозяйственного ведения за ГУП МО "Мособлгаз", что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права серии 50 АБ N 184005 от 25.11.2010 г. и серии 50 AД N 946792 от 22.01.2004 г. (том 1 л.д.35, 36).
Во исполнение требования пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 15.10.2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с целью постановки на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка ГУП МО "Мособлгаз" обратилось в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва как смежному землепользователю, с заявлением о согласовании границ Земельного участка.
В ответ на указанное обращение письмом исх. N 03/3867 от 08.07.2011 г. Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, отказало ГУП МО "Мособлгаз" в согласовании границ земельного участка (том 1 л.д.39).
В обоснование отказа Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва указало, что по данным ФГУП "Рослесинфорг" часть испрашиваемого земельного участка площадью 0,1006 га накладывается на земли лесного фонда в квартале N 54-Д Рождественского участкового лесничества Истринского лесничества ФГУ "Мособллес" Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (бывший ФГУ "Истринский лесхоз"), в связи с чем, согласовать границы данного земельного участка не представляется возможным.
Отказ Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва от согласования границ земельного участка послужил основанием для обращения ГУП МО "Мособлгаз" в суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из недоказанности обстоятельств, на которые истец ссылается в обоснование своих требований.
Арбитражный апелляционный суд полагает данные выводы суда первой инстанции законными и обоснованными в силу следующего.
Порядок установления местоположения границ земельных участков регулируется Федеральным законом N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Частью 4 статьи 40 указанного закона установлено, если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (часть 5 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О государственном кадастре недвижимости").
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 0,1006 га входящий в состав испрашиваемого земельного участка общей площадью 0,3796 га накладывается на земли лесного фонда в квартале N N 54-Д Рождественского участкового лесничества Истринского лесничества ФГУ "Мособллес" Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (бывший ФГУ "Истринский лесхоз"), что подтверждается чертежом лесного участка Рождественского участкового лесничества (Дедовский лесотехнический участок) с нанесенными границами рассматриваемого земельного участка по предоставленным ГУП МО "Мособлгаз" координатам поворотных точек межевых знаков.
В соответствии с положениями статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации, лесное законодательство регулирует лесные отношения. Для имущественных отношений в силу требований статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Лесного кодекса РФ сохраняется приоритет: за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится только на основании Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 4.1 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Сведения о лесных участках, внесенные в государственный лесной реестр основаны на материалах лесоустройства.
В соответствии со статьями 67-68 Лесного кодекса Российской Федерации, подпунктами 2-3 Постановления Правительства Российской Федерации N 377 от 18.06.2007 г. "О правилах проведения лесоустройства" лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса; землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков: проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, опенка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Согласно статье 69 Лесного кодекса Российской Федерации, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Одновременно статьей 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2012 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При этом, в соответствии с требованиями статьи 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2012 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, согласно пунктом 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Таким образом, на основании положений статей 3, 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 4.1-4.2, 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 1 части 6 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" границы земель лесного фонда в рассматриваемом случае определены.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также то, что фактически заявленные истцом требования свидетельствуют о существовании между сторонами спора о праве на земельный участок, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ГУП МО "Мособлгаз" с избранием последним ненадлежащего способа защиты своих прав.
Доводы апелляционной жалобы апелляционным судом рассмотрены в полном объеме и отклоняются как несостоятельные и необоснованные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2012 года по делу N А41-36981/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Черникова |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-36981/2011
Истец: ГУП МО "Мособлгаз"
Ответчик: Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва "Мослесхоз" филиал ФГУ "Мособллес" Наро-Фоминский филиал-лесночество
Третье лицо: Администрация Истринского муниципального района Московской области, Администрация Истринского района, Министерство имущественных отношений Московской области
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10709/12
25.12.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14712/14
13.10.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-36981/11
08.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-10709/12
15.06.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4105/12
19.03.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-36981/11