Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Основной идеей законопроекта является совершенствование норм Федерального закона "О рынке ценных бумаг", касающихся доверительного управления ценными бумагами, с учетом экономических условий и сложившейся на финансовом рынке Российской Федерации практики доверительного управления.
Целью законопроекта является формирование эффективных правовых условий для осуществления деятельности по доверительному управлению ценными бумагами путем устранения пробелов, выявленных при анализе практики применения положений Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Законопроект опирается на нормы гражданского законодательства, регулирующего вопросы доверительного управления.
Основой регулирования отношений по доверительному управлению является Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 53), которым установлено, что особенности доверительного управления ценными бумагами определяются законом (статья 1025). Таким законом является Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (статья 5) (далее - Закон), однако в нем содержатся лишь общие требования к деятельности по управлению ценными бумагами.
В настоящее время основными недостатками законодательного регулирования деятельности по доверительному управлению ценными бумагами, устранение которых предполагается осуществить путем принятия настоящего законопроекта, в первую очередь, являются:
1. Неурегулированность вопроса о правомочиях учредителя управления в отношении ценных бумаг, переданных в доверительное управление.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (абзац 2 пункта 1 статьи 1012). В то же время управляющий в соответствии с договором доверительного управления вправе совершать в отношении имущества, находящегося в доверительном управлении, любые юридические и фактические действия (пункт 2 статьи 1012). Однако ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон не конкретизируют какие действия в отношении ценных бумаг, переданных в доверительное управление, вправе совершать учредитель управления.
В законопроекте определено, что до момента передачи (возврата) учредителю управления объектов управления, учредитель управления не вправе совершать сделки с объектами управления, за исключением составления завещания в отношении объектов управления, передачи объектов управления при реорганизации юридического лица или продаже предприятия, в состав которого входят ценные бумаги, являющиеся объектами управления, а также не вправе совершать иные действия, связанные с объектами управления. Учредитель управления не вправе также уступать права (требования) по договору доверительного управления. Принятие данной нормы необходимо в целях обеспечения стабильности осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, поскольку при заключении договора доверительного управления для управляющего имеет значение личность его клиента.
Наряду с этим, в законопроекте указано, что по сделкам, совершенным управляющим в отношении объектов управления, приобретает права и становится обязанным управляющий. Права, удостоверенные ценными бумагами, переданными в управление, также осуществляются управляющим. Кроме того, в законопроекте предусмотрено право управляющего самостоятельно обращаться в суд с любыми исками в связи с осуществлением деятельности по управлению ценными бумагами, в том числе с исками, право предъявления которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено акционерам или иным владельцам ценных бумаг.
2. Отсутствие в законодательстве перечня операций, которые вправе или не вправе совершать управляющий при осуществлении доверительного управления ценными бумагами.
В процессе осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг возникают вопросы о возможности совершения управляющим тех или иных сделок, в том числе срочных сделок, сделок по предоставлению объектов управления в качестве обеспечения обязательств по договорам, заключенным в процессе осуществления доверительного управления.
В законопроекте предлагается определить, что доверительный управляющий вправе размещать денежные средства, находящиеся в доверительном управлении, на депозитном счете в банках и иных кредитных организациях, если иное не предусмотрено договором доверительного управления.
Законопроект также устанавливает, что совершение ряда сделок управляющим (срочных, маржинальных и ряда других) допускается только, если это предусмотрено договором доверительного управления, и определяет перечень сделок, которые доверительный управляющий совершать не вправе. К последним сделкам, например, относится приобретение управляющим за счет находящихся в его управлении денежных средств ценных бумаг, находящихся в его собственности, отчуждение находящихся в его управлении ценных бумаги в его собственность, за исключением случаев получения вознаграждения в соответствии с договором доверительного управления, безвозмездное отчуждение находящихся в его управлении ценных бумаг и ряд других сделок.
3. Неурегулированность вопроса о порядке объединения ценных бумаг, переданных в доверительное управление разными лицами.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусмотрел возможность объединения ценных бумаг, переданных в доверительное управление разными лицами (абзац 1 статьи 1025). Однако ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон не устанавливают требования к порядку объединения ценных бумаг.
Сложившаяся в настоящий момент практика, когда в процессе осуществления деятельности по доверительному управлению многие профессиональные участники рынка ценных бумаг в целях обеспечения более эффективного управления и сокращения издержек учитывают ценные бумаги, принадлежащие разным учредителям управления, на одном лицевом счете в системе ведения реестра или счете депо в депозитарии, не является примером объединения ценных бумаг.
В законопроекте предлагается закрепить данную практику и установить, что управляющий вправе открыть один лицевой счет в системе ведения реестра, счет депо в депозитарии и (или) банковский счет для проведения операций с объектами управления двух и более учредителей управления. В этом случае управляющий обязан каждому учредителю управления присвоить индивидуальный код, который должен указываться помимо пометки "Д.У." в письменных документах по сделкам с объектами управления этого учредителя управления.
Кроме того, в целях реализации положений Гражданского кодекса Российской Федерации, законопроектом устанавливается, что в случаях, предусмотренных договором доверительного управления, управляющий вправе объединить объекты управления, передаваемые двумя и более учредителями управления на праве общей долевой собственности. При этом учредителем управления по договору доверительного управления, предусматривающего объединение объектов управления на праве общей долевой собственности, может являться только физическое или юридическое лицо, отвечающее требованиям, установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Учитывая возможность объединения ценных бумаг, переданных в доверительное управление разными лицами, особенно актуальным является регулирование вопроса, связанного с отчетностью доверительного управляющего. В целях защиты прав и законных интересов инвесторов в законопроекте предлагается определить требования к срокам предоставления доверительным управляющим учредителю управления отчета, содержащего информацию об объектах управления, а также к срокам передачи учредителю управления объектов управления при расторжении договора или отказа управляющего или учредителя управления от осуществления управления ценными бумагами.
4. Неясность в вопросе выплаты вознаграждения доверительному управляющему и о возмещении его расходов.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 1023) доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества. Толкование данной нормы не дает однозначного ответа об источниках выплаты вознаграждения доверительному управляющему.
В определении деятельности по доверительному управлению ценными бумагами, содержащемся в настоящее время в Законе (статья 5) указано, что деятельность по доверительному управлению осуществляется за вознаграждение, при этом также не уточняется, за счет каких средств уплачивается вознаграждение. Во избежание расхождений при толковании существующих положений законодательства о вознаграждении доверительного управляющего, в законопроекте предлагается определить, что договором доверительного управления может быть предусмотрено, что выплата вознаграждения и возмещение необходимых расходов управляющему могут осуществляться за счет имущества, являющегося объектом управления.
5. Неясность в вопросе применения ответственности доверительного управляющего.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 1022) доверительный управляющий, не проявивший должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду, а учредителю управления убытки, а также упущенную выгоду. Доверительный управляющий несет ответственность за причиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или учредителя управления.
Для деятельности по управлению ценными бумагами представляется необходимым установить, что риск убытков, связанных с изменением рыночной стоимости ценных бумаг, находящихся в управлении, несут учредители управления.
Законопроектом также предусматривается, что если при совершении сделок по отчуждению ценных бумаг управляющий вышел за пределы своих полномочий или нарушил ограничения, установленные договором доверительного управления ценными бумагами, ценные бумаги не могут быть истребованы от третьего лица, являющегося добросовестным приобретателем по сделке, заключенной управляющим. При этом третье лицо, являющееся стороной по сделке, признается добросовестным приобретателем, то есть лицом, которое не знало, не должно и не могло знать о превышении управляющим своих полномочий или нарушении им ограничений, установленных договором доверительного управления имуществом, если при совершении сделки такое лицо осуществило все действия, обычные при совершении аналогичной сделки с лицом, не являющимся доверительным управляющим. Учредитель управления может в этом случае потребовать только от управляющего возмещения понесенных им убытков. Третье лицо, являющееся стороной по сделке, не несет обязанности по возмещению убытков управляющему или учредителю управления.
Кроме того, законопроект содержит некоторые юридико-технические правки, в частности, уточняет и раскрывает отдельные положения Закона путем введения понятия "объекты управления", определяет механизм реализации нормы, позволяющей осуществлять доверительное управление ценными бумагами без лицензии в случаях, когда данная деятельность связана только с осуществлением прав по ценным бумагам.
Законопроектом предусмотрено также внесение изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части особенностей обращения взыскания на денежные средства и ценные бумаги, находящиеся в доверительном управлении и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", в части особенностей внешнего управления и конкурсного производства управляющего.
Принятие законопроекта позволит повысить уровень защиты прав и законных интересов инвесторов и потребителей услуг на финансовом рынке, что благоприятно отразится на привлекательности доверительного управления ценными бумагами для инвесторов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.