Заключение
Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва
от 07 сентября 2007 г. N вн24 -13/713
на проект федерального закона N 372216-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Рассмотрев проект федерального закона N 372216-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Резником, Л.В. Пирожниковой, А.Г. Аксаковым, В.В. Пановым, К.Б. Шипуновым и членом Совета Федерации С.А. Васильевым, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование законодательных норм, касающихся осуществления деятельности по доверительному управлению ценными бумагами.
На сегодняшний день деятельность по доверительному управлению на рынке ценных бумаг регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (глава 53) и статьей 5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Однако правоприменительная практика показала, что многие аспекты деятельности по доверительному управлению ценными бумагами не достаточно, а зачастую и вовсе неурегулированны указанными законодательными нормами.
Авторы законопроекта предлагают устранить подобные пробелы путем внесения следующих изменений:
уточняются права учредителя управления в период нахождения объектов управления в доверительном управлении;
управляющий наделяется правом самостоятельно обращаться в суд с исками в связи с осуществлением деятельности по управлению ценными бумагами;
регламентируется порядок объединения ценных бумаг, переданных в доверительное управление разными лицами, в том числе переданных на праве общей долевой собственности;
уточняются нормы, регулирующие порядок выплаты вознаграждения доверительному управляющему и направления отчетности учредителю управления;
предлагается решение вопроса передачи объектов управления в случае расторжения договора доверительного управления.
вместе с тем, к представленному законопроекту имеются некоторые замечания, которые могут быть устранены при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Так, например, отдельные новеллы законопроекта противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации, например, в части перехода прав на объекты управления, что потребует корректировки либо отдельных положений законопроекта, либо норм Кодекса.
Законопроектом определено, что учредителем управления по договору доверительного управления, предусматривающему объединение объектов управления на праве общей долевой собственности, может являться "только физическое или юридическое лицо, отвечающее требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг". Из текста законопроекта не ясно, какие именно требования предъявляются к учредителю управления в подобной ситуации, особенно когда учредителем управления является физическое лицо. В такой ситуации основные требования, предъявляемые к учредителям доверительного управления, целесообразно было бы установить в федеральном законе.
Кроме того, положения законопроекта, предусматривающие возможность объединения объектов управления на праве общей долевой собственности, необходимо доработать в части решения вопросов определения долей в возникающем праве общей долевой собственности, распределения соответствующих доходов, оценки ценных бумаг, находящихся в долевой собственности.
Абзацем 2 части 9 статьи 1 законопроекта определено, что договором доверительного управления, предусматривающим объединение объектов управления на праве общей долевой собственности, может быть предусмотрено, что, заключая такой договор, учредитель управления тем самым отказывается от преимущественного права покупки продаваемой доли в праве общей собственности. Таким образом, возникает ситуация, при которой либо учредитель управления отказывается от преимущественного права покупки доли, либо с ним не заключают договор, что в свою очередь создает неравные условия при заключении договора доверительного управления, а также может затруднить определение существенных условий договора.
Авторы законопроекта предлагают внести изменения в статью 46.1 Федерального закон от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", касающиеся особенностей обращения взыскания на денежные средства и ценные бумаги профессионального участника рынка ценных бумаг и его клиентов. Следует отметить, что на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект N 358738-4 "Об исполнительном производстве". В случае приобретения указанным законопроектом статуса Федерального закона одноименный Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ утрачивает силу, а новая редакция Федерального закона "Об исполнительном производстве" будет содержать соответствующую статью, устанавливающую особенности обращения взыскания на денежные средства и ценные бумаги профессионального участника рынка ценных бумаг и его клиентов. Таким образом, при подготовке ко второму чтению законопроекта N 372216-4 следует обратить внимание на возможную коллизию.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 372216-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Резником, Л.В. Пирожниковой, А.Г. Аксаковым, В.В. Пановым, К.Б. Шипуновым и членом Совета Федерации С.А. Васильевым.
Председатель Комитета |
В.М. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.