В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект направлен на совершенствование норм Федерального закона "О рынке ценных бумаг", Федерального закона "Об исполнительном производстве" и Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", касающихся доверительного управления ценными бумагами.
В частности, законопроектом предлагается определить правомочия учредителя управления в отношении ценных бумаг, переданных в доверительное управление (далее - учредитель управления), уточнить перечень операций, которые вправе совершать управляющий при осуществлении доверительного управления ценными бумагами (далее - управляющий), а также регламентировать порядок объединения ценных бумаг, переданных в доверительное управление разными лицами.
Правительство Российской Федерации поддерживает необходимость решения вопросов, указанных в пояснительной записке к законопроекту. В то же время концептуально законопроект представляется недостаточно проработанным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 в редакции законопроекта, управляющий осуществляет доверительное управление переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу (учредителю доверительного управления) ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, денежными средствами и ценными бумагами, полученными в процессе доверительного управления ценными бумагами (далее - объекты управления).
Анализ содержания законопроекта приводит к выводу о том, что отдельные положения законопроекта не согласуются с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Например, учредитель доверительного управления фактически теряет все права на указанные объекты управления. Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 5 в редакции законопроекта, управляющий не только осуществляет права, удостоверенные ценными бумагами, переданными в управление, совершает сделки в отношении объектов управления, в том числе сделки по распоряжению этими объектами, но и приобретает права и становится обязанным по таким сделкам.
Представляется, что такая конструкция не в полной мере соответствует существенным признакам института доверительного управления, закрепленного в Гражданском кодексе Российской Федерации. При этом такой механизм не во всем можно объяснить с точки зрения особенностей управления ценными бумагами, закрепленный в ст. 1025 ГК РФ. Последнее обуславливает необходимость проработки вопроса о внесении связанных с принятием законопроекта изменений в ГК РФ.
Абзацем пятым пункта 8 новой редакции статьи 5 в редакции законопроекта предусмотрено, что порядок присвоения управляющим индивидуального кода каждому учредителю управления устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Установление указанного порядка нормативным актом федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг представляется излишним.
Пунктом 9 статьи 5 в редакции законопроекта вводятся нормы, предусматривающие возможность объединения объектов управления, передаваемых двумя и более учредителями управления, на праве общей долевой собственности. Следует отметить, что соответствующие нормы законопроекта нуждаются в доработке в части обеспечения единых условий управления имуществом, находящимся в общей долевой собственности, установления порядка определения долей в праве общей долевой собственности и порядка оценки ценных бумаг, находящихся в долевой собственности учредителей управления. Необходимо также уточнить положения пункта 2 новой редакции статьи 46.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (статья 2 законопроекта) для установления специфики предоставления информации о доле должника - учредителя управления в праве общей долевой собственности на объекты управления и ареста соответствующего имущества.
Представляется целесообразным доработать редакцию пункта 17 статьи 5 в редакции законопроекта с целью уточнения перечня ограничений по совершению ряда сделок управляющим в процессе исполнения им своих обязанностей по договору доверительного управления ценными бумагами, в том числе сделок с аффилированными лицами управляющего.
На основании вышеизложенного, Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению с учетом вышеизложенных замечаний.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 24 августа 2007 г. N 3550п-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 372216-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Резником, Л.В. Пирожниковой, А.Г. Аксаковым и членом Совета Федерации С.А. Васильевым"
Текст письма официально опубликован не был