Заключение Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 сентября 2007 г. N 130/4
на проект федерального закона N 455348-4 "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассматриваемый законопроект направлен на создание правовых условий и механизмов участия иностранных инвесторов в капитале российских стратегических организаций, позволяющих обеспечить защиту интересов Российской Федерации и способствующих формированию в Российской Федерации прозрачных условий деятельности для иностранных инвесторов.
Законопроект устанавливает разрешительный порядок участия иностранных инвесторов в деятельности коммерческих организаций, имеющих стратегическое значение. Перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для безопасности Российской Федерации определен в статье 3 законопроекта.
В соответствии со статьей 4 законопроекта к сделкам, подлежащим предварительному согласованию, относятся сделки по приобретению, в том числе в порядке первичного размещения при создании коммерческой организации, имеющей стратегическое значение, иностранным инвестором (группой лиц) акций (доли) в ее уставном капитале либо иные сделки, в результате которых иностранный инвестор (группа лиц) приобретает контроль над коммерческой организацией, имеющей стратегическое значение.
Предварительное согласование указанных сделок и контроль за их исполнением осуществляют уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и Правительственная комиссия, состоящая из представителей федеральных органов исполнительной власти под руководством Председателя Правительства Российской Федерации.
Предлагаемый законопроектом механизм согласования сделок и контроля за их исполнением представляется своевременным и в целом эффективным. Вместе с тем, ряд положений законопроекта требуют, по нашему мнению, уточнения.
Предметом правового регулирования в соответствии с данным законопроектом является деятельность "коммерческих организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации". Однако законопроект не устанавливает критерии отнесения коммерческих организаций к таковым, определяя только, как было указано выше, Перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для безопасности Российской Федерации.
Ключевое понятие законопроекта "национальная безопасность Российской Федерации" в российском законодательстве используется наряду с терминами "безопасность Российской Федерации" (например, в Федеральном законе "О Федеральной службе безопасности"), "национальная безопасность" (например, в федеральных законах о бюджетах, Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Представляется, что эти термины требуют унификации, исходя из того, что безопасность Российской Федерации понимается в соответствии с Конституцией Российской Федерации как безопасность государства в целом.
Другое ключевое понятие "угроза национальной безопасности" трактуется законопроектом "в значении, определяемом законодательством Российской Федерации". Однако федеральное законодательство не содержит исчерпывающий перечень угроз национальной безопасности. Раздел III "Угрозы национальной безопасности Российской Федерации" в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 г. N 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10.01.2000 г. N 24), содержит некоторое описание возможных угроз. Вместе с тем, предусмотренные законопроектом согласующие и контролирующие органы принимают решения на основе оценки возможности возникновения угроз национальной безопасности Российской Федерации при совершении согласуемой сделки. В связи с этим, содержание понятия "угроза национальной безопасности" требует уточнения.
Кроме этого, недостаточно четко определены полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти и Правительственной комиссии, а также порядок их взаимодействия. Исходя из Пояснительной записки к законопроекту, уполномоченный орган исполнительной власти "хотя и будет наделен определенными контрольными полномочиями, все же не будет иметь права на принятие решения по существу", это прерогатива Правительственной комиссии. Частью 1 статьи 5 законопроекта предусмотрено, что уполномоченный орган дает "предварительное согласие" на совершение сделки "на основании решения Правительственной комиссии", которое принимается позже. При этом, "предварительное согласие" трансформируется в части 5 статьи 6 в "соглашение", заключаемое между уполномоченным органом и заявителем, которое вступает в силу "одновременно с принятием Комиссией решения о согласовании сделки". Целесообразно уточнить юридический статус этого соглашения, полномочия указанных органов и порядок их взаимодействия.
Исходя из вышесказанного, Комитет Государственной Думы по безопасности поддерживает концепцию представленного законопроекта, предлагает принять его при рассмотрении в первом чтении и устранить указанные замечания при подготовке ко второму чтению.
Первый заместитель |
М.И. Гришанков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.