Заключение
Комитета по информационной политике Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 4 сентября 2007 г. N 135
на проект федерального закона N 406891-4 "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", внесенный Московской городской Думой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект предусматривает внесение изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Предлагается узаконить положение о запрете на распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о национальной, расовой принадлежности или об отношении к религии потерпевших лиц, лиц, совершивших правонарушения, лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Статья 26 Конституции Российской Федерации содержит положение о том, что каждый гражданин Российской Федерации вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, отношения к религии и закрепляет равенство всех перед законом и судом.
Законопроект направлен на усиление обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при использовании его персональных данных в СМИ и компьютерных сетях.
Федеральный закон "О персональных данных" (N 152-ФЗ от 27 июля 2006 года) предусматривает в пункте 10 статьи 3 положение о конфиденциальности персональных данных, которое является обязательным для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом и требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
Пункт 1 статьи 10 указанного Федерального закона содержит положения о специальных категориях персональных данных. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 этой же статьи.
Россия ратифицировала Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года (далее Конвенция), с поправками, одобренными Комитетом министров Совета Европы 15 июня 1999 года, подписанную от имени Российской Федерации в Страсбурге 7 ноября 2001 года, с определенными заявлениями (Федеральный закон "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" N 160-ФЗ от 19 декабря 2005 года).
Конвенция в своих статьях 6, 7 и 8 содержит положения о специальных категориях денных, касающиеся# расовой принадлежности, политических взглядов или религиозных или других убеждений, их защите и дополнительных гарантиях для субъекта данных, которые не могут подвергаться несанкционированному доступу к ним и их распространению.
Действующие сегодня правовые нормы содержат достаточно предписаний, которые и без прямого установления запрета на указание в СМИ национальности, расовой принадлежности, вероисповедания тех или иных лиц, могут полностью обеспечить права граждан при распространении соответствующей информации.
Часть первая статьи 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" предусматривает положение о недопустимости использования средств массовой информации для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, статья 49 возлагает на журналиста, а тем самым и на средство массовой информации, широкий круг обязанностей при осуществлении профессиональной деятельности, в том числе и уважение прав, законных интересов, чести и достоинства граждан и организаций. Статья 51, указанного Закона, в которой закреплено положение о недопустимости злоупотребления правами журналиста, запрещает использовать право на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по расовой, национальной принадлежности или отношению к религии. Нарушение требований статьи 51 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" ведет к привлечению журналиста к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 130 Уголовного кодекса РФ, статьи 151, 152 Гражданского кодекса РФ).
Исходя из вышеизложенного Комитет Государственной Думы по информационной политике считает нецелесообразным принятие данного законопроекта при рассмотрении его Государственной Думой в первом чтении.
Председатель |
В.Я. Комиссаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.