Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации являются органами народного представительства, осуществляют законодательную власть. Результативность и эффективность в осуществлении депутатом законодательного органа субъекта Российской Федерации своих полномочий в работе представительного органа субъекта Российской Федерации, в частности при голосовании, работе с избирателями, во взаимоотношениях с руководителями и должностными лицами органов государственной власти различных уровней, органов местного самоуправления предопределяется наличием законодательно закрепленных полномочий. В этой связи субъекты Российской Федерации в законах о статусе депутатов законодательных органов предусматривают права депутатов на депутатский запрос в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в различные организации и обязанность указанных органов дать ответ на депутатский запрос. Таким образом, депутат представительного органа субъекта Российской Федерации, осуществляя свою деятельность, имеет возможность получать наиболее полное представление о состоянии дел в различных сферах жизнедеятельности и способствовать своевременному решению возникающих вопросов.
Закрепление субъектами Российской Федерации полномочий депутата на депутатский запрос в законах о статусе депутатов законодательных органов основано на положениях статей 10, 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которые предоставляют субъекту Российской Федерации право на законодательном уровне регулировать вопросы статуса депутата, гарантии депутатской деятельности.
Учитывая многогранность и многоаспектность содержания депутатского запроса, необходимо отметить, что на вопросы (проблемы), содержащиеся в депутатском запросе, государственные органы субъектов Российской Федерации не всегда могут дать ответ в полной мере, поскольку не располагают необходимой информацией либо вопрос, содержащийся в запросе, находится не в их компетенции. В этой связи актуальным представляется направление депутатского запроса в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, иные федеральные структуры.
Между тем, суды правомерно признают противоречащими федеральному законодательству нормы законов субъектов Российской Федерации о статусе депутата, предоставляющие право депутату законодательного органа субъекта Российской Федерации на направление запросов к находящимся на территории субъекта Российской Федерации территориальным органам федеральных государственных органов. Это же касается и первоочередного порядка приема депутатов регионального уровня должностными лицами указанных органов.
Следует отметить, что как особая форма осуществления депутатских полномочий депутатский запрос и право на личный прием в первоочередном порядке не могут рассматриваться в качестве обращения гражданина, рассматриваемого в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации", поскольку указанный Федеральный закон предусматривает порядок рассмотрения обращений граждан, непосредственно затрагивающих права и свободы обращающегося лица.
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, регулируются Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", иными федеральными законами. Разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе обладатель информации. В этой связи проектом предлагается внести соответствующие изменения, обязывающие государственные органы Российской Федерации, их территориальные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, находящиеся на территории субъекта Российской Федерации, безотлагательно (а при необходимости получения дополнительных материалов - не позднее 30 дней со дня получения обращения) представлять запрашиваемые документы или сведения, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, которые представляются в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.
При этом необходимо отметить, что право депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации на получение информации вытекает из его статуса и не может рассматриваться как право гражданина, так как в соответствии с частью 2 статьи 8 вышеотмеченного Федерального закона гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц информации, лишь непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Председатель |
К. Толкачев |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Председатель |
К. Толкачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.