г. Красноярск |
|
14 июня 2012 г. |
Дело N А69-2741/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" июня 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва от "07" марта 2012 года по делу N А69-2741/2011, принятое судьей Чамзы-Ооржак А.Х.
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва (далее - учреждение, Пенсионный фонд, фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (далее - управление, ответчик) о признании недействительными постановлений должностных лиц службы судебных приставов и обязании возбудить исполнительное производство по постановлению о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя от 22.07.2011 N 01801890002752 в отношении Начи-оол Сарофимы Ивановны ( далее предприниматель).
Предприниматель привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Решением суда от 07 марта 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 07.03.2012 не согласен, поскольку постановление, содержащее указание на отсутствие у фонда информации о счетах плательщика, является исполнительным документом применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), в связи с чем, основания для отказа в возбуждении исполнительного производства у судебного пристава отсутствовали.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 07.03.2012 считает законным и обоснованным, считает, что постановление фонда не является исполнительным документом, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http://www.3aas.arbitr.ru.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Пенсионным фондом вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 22.07.2011 N 01801890002752, на основании которого заявитель постановил произвести за счет имущества Начи-оол С.И. взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и соответствующих пени, начисленных за нарушение срока их уплаты, в общем размере 12 393 рублей 84 копейки.
26.07.2011 ГУ УПФР в г. Кызыле РТ обратилось в Межрайонный отдел судебных приставов по реализации особо важных исполнительных производств г. Кызыла Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва с заявлением о возбуждении исполнительного производства на основании указанного постановления с приложением справки об отсутствии текущих, расчетных счетов.
09.08.2011 судебным приставом-исполнителем Ондар С.С. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 6978/11/02/17 в отношении Начи-оол С.И. Постановлением старшего судебного пристава Достай О.С. от 28.11.2011 постановление о возбуждении исполнительного производства N 6978/11/02/17 отменено в связи с тем, что постановление Пенсионного фонда 22.07.2011 N 01801890002752 не соответствовало требованиям, предъявляемым к исполнительному документу. Постановлением от 29.11.2011 судебный пристав-исполнитель Ондар С.С. отказал в возбуждении исполнительного производства в связи с отсутствием в приложениях к постановлению документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств.
Считая, что постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 29.11.2011, а также постановление от 28.11.2011 об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства, нарушают его права и законные интересы и не основаны на нормах действующего законодательства, фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного пристава - исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, совершили действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что постановление фонда от 22.07.2011 N 01801890002752 при отсутствии приложенных к нему сведений об отсутствии у плательщика страховых взносов счетов в банках не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительному документу, что является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции необоснованными в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства в случае, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 данного закона.
В соответствии со статьей 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:
1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;
2) судебные приказы;
3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;
4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;
5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;
6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
7) постановления судебного пристава-исполнителя;
8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;
9) исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.
Суд апелляционной инстанции считает, что постановление фонда о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов от 22.07.2011 N 01801890002752 является исполнительным документом, предусмотренным пунктом 8 статьи 12 Закона об исполнительном производстве, исходя из следующего.
Указанное постановление вынесено на основании статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о страховых взносах в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
В силу части 1 статьи 20 Закона о страховых взносах в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Согласно части 14 статьи 19 Закона о страховых взносах при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 20 Закона о страховых взносах решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 7 статьи 20 Закона о страховых взносах исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
Следовательно, судебный пристав неправомерно отказал фонду в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве в связи с тем, что постановление от 22.07.2011 N 01801890002752 не является исполнительным документом.
Доводы ответчика о том, что фондом не получены от налогового органа сведения о наличии (отсутствии) у должника расчетных счетов в банках; справка фонда является ненадлежащим документом, поскольку основана только на сведениях базы данных фонда и не содержит информации об отсутствии указанных сведений в налоговых органах и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП); фонд не представил доказательств установления расчетных счетов должника, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Статьей 20 Закона о страховых взносах не установлена обязанность контролирующего органа прилагать к исполнительному документу какие-либо доказательства, подтверждающие информацию об отсутствии у должника счетов в банках.
Кроме того, из материалов дела следует, что фонд в соответствии с пунктом 3.1.1 Соглашения о взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов от 21.01.2011 N АД-30/33/01сог/12/01-1 к постановлению о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 22.07.2011 N 01801890002752 приложил справку (л.д. 16), из которой следует, что в результате проверки сведений о плательщике страховых взносов на основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученной из регистрирующего органа, установлено, что информация о счетах плательщика Начи-оол Сарофимы Ивановны в территориальном органе ПФР отсутствует.
Кроме того, судебным приставом в результате направления соответствующих запросов (в период после возбуждения исполнительного производства и до вынесения оспариваемого постановления об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства) установлено наличие у Начи-оол С.И. счета, средств на котором недостаточно для исполнения требований исполнительного документа. Доказательств, подтверждающих наличие средств у должника, ответчиком не представлено.
Поскольку постановление от 22.07.2011 N 01801890002752 является исполнительным документом, предусмотренным пунктом 8 статьи 12 Закона об исполнительном производстве, и соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, предусмотренные пунктом 4 статьи 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве, отсутствуют, то старший судебный пристав Межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва Достай О.С. неправомерно постановлением от 28.11.2011 отменил постановление о возбуждении исполнительного производства, а судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва Ондар С.С. неправомерно постановлением от 29.11.2011 отказал в возбуждении исполнительного производства, в связи с чем, указанные постановления следует признать недействительными.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции в качестве восстановительной меры считает необходимым обязать ответчика - Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва принять меры по возбуждению исполнительного производства на основании постановления Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва от 22.07.2011 N 01801890002752 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя).
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от "07" марта 2012 года по делу N А69-2741/2011 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными постановление старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва О.С. Достай от 28.11.2011 об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства, а также постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва С.С. Ондар от 29.11.2011 об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва принять меры по возбуждению исполнительного производства на основании постановления Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва от 22.07.2011 N 01801890002752 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя).
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-2741/2011
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кызыле, ГУ УПФ РФ в г. Кызыле
Ответчик: Управление Федеральной службы судебных приставов по РТ, УФССП по РТ
Третье лицо: Начи-оол Сарофима Ивановна
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18078/12
27.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18078/12
18.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3851/12
14.06.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1726/12