Заключение Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 12 сентября 2007 г. N вн. 3.8-13/1033
по проекту федерального закона N 455348-4 "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рассмотрел проект федерального закона N 455348-4 "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом устанавливаются изъятия ограничительного характера для участия иностранных инвесторов в уставных капиталах коммерческих организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации, и совершения иностранными инвесторами иных сделок, имеющих целью установление контроля над указанными организациями. При этом Законопроект устанавливает перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации, определяет виды сделок, на которые распространяется действие закона, а также критерии, при наличии которых иностранный инвестор будет обязан обратиться в уполномоченный орган за разрешением на совершение сделки по приобретению акций коммерческой организации, имеющей стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации, либо за разрешением на совершение иной сделки, в результате которой иностранный инвестор получит контроль над российской стратегической организацией.
Законопроектом установлено, что такого рода сделки совершаются с предварительного согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, на основании решения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, возглавляемой Председателем Правительства Российской Федерации.
Законопроектом также определен порядок рассмотрения ходатайств о согласовании сделок, права и обязанности органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, и органов федеральной службы безопасности, а также правовые последствия несоблюдения устанавливаемых Законопроектом требований.
Комитет отмечает, что предусмотренный Законопроектом порядок осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации, позволяет создать правовые условия и механизмы участия иностранных инвесторов в капитале российских стратегических организаций, обеспечивает защиту национальных интересов Российской Федерации и способствует формированию в Российской Федерации предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов.
Вместе с тем, по мнению Комитета, ряд положений Законопроекта нуждается в уточнении, дополнительном обсуждении и детализации при его подготовке ко второму чтению. В частности, необходимо согласовать положения Законопроекта с другими федеральными законами, в которых также используется понятие коммерческих организаций, имеющих стратегическое значение (например, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)").
По мнению Комитета, необходимо уточнить используемое в статье 2 Законопроекта понятие "иных действий", позволяющих оказывать влияние на деятельность коммерческой организации. Под это определение может быть отнесено, например, предоставление кредита.
Законопроектом определяются случаи приобретения контроля одним иностранным инвестором или группой лиц над коммерческой организацией, имеющей стратегическое значение. По мнению Комитета, вопрос о регулировании случая, когда указанные Законопроектом доли участия (акции) приобретены в совокупности несколькими иностранными инвесторами, не являющимися группой лиц в соответствии с законодательством о защите конкуренции, требует дополнительного обсуждения.
По мнению Комитета, требует дополнительного обоснования и уточнения приведенный в статье 3 Законопроекта перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации. В частности, предусмотренное пунктом 39 части 1 статьи 3 "осуществление деятельности хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение в области разработки, производства и реализации металлов и сплавов со специальными свойствами" в соответствии с законодательством Российской Федерации не является "видом деятельности" и не в полной мере соотносится с процедурами определения доминирующего положения на товарных рынках, предусмотренных Федеральным законом "О защите конкуренции".
Комитет полагает, что недостаточная конкретизация определений отдельных видов деятельности создает возможность расширительного толкования норм законопроекта и может привести к неоправданному расширению регулирующими органами круга сделок, в отношении которых должен применяться разрешительный порядок установления контроля иностранными инвесторами.
По мнению Комитета, в части 2 статьи 3 представляется необходимым уточнить в течение какого срока и в каком объеме осуществлялись определенные в статье 3 виды деятельности.
Комитет отмечает необходимость упрощения и конкретизации порядка подачи и рассмотрения ходатайств, определенного статьями 5 и 6 Законопроекта.
Требует уточнения приведенная в статье 6 формулировка "признаки наличия лицензии...". Необходимо также в статье 6 более четко определить необходимый объем информации, который должен быть принят во внимание при принятии решения о согласовании сделки.
Комитет считает, что в Законопроекте целесообразно определить порядок принятия на себя заявителем обязательств, предусмотренных частью 3 статьи 6, в том числе, определить форму обязательств инвестора, а также возможность применения различных способов обеспечения исполнения этих обязательств. Указанные обязательства нуждаются в уточнении с учетом оговорки о том, что они исполняются "в рамках полномочий" инвестора.
В Законопроекте необходимо определить основания для дачи отрицательного заключения федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности на сделки, подпадающие под действие Законопроекта. По мнению Комитета, это поможет снизить коррупционные риски и устранит возможность использования процедур согласования в целях недобросовестной конкуренции.
Комитет отмечает, что указанные выше недостатки могут быть решены в рамках рассматриваемой концепции при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 455348-4 "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Первый заместитель |
Ю.Г. Медведев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.