г. Самара |
|
09 июня 2012 г. |
Дело N А49-9158/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.О.,
с участием:
от Отдела вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пензе - Лапшина З.В., по доверенности от 01.12.2011 года,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г.Пензы -Разина Т.А., по доверенности от 30.05.2012 года N 03-27/0789, Шукшина А.И., по доверенности от 30.05.2012 года N 03-27/0793,
от третьего лица - Разина Т.А., по доверенности от 05.03.2012 года N 05-12/02506,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 июня 2012 года, в зале N 6, апелляционную жалобу
Отдела вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пензе,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 03 апреля 2012 года по делу N А49-9158/2011, судья Столяр Е.Л.,
по заявлению Отдела вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пензе, (ИНН 5837041548; ОГРН 1095837002535), г. Пенза,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г.Пензы, г. Пенза,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области, г. Пенза,
о признании частично недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пензе обратился в арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы с учетом уточнения заявленных требований, о признании недействительным решения от 30.09.2011 г. N 103 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на прибыль в сумме 96 145 908 руб., пени - 15 538 781 руб., штрафа в сумме 747 573 руб. с учетом изменений, внесенных решением Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области от 01.12.2011 г. N 11-47/125.
Решением суда первой инстанции от 03 апреля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу просит решение суда первой инстанции отменить полностью, ссылаясь на то, что при вынесении решения судом первой инстанции не были установлены все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела по существу, и им не была дана надлежащая правовая оценка.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители ответчика считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу от 24.05.2012 г. N 03-29/03437. Просят решение суда оставить без изменения, апелляционную, жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу от 30.05.2012 г. N 05-13/06164. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную, жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела налоговым органом в период с 13.05.2011 г. по 01.09.2011 г. проведена выездная налоговая проверка Управления вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Пензе, правопреемником которого на основании приказа от 12.07.2011 г. N 164 является заявитель, по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2010 г., о чем налоговым органом принято решение от 30.09.2011 года N 103.
Указанным решением установлено, что заявитель не уплатил в бюджет налог на прибыль за 2008-2010 годы в общей сумме 96 145 908 руб., в связи с чем заявителю начислены соответствующие пени и применена налоговая санкция за неуплату налога.
Согласно позиции налогового органа в нарушение пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 39, пункта 1 статьи 249 Налогового кодекса РФ ОВО УМВД России по г.Пензе занижена налогооблагаемая база по налогу на прибыль за 2008-2010 годы в общей сумме 454 579 042 руб. (в том числе за 2008 год - 148 324 005 руб., 2009 год - 150 903 979 руб., 2010 год - 151 836 754 руб.) и не уплачен в бюджет налог на прибыль за 2008-2010 годы в общей сумме 96 145 908 руб. (в том числе за 2008 год - 35 597 761 руб., 2009 год - 30 180 796 руб., 2010 год - 30 367 351 руб.).
Решением Управления ФНС России по Пензенской области от 01.12.2011 г. N 11-47/125 решение налогового органа от 30.09.2011 г. N 103 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения изменено в части исчисления суммы штрафа за неуплату налога на прибыль по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ - штраф за неуплату налога на прибыль уменьшен до суммы 747 573 руб., в остальной части обжалуемое решение утверждено.
Считая решение налогового органа в указанной выше части незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерациии налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются, в том числе, российские организации.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях настоящей главы признается для российских организаций -полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой (статья 247 Кодекса).
К доходам в целях настоящей главы относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации).
Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы (пункт 1 статьи 248 Кодекса).
В целях настоящей главы доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (пункт 1 статьи 249 Кодекса).
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (пункт 2 статьи 249 Кодекса).
Реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (пункт 1 статьи 39 Кодекса).
Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями в проверяемом периоде были предусмотрены статьей 321.1 Налогового кодекса РФ (действовала до 01.01.2011 г.), в соответствии с которой налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета) налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
В соответствии с нормами статьи 35 действующего до 01.03.2011 г. Закона РФ от 18.04.1991 г. N 1026-1 "О милиции" (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) финансирование милиции, в состав которой входили подразделения милиции вневедомственной охраны, осуществлялось за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Указанной статьей также предусматривалось, что подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров.
Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г. N 589 (в редакции изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2004 г. N 349), предусматривалось, что вневедомственная охрана осуществляет свою деятельность на принципах самоокупаемости, самофинансирования и содержится за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников. При этом расходование средств на содержание подразделений вневедомственной охраны осуществляется по утвержденной в установленном порядке смете доходов и расходов по нормам и нормативам, применяемым в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Законом РФ "О милиции" был предусмотрен особый способ целевого финансирования вневедомственной охраны за счет средств, получаемых от организаций и граждан за оказанные им платные услуги.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Закон РФ "О милиции" были внесены изменения, согласно которым из статьи 35 были исключены положения о финансировании подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 г. N 489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, приостановлении действия Постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации Постановления Совета Министров СССР от 22 февраля 1988 г. N 263 в связи с Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2005 год" в Положение N 589, внесены изменения, согласно которым из пункта 10 исключены положения об осуществлении вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и о содержании за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Кроме того, утратил силу пункт 11 данного Положения, который предусматривал, что фонд оплаты труда работников вневедомственной охраны формировался в пределах 80 процентов от средств, поступающих по договорам от собственников. Данный пункт также предусматривал, что средства, остающиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат, а накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ.
В соответствии с пунктом 10 действующего в проверяемом периоде и до 01.01.2012 г. Положения N 589 оплата охраны объектов и других услуг производилась по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5 -процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами.
Статьей 19 Федерального закона от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2004 год" установлено, что начиная с 2004 года средства, поступающие на счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке в органах федерального казначейства учреждениям Министерства внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с договорами, заключенными в установленном порядке подразделениями органов внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также возмещения убытков в связи с кражами, пожарами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, зачисляются в полном объеме в доходы федерального бюджета.
Как установлено материалами дела, в проверяемом периоде ОВО при ОВД по Первомайскому району г. Пензы, ОВО при ОВД по Ленинскому району г. Пензы, ОВО при ОВД по Октябрьскому району г. Пензы, ОВО при ОВД по Железнодорожному району г. Пензы, УВО при УВД по городу Пензе, правопреемником которых является заявитель, заключало договора с юридическими и физическими лицами на охранные услуги.
Согласно материалам дела заявитель заключал гражданско-правовые договоры и оказывал от своего имени охранные услуги, за осуществление которых клиенты, которым подобные услуги оказывались, перечисляли на расчетный счет заявителя денежные средства, из чего следует, что заявитель действовал от своего имени и в своих интересах и являлся участником гражданско-правовых отношений.
В 2008 году доход заявителя от оказания охранных услуг составил 149 428 089 руб. (ОВО при ОВД по Первомайскому району г. Пензы - 34 102 299 руб.; ОВО при ОВД по Ленинскому району г. Пензы - 51 734 924 руб.; ОВО при ОВД по Октябрьскому району г. Пензы - 35 440 545 руб.; ОВО при ОВД по Железнодорожному району г. Пензы - 28 150 321 руб.); в 2009 году -152 454 997 руб. (ОВО при ОВД по Первомайскому району г. Пензы - 27 421 240 руб., ОВО при ОВД по Ленинскому району г. Пензы - 41 885 666 руб.; ОВО при ОВД по Октябрьскому району г. Пензы - 23 861 105 руб.; ОВО при ОВД по Железнодорожному району г. Пензы -21 483 527 руб.; УВО при УВД по городу Пензе - 37 803 459 руб.); в 2010 году - 152 695 956 руб.
Установлено материалами дела, что заявитель в проверяемом периоде являлся получателем бюджетных средств на осуществление основной деятельности, поскольку в 2008 году ОВО при ОВД по Первомайскому району г. Пензы на лицевой счет получателя средств федерального бюджета поступили денежные средства в сумме 34 780 315 руб., ОВО при ОВД по Ленинскому району г. Пензы -46 406 692 руб., ОВД при ОВД по Октябрьскому району г.Пензы - 27 757 385 руб., ОВО при ОВД по Железнодорожному району г.Пензы - 25 632 044 руб.
На лицевой счет заявителя как получателя бюджетных средств в 2009 году поступили денежные средства в сумме 151 710 240 руб., а в 2010 году - 154 198 866 руб.
Полученные заявителем бюджетные средства были израсходованы по статьям расходов, в том числе на заработную плату, пособия по социальной помощи населению, услуги связи, транспортные и коммунальные услуги, работы (услуги) по содержанию имущества, прочие работы (услуги), увеличение стоимости основных средств и увеличение стоимости материальных запасов.
Вместе с тем, заявителем в составе расходов не были учтены суммы по списанным материалам и основным средствам стоимостью до 20 000 руб., приобретенных за счет внебюджетных источников, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Такие расходы заявителя в 2008 году составили 1 104 084 руб. (ОВО при ОВД по Первомайскому району г. Пензы - 269 120 руб.; ОВО при ОВД по Ленинскому району г. Пензы - 468 283 руб.; ОАО при ОВД по Октябрьскому району г. Пензы - 228 585 руб.; ОВО при ОВД по Железнодорожному району г. Пензы - 138 096 руб.), в 2009 году - 1 551 018 руб., в 2010 году - 859 202 руб.
Указанные расходы были произведены заявителем и документально подтверждены.
Налоговый орган обоснованно указал в оспариваемом решении о занижении заявителем налоговой базы по налогу на прибыль в общей сумме 451 064 738 руб., в том числе в 2008 году - 148 324 005 руб., 2009 году - 150 903 979 руб., 2010 году - 151 836 754 руб., и неуплате в бюджет налога на прибыль в общей сумме 96 145 908 руб., в том числе в 2008 году - 35 597 761 руб., в 2009 году - 30 180 796 руб., 2010 году - 30 367 351 руб.
Таким образом, средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определяемом главой 25 Налогового кодекса Российской Федеоации.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.01.2012 г. N ВАС-16876/11.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Аналогичные выводы содержит решение суда первой инстанции.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе заявителя, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что Отделу вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пензе предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 1 000 руб. до рассмотрения апелляционной жалобы, то госпошлина подлежит взысканию с Отдела вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пензе, (ИНН 5837041548; ОГРН 1095837002535), г. Пенза в размере 1 000 (одна тысяча) руб. в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 03 апреля 2012 года по делу N А49-9158/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Отдела вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пензе, (ИНН 5837041548; ОГРН 1095837002535), г. Пенза, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) руб.
Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-9158/2011
Истец: Отдел вневедомственной охраны УВД РФ по городу Пензе, Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пензе
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1226/13
17.10.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17884/13
02.09.2013 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-9158/11
12.09.2012 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-9158/11
09.06.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5365/12