Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)" направлен на правовую регламентацию изменения подхода к сущности и структуре государственного образовательного стандарта. В этих целях предлагается также конкретизировать такие понятия как "примерная основная образовательная программа", "основная образовательная программа образовательного учреждения" и "дополнительная образовательная программа образовательного учреждения".
Пунктом 5 статьи 43 Конституции Российской Федерации предусматривается установление Российской Федерацией федеральных государственных образовательных стандартов.
С 1992 года в Российской Федерации устанавливались государственные образовательные стандарты как совокупность нескольких компонентов: федерального, регионального (национально-регионального), а с 2000 года - и компонента образовательного учреждения. В результате компонентного формирования государственных образовательных стандартов разрушалась их целостность, а государственный образовательный стандарт, как документ, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, наличествует только в части федерального компонента.
Закон Российской Федерации "Об образовании" установил единый для всех уровней (ступеней) образования состав государственного образовательного стандарта и его федерального компонента, что мешает развитию академических свобод образовательных учреждений (организаций), а также не учитывает особенности формирования образовательных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров.
Анализ практики применения указанных законодательных положений выявил ряд недостатков как действующей структуры государственного образовательного стандарта в целом, так и его федерального компонента.
Установленная одинаковая трехкомпонентная структура государственного образовательного стандарта не может быть реализована на единых принципах для всех уровней образования, например, для аспирантуры и докторантуры. Поэтому до настоящего времени для этих видов послевузовского профессионального образования государственные образовательные стандарты не разработаны.
Составляющая федерального компонента "обязательный минимум содержания основных образовательных программ" постоянно вызывает дискуссии в обществе, в результате которых обязательный минимум перерастает и постоянно расширяющийся обязательный максимум набора знаний, но не конкретных умений и компетенций выпускников, которые он должен иметь на выходе из образовательного учреждения.
До настоящего времени не разработаны единые для всех уровней образования педагогические принципы формулирования обязательного минимума содержания основной образовательной программы, как и не разработано само ее понятие.
Составляющая федерального компонента "требования к уровню подготовки выпускников" фактически не реализуется в связи с тем, что по сути требования должны иметь подразделение на уровни освоения программы. На деле - они едины для всех выпускников и по ним можно ответить, на определенной научной основе, только на вопрос "освоен или не освоен государственный образовательный стандарт".
Требования к уровню подготовки выпускников зачастую сформулированы на знаниевой основе (заучивание, запоминание и т.п.) и не ориентированы на формирование устойчивых компетенций обучающихся и выпускников.
Кроме того, в законодательстве Российской Федерации в области образования отсутствуют понятия образовательных программ: основной, дополнительной и примерной. В течение 14 лет идут дискуссии в педагогической среде по данной проблеме. Отсутствие указанных понятий создает проблемы при их толковании и определении содержания образовательных программ.
Законопроект основывается на признании необходимости приведения норм действующего законодательства в области образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации - установлении федеральных государственных образовательных стандартов и отказе деления их на федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения. Тем не менее, отказ от компонентного деления федерального государственного образовательного стандарта не предполагает отказ от участия в формировании основных образовательных программ органов управления образованием, образовательных учреждений и самих обучающихся.
Законопроектом предлагается ввести понятие федерального государственного образовательного стандарта как совокупности нормативных правовых предписаний, устанавливающих от имени Российской Федерации систему правил и требований, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении (организации), имеющем государственную аккредитацию и реализующем основные образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
Целью разработки законопроекта является создание системы законодательных положений, устанавливающих принципы формирования федеральных государственных образовательных стандартов с учетом специфики уровней (ступеней) образования.
Для этого законопроектом предполагается внести изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части замены имеющегося в настоящее время института государственных образовательных стандартов, состоящих из трех компонентов: федерального, регионального (национально-регионального) и компонента образовательного учреждения на институт "федеральный государственный образовательный стандарт".
Предлагаемая структура федерального государственного образовательного стандарта включает в себя "требования к результатам освоения основных образовательных программ", "требования к структуре основных образовательных программ" и "требования к условиям реализации основных образовательных программ".
Под требованиями к результатам освоения основных образовательных программ подразумеваются требования к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ должны возрастать от одного уровня образования к другому и обеспечивать их преемственность.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ внутри одного уровня образования должны обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации.
Требования к структуре основных образовательных программ включают требования к соотношению (объемам) составляющих программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.) и требования к соотношению обязательной части программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса.
Под требованиями к условиям реализации основных образовательных программ подразумеваются требования к обеспечению реализации основной образовательной программы.
Для аспирантуры (адъюнктуры), интернатуры и ординатуры уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются государственные требования к структуре основных профессиональных образовательных программа.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются государственные требования к основной образовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации.
К отдельным дополнительным профессиональным образовательным программам могут устанавливаться государственные требования в случаях, предусмотренных законодательством или актами Правительства Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов будет определяться Правительством Российской Федерации.
Введение федерального государственного образовательного стандарта позволит обеспечить единство федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на всей территории Российской Федерации, преемственность образовательных программ различных уровней образования и преемственность в исторически сложившейся культуре формирования образовательных программ. При этом сохраняется установленная действующим законодательством об образовании свобода образовательного учреждения в формировании образовательной программы, а также возможность органов управления образованием влиять на содержание образования с учетом региональных и (или) национальных особенностей.
Кроме того, формирование понятий "примерная основная образовательная программа", "основная образовательная программа образовательного учреждения" и "дополнительная образовательная программа образовательного учреждения" позволит повысить требовательность к разработке содержания образования образовательными учреждениями всех уровней, а также создаст предпосылки для более объективного контроля за их деятельностью.
Под примерной основной образовательной программой в общем образовании и профессиональном образовании предполагается понимать совокупность базисного (примерного) учебного плана и (или) примерных программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) с учетом уровня и ступени образования.
Для отдельных дополнительных профессиональных образовательных программ, по которым установлены государственные требования, также предполагается разработка примерных дополнительных образовательных программ.
Разработка примерных программ для докторантуры не предполагается.
Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения и образовательного учреждения профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, специфики и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и иных участников образовательного процесса, и включает в себя требования к результатам подготовки выпускников, учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также: для образовательных учреждений профессионального образования - программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии; для общеобразовательных учреждений - перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.
Данные положения не предполагается распространять на докторантуру.
Дополнительная образовательная программа направлена на реализацию потребностей и запросов обучающихся, и включает рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
Принятие данного законопроекта позволит создать реальный механизм повышения качества образования, что является важнейшим фактором гуманизации и демократизации общества, его социально-экономического и научно-технического развития, формирования новой отечественной экономики, построенной на знаниях, и обеспечения конкурентоспособности России, позволит вывести отечественное образование на мировой уровень.
Принятие законопроекта будет способствовать развитию академических свобод образовательных учреждений (организаций) и позволит учитывать особенности формирования образовательных программ подготовки научных и научно-педагогических кадром, а также позволит восполнить пробелы правового регулирования в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части формирования федеральных государственных образовательных стандартов, снимет проблемы при толковании понятий основной, дополнительной и примерной образовательных программ и определении их содержания.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменении понятия и структуры государственного образовательного стандарта)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Перечень
правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)", а также необходимых для обеспечения действия норм законопроекта
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)" потребует внесения изменений в следующие акты:
Указ Президента Российской Федерации от 29 ноября 1994 г. N 2131 "Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях";
Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 511 "О классификаторе правовых актов";
Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации";
Распоряжение Президента Российской Федерации от 17 марта 1995 г. N 131-рп "О Российской школе частного права";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р (О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года);
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. N 1340-р (О концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы);
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2005 г. N 1355-р (О концепции федеральной целевой программы "Русский язык" (2006-2010 годы)");
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р (О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы);
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1994 г. N 174 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования";
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 650 "Об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования";
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1237 "Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении";
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 420 "Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением";
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов";
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 612 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате";
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 677 "Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении";
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. N 237 "Вопросы Российской академии живописи, ваяния и зодчества";
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания";
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 696 "Об утверждении Положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах и Положения о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах";
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии";
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 908 "О Концепции реформирования системы начального профессионального образования";
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1117 "Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. N 1204 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста";
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1473 "Об утверждении перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается";
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г. N 1046 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой";
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 650 "Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования";
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. N 796 "Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)";
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1999 г. N 1255 "Об обучении граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования";
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1999 г. N 1323 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения";
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1394 "О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления";
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396 "Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений";
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 1437 "Об утверждении Типового положения о межшкольном учебном комбинате";
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе";
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 309 "О федеральных компонентах государственных образовательных стандартов дошкольного образования";
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. N 745 "Об утверждении Положения о статусе воспитанников воинских частей";
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны";
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. N 160 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)";
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении";
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N 264 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. N 352 "О федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г.";
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 289 "Об утверждении Положения о Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2005 г. N 36 "Об утверждении Правил разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования";
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2005 г. N 187 "Об Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2005 - 2010 годы";
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 833 "О федеральной целевой программе "Русский язык (2006 - 2010 годы)";
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 375 "Об утверждении устава федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.