Заключение Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 3 сентября 2007 г. N 83-2
на проект федерального закона N 448303-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 448303-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет отмечает следующее.
Концепция данного законопроекта состоит в установлении нового подхода к содержанию и структуре государственного образовательного стандарта. Сущность изменений, предлагаемых Правительством Российской Федерации, заключается в следующем:
- введение в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" понятия федерального государственного образовательного стандарта более полно и точно отражает положение пункта 5 статьи 43 Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты;
федеральные государственные образовательные стандарты рассматриваются как целостная совокупность обязательных требований при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, вместо действующего понятия государственного образовательного стандарта, состоящего из отдельных разрозненных компонентов;
- вводится назначение государственных образовательных стандартов: федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и в соответствии с этим назначением изменяется структура государственных образовательных стандартов, состоящих из: а) основных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса, б) условий реализации основных образовательных программ и в) результатов освоения основных образовательных программ взамен действующей нормы по установлению "в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников";
- устанавливается единый подход к формированию федеральных государственных образовательных стандартов и последующему их утверждению в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
- проводится четкое разграничение оснований для реализации образовательных программ: реализации образовательными учреждениями основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования осуществляется на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а реализация образовательных программ дошкольного, образования, отдельных программ дополнительного образования и программ послевузовского (кроме докторантуры) образования - на основе государственных требований;
- конкретизируются и уточняются такие понятия как "примерная основная образовательная программа", "основная образовательная программа образовательного учреждения" и "дополнительная образовательная программа образовательного учреждения", уточняется соотношение между ними.
Принятие данного законопроекта призвано способствовать реализации принципа развития и сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации, созданию расширенных условий для академических свобод и мобильности обучающихся, позволит создать реальный механизм повышения качества образования и государственного контроля реализации образовательных программ всех уровней, что является важнейшим фактором гуманизации и демократизации общества, его социально-экономического стабилизации.
Законопроект предлагается ввести в действие с 1 июля 2008 года и в нем предусмотрено переходное положение о том, что обучение лиц, зачисленных в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения до вступления его в силу, осуществляется по действовавшим государственным образовательным программам.
Законопроектом также предлагается внести изменения в ряд других законодательных актов Российской Федерации, связанных с терминологическими уточнениями, вносимыми в вышеуказанные Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", и носящими сопутствующий характер.
В поступивших отзывах субъектов Российской Федерации в абсолютном большинстве содержится поддержка концепции законопроекта: из 20 органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, приславших отзывы, 18 поддерживают законопроект, 43 органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, приславших отзывы, поддерживают законопроект и 1 не поддерживает.
Следует отметить, что законопроект имеет некоторые недостатки. Так, в названии законопроекта исходя из сложившейся юридической техники слово "некоторые" следует заменить на "отдельные". При дальнейшей работе над законопроектом целесообразно в ряде случаев уточнить уместность контекстного сочетания терминов "федеральные государственные образовательные стандарты" и "государственные требования", уточнить целесообразность включения в текст законопроекта норм, не относящихся к его концепции, например абзац 8 пункта 8 статьи 1, статей 13 и 14, пунктов 1 и 2 статьи 15 и др.
Заключение Правового управления Государственной Думы содержит замечания юридико-технического характера и отдельные правовые неточности, которые следует учесть при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании вышеизложенного Комитет по образованию и науке считает возможным и целесообразным принять в первом чтении проект федерального закона N 448303-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)".
Председатель |
Н.И. Булаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.